• Преподавателю
  • Другое
  • Возможности использования мультимедийных презентаций в процессе преподавания экономических и правовых дисциплин

Возможности использования мультимедийных презентаций в процессе преподавания экономических и правовых дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

vgpgk.vrn.ru/files/2015_konf/СБОРНИК_ПЕДЧТЕНИЙ_17.12.2015_ТОМ_2П.pdf

Возможности использования мультимедийных презентаций в процессе преподавания экономических и правовых дисциплин

Меженская С.И., к.э.н., преподаватель спецдисциплин Богучарского филиала

ГБПОУ ВО «ВГПГК»

[email protected]

Мультимедийные технологии - одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

Проблема эффективного использования мультимедиа презентаций становится чрезвычайно актуальной. Случаи регулярного применения мультимедиа технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин не редки и связаны в основном с математикой и физикой, то есть теми науками, которые легче всего поддаются компьютерному моделированию. Кроме того, программисты имеют, как правило, достаточно хорошую подготовку по математике, что позволяет им создавать большое количество разнообразных обучающих программ.

С преподаванием экономических и юридических дисциплин ситуация немного сложнее. Программного обеспечения, пригодного для систематического использования в процессе обучения, нет. Какими бы красочными интерактивными свойствами не обладали готовые мультимедийные продукты, они далеко не всегда соответствуют специфическим образовательным целям преподавателей. Современному педагогу необходим инструмент разработки и сбора из отдельных мультимедиа-компонентов единого законченного мультимедиа-приложения. Одной из перспективных моделей обучения является использование инструментальных программ для разработки собственных мультимедийных продуктов. Поэтому преподавателю необходимо научиться самостоятельно создавать мультимедийные пособия для конкретной дисциплины и конкретной темы занятия, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Но для начала следует разобраться, что же такое учебная презентация?

По определению специалистов презентация (мультимедиа-презентация) предполагает хитросплетение компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единичную среду. Как правило, презентация содержит текст, изображения и анимацию, скомпилированную для комфортного восприятия информации.

Сейчас информационные технологии позволяют создавать презентации с внедрением аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, вставлять в них гиперссылки (создавать навигацию).

Характерной особенностью презентации считается ее интерактивность, то есть возможность взаимодействия пользователя с учебным материалом передовыми компьютерными средствами.

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все занятия перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Преподаватель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает учебное занятие менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет студентам быстрее и глубже усвоить материал по той или иной дисциплине.

Презентации уже традиционно применяются в учебной деятельности в колледже, они позволяют разнообразить выступление и подтвердить слова выступающего наглядно.

Презентации традиционно содержат в себе контент (текст), картинки к нему и могут представлять собой один файл Microsoft Office (.ppt, .pps, .pptx, .ppsx) или zip-архив с презентацией и дополнительными методическими материалами к ней.

Обсуждение преподавателями различных дисциплин вариантов использования мультимедийных технологий, и прежде всего презентаций, закономерно. На данный момент актуальным является вопрос о том, какое место презентации должны занимать на лекционных, семинарских и практических занятиях.

Все соглашаются с тем, что использование информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения более технологичным и более результативным. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их в будущем. Но есть главный успех - интерес учащихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать занятия не похожими друг на друга. Это ощущение постоянной новизны способствует развитию у молодежи интереса к обучению .

Исследуя отзывы многих педагогов, которые высказывают свои мысли на образовательных форумах и в блогах, и на основе собственных наблюдений можно отметить, что использование презентационных материалов на занятиях помогает: рационализировать формы подачи информации; повысить степень наглядности; получить быстро обратную связь; отвечать научным и культурным интересам и запросам студентов; создать эмоциональное отношение к учебной информации; значительно активизировать познавательную деятельность студентов; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса; повысить эффективность усвоения учебного материала; сделать более интересным процесс изучения дисциплины.

Опираясь на собственный опыт и учитывая мнения коллег можно сформулировать и предложить для обсуждения основные правила подготовки учебных презентаций, суть которых состоит в следующем.

1.Логическая последовательность создания презентации:

  • структуризация учебного материала,

  • составление сценария презентации,

  • разработка дизайна мультимедийного пособия,

  • подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),

  • проверка на работоспособность всех элементов презентации.

2. Слайды презентации должны содержать только основные моменты лекции (основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений),

3. Общее количество слайдов не должно превышать 20 - 25, не стоит перегружать слайды различными спецэффектами, иначе внимание обучаемых будет сосредоточено именно на них, а не на информационном наполнении слайда,

4. На уровень восприятия материала большое влияние оказывает цветовая гамма слайда, поэтому необходимо позаботиться о правильной расцветке презентации, чтобы слайд хорошо «читался», нужно чётко рассчитать время на показ того или иного слайда, чтобы презентация была дополнением к излагаемому материалу, а не наоборот. Это гарантирует должное восприятие информации слушателями.

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Необходимо найти правильный баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его мультимедийными элементами, чтобы не снизить результативность преподаваемого материала. Также, что при создании мультимедийных презентаций необходимо будет учитывать особенности восприятия учебной информации с экрана.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на протяжении всего занятия. Для правильного выбора стиля потребуется знать принципы эргономики, заключающие в себя наилучшие, проверенные на практике преподавателями методы использования тех или иных компонентов мультимедийной презентации. При создании мультимедийного пособия следует ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно. После того как будет найдена «изюминка», можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам и виду занятия.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

К мультимедийной презентации должна быть составлена методическая записка, в которой указывается, на кого рассчитана данная презентация, виды умений, которые вырабатываются с её помощью, на каком учебном материале базируется программа, примерное время работы, место данной программы в учебном процессе. Другими словами, мультимедийный программный продукт должен иметь сценарий по использованию для возможности применения его другими педагогами.

Использовать учебные презентации на занятиях в колледже можно при:

  • закреплении материала,

  • изучении новой темы,

  • проверки знаний.

Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду положительных последствий:

  • происходит повышение уровня использования наглядности на занятиях;

  • увеличивается эффективность занятия;

  • устанавливается прочная межпредметная связь с другими дисциплинами;

  • преподаватель, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний студентов .

Что касается студенческих презентаций, то они незаменимы во внеаудиторной деятельности - для разного рода проектов, при выполнении самостоятельных индивидуальных заданий. Практика подтверждает, что следует более расширенно использовать компьютерную технику и новейшие технологии в учебном процессе. Это способствует улучшению качества знаний у студентов и способствует повышению интереса к учебе.

В процессе обучения студенты должны выполнять различные индивидуальные, самостоятельные задания по каждой дисциплине. В качестве такой задачи может быть подготовка мультимедийной презентации и ее защита.

Умелое использование программы PowerPoint для создания мультимедийных презентаций дает огромные возможности для развития творческих способностей студентов, формируя важные в современных условиях жизни навыки: анализа определенного массива информации и критическое его осмысление; выделение главного в информационном сообщении; систематизация и обобщение материала; рациональное представление определённого массива информации.

Следует полагать, что работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению той или иной дисциплины или конкретной темы, способствует повышению уровня восприятия информации, формированию у студентов собственной точки зрения, умение ее аргументировать и отстаивать, а также способствует повышению их успеваемости.

Литература

  1. Горбачев С. Н. Использование мультимедиа технологий в образовательном процессе - Електронний ресурс: jurnal.org/articles/2010/ped56.html

  2. Дубчак Н.В. Виступ на засіданні МО вчителів гуманітарного циклу на тему:«Використання мультимедійних презентацій на уроках української мови та літератури з проблемно-пошуковим методом навчання» Електронний ресурс: nauch.com.ua/geografiya/3324/index.html

  3. Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. И. Кругликов. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 204-206 с.

  4. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.

  5. osvita.ua/school/manage/teaching/31692/

  6. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / [отв. ред. В. И. Солдаткин]. - М.: МГИУ, 2013. - 508 с.


© 2010-2022