- Преподавателю
- Другое
- Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Хохломская ярмарка
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Хохломская ярмарка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалёва В.Н. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад №1»
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре
в подготовительной группе.
Тема: « Хохломская ярмарка».
Воспитатель: 1КК Ковалёва В.Н.
п.г.т. Подгоренский 2015год
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: интегрированная
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству; художественному творчеству в рисовании.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
-продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством;
-помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности Хохломской росписи;
-закрепить навыки рисования элементов Хохломской росписи;
-развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
Познавательное развитие;
-способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств;
-развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.
Речевое развитие:
-пополнять словарный запас детей;
-развивать грамматический строй речи;
Материалы и оборудование к занятию: народные костюмы, хохломская посуда и предметы быта, муляжи ягод, листьев и травы, большая ложка и тарелка из бумаги, деревянные заготовки ложек и тарелок, фартуки и нарукавники, гуашь, кисти, стаканчики для воды и смешивания красок, салфетки, дощечки из разной древесины и молоток, аудиозаписи, компьютер.
Дидактические игры: «Выложи узор», «Собери корзинку», «Собери ягоды для узора».
Ход НОД
(Под русскую народную мелодию, дети заходят в зал).
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада всех вас видеть у меня в гостях. Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас на весёлую ярмарку.
- Хотите побывать на ярмарке?
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
-Закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Раз, два, три! На ярмарку попади!»
(Звучит мелодия «Ярмарка»).
1слайд - изображение ярмарки
-Вот мы и попали на удивительно красивую ярмарку.
(В зале организована выставка изделий хохломских мастеров).
-Посмотрите, какие здесь яркие, красивые предметы, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко. Вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды: малина, и клубника, и смородина - сами так и просятся в рот.
-Дети, а что делают на ярмарках, зачем их устраивают?
(Надо показать и продать работы мастеров, полюбоваться работами и повеселиться).
- Изделия, каких мастеров мы здесь с вами видим.
(Это изделия мастеров золотой хохломы, а посуда называется хохломской).
-Почему посуду называют Хохломской?
(Посуду изготавливали во всех окрестных сёлах. Свозили на ярмарку в Хохлому. Оттуда, расписная посуда расходилась по всему белому свету. Так посуду назвали хохломской).
2 слайд село Хохлома.
- Недалеко от города Нижний Новгород есть село Хохлома. В этом селе и его окрестностях живут мастера, которые изготавливают такую посуду.
Как волшебная Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка - мастерица,
Золотая Хохлома.
-Из чего сделаны эти предметы?
(Все предметы сделаны из дерева).
- Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Древесину, каких деревьев используют мастера для изготовления Хохломской посуды
(Посуду делают из древесины липы, берёзы и ольхи).
- А почему именно из этих пород дерева?
(Породы этих деревьев мягкие и податливы в обработке).
Опыт с деревянными дощечками.
-Что ещё можно увидеть на ярмарке?
(Ярмарка - это праздник, где все поют, танцуют, веселятся).
-Правильно. Давайте и мы повеселимся.
Танец «Золотая хохлома».
-Давайте ещё раз рассмотрим эту чудесную посуду.
Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Это - чудо, это сказка.
Наша хохлома.
-Сколько тепла и доброты излучает эта гладкая, радующая глаз посуда. А как вкусно есть из такой сказочной тарелки, да ещё и золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото. Ведь сделали это чудо золотые руки мастеров.
-Какие узоры вы видите на посуде?
(Листики, ягодки, завитки и точечки).
-Как вы думаете, с чем можно сравнить эти рисунки? Мастер сам их выдумывает или где-то заимствует?
(Веточки, листочки, травка, ягодки, всё это есть в природе).
-Правильно! Мастер очень любит и знает природу.
3 слайды изделия из хохломы.
-Расскажите, что вы знаете об хохломских узорах? Давайте поиграем в игру «Выбери узор хохломской росписи и расскажи о нём».
(Дети выбирают узор хохломской росписи, называют его и рассказывают о нём).
(Травинки)
(Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка», который отдалённо напоминает осоку).
-Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого, во все стороны отходят изогнутые стебли с завитками. Нажим кисти приходится на самую широкую часть травинки.
(Листочки)
(Листочек - это чаще всего лист смородины).
-Листочки и цветы начинают выполняться с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки цветков.
(Кудринки)
(Самый затейливый узор называется «кудрина»: травка превращается в крупные кудри-завитки).
-«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
(Ягодки)
(Мастер использует ягоды бруснички, крыжовника, смородинки, клубнички, рябинки),
-Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубнику и малину рисуют сразу. Молодцы ребята, вы многое знаете о хохломской росписи.
-Я предлагаю вам украсить эту тарелку и эту ложечку узором из ягод. Но где взять нам ягоды?
(В лесу или в сад можно собрать ягоды и листочки с травинками).
-А куда их сложить?
(Сложить всё можно в корзинку).
-А откуда нам корзиночку достать? Оглянитесь вокруг из чего можно её смастерить? (Подходят к заготовке корзинки).
Д/и «Собери корзинку».
( Дети складывают из заготовок две корзинки, девочки и мальчики).
-Какие красивые корзиночки.
Д/и «Собери ягоды для узора».
А теперь на торговых рядах девочки соберут нужные ягоды, а мальчики соберут листочки и травинки.
(Дети собирают и высыпают всё на ковре).
Д/и «Выложи узор».
(Дети, выкладывают узоры на тарелке и ложке).
-Очень хорошо. А как вы думаете, легко ли сделать настоящую хохломскую посуду?
(Звучит музыка, входит мастер).
Мастер
-Здравствуйте, ребята! Вы пришли полюбоваться на хохломскую посуду?
- Уважаемый мастер, мы с ребятами хотим узнать, как изготавливается такая посуда.
Мастер
-Хорошо, я вам расскажу. Присаживайтесь по удобнее.
Показ презентации поэтапное изготовление Хохломы.
1слайд
-Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу.
2 слайд
-Потом сушит её и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, теперь её нужно пропитать льняным маслом.
3 слайд
-А золота для «золотой хохломы» и не требуется. Вместо золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная.
4 слайд
-Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным узором.
-Спасибо мастер за интересный рассказ. Мы многое узнали.
Мастер
-Ребята, я не успеваю закончить расписать все свои работы, а
ведь ярмарка уже началась. Помогите мне.
-Поможем мастеру? Я предлагаю стать его учениками подмастерьями. Кто такие подмастерья?
(Подматерьями называют молодых помощников мастера, они во всём помогали мастеру и в последствии освоив все операции становились мастерами) .
Мастер
-Пока вы будете заняты делом, я пойду делать ещё заготовки.
-Прежде чем приступить к работе оденем, специальную форму.
(Дети одевают фартуки ,и нарукавники, а мастер уходит).
-Кто скажет, какой цвет использует мастер в хохломской росписи?
(В хохломской росписи используется красный, чёрный, золотой цвета).
-А ещё используются дополнительные цвета зелёный и чёрный.
-Представьте, что у мастера закончилась зелёная краска. Как выйти из этой ситуации?
(Надо получить цвет путём смешивания двух других цветов).
-Какие краски надо смешать?
(Надо смешать жёлтую и синюю краску).
-Молодцы.
Опыт с красками.
-Молодцы. У всех получился нужный цвет.
-Как нужно располагать узор на ложке?
(Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры).
-Как рисовать узор на тарелке?
(Внутри тарелки рисуем узор, располагая его по кругу).
-Работать мы будем в разных цехах. Один цех по росписи ложек, а другой по росписи тарелок. А теперь за дело.
Самостоятельная работа детей за столами.
(Дети работают под музыку, воспитатель контролирует всех детей и помогает).
- Молодцы ребята. Мастеру понравится ваша работа. Давайте полюбуемся вашими работами. Какая из них нравится больше всего и почему? Какую посуду вы бы купили на ярмарке для себя или в подарок? А я бы купила все ваши работы потому, что они очень красивые. Теперь мастеру есть что показать, а заодно он и вас прославит. - А сейчас мои ребятки отгадайте вы загадку.
Длиннохвостая лошадка, Привезла нам каши сладкой. (Ложка).
-Конечно же, это деревянная ложка. А вот и они, расписные ложки. (Открывает фартук и раздаёт ложки гостям).
Ложки эти не простые на них можно играть. Давайте поиграем на ложках и пригласим поиграть гостей.
(Играют на ложках под музыку).
Ребёнок
Ой, вы гости дорогие
У нас работы расписные
Мы писали их, старались
Подарить вам собирались.
(Дети дарят под музыку свои изделия).
-Ребята, ярмарка заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки, скажем 1,2,3, в детский сад наш попади.
(Уходят под музыку из зала).