- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лысова Е.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Лысова Е.В.
Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС
Ещё на школьной скамье ребята хотят найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, открытыми ко всему новому. И это ключевая особенность школы будущего. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые хотят знать больше. Они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому еще в школе необходимо привить интерес к различным областям науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Так в нашей гимназии существует секция «Юный исследователь», научный руководитель Примм И.Р. Главная задача секции - дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей.
Какое значение для ребенка имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
С проектами исследовательской работы обучающиеся выступают в классе, в школьной секции «Юный исследователь», в районных и региональных очных и заочных конференциях. Мой ученик Курганский Антон принял участие в 4 региональной конференции в секции « География» с работой «Радуга и краски» и получил диплом призера 3 степени.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
-
знакомство с проведением учебных исследований
-
развитие творческой исследовательской активности
-
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
-
ознакомление с научной картиной мира
-
вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
-
Выбор темы.
-
Постановка цели и задач.
-
Гипотеза исследования.
-
Организация исследования.
-
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения. Эти работы так и называются "Мои маленькие исследования" .
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работы Курганского Антона по теме: «Радуга и краски» Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной и районной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список литературы.
1.Национальная образовательная инициатива президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа»//Министерство образования и науки Российской Федерации.- URL: xn--8oabucjiibhvga.xn--piai/ (дата обращения 15.05.2014).