«Раскрасим мир разноцветными красками…» (из опыта работы с детьми с ОВЗ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАСКРАСИМ МИР РАЗНОЦВЕТНЫМИ КРАСКАМИ…» (из опыта работы с детьми с ОВЗ)


Материал подготовила Вобликова Екатерина Сергеевна - методист структурного подразделения центр дополнительного образования «Гармония» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями сегодня очень актуальна. Кроме специальных школ, в общеобразовательных школах открываются классы компенсирующего обучения, в детских садах и учреждениях дополнительного образования формируются специальные группы для «особых» детей. Главное - максимально возможное приспособление таких детей к жизни, привитие им навыков самообслуживания, ознакомление с окружающим миром, обучение общению. Именно с этой целью разрабатываются инновационные проекты, в центре которых - вопросы социальной адаптации детей с проблемами в здоровье и развитии.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в России рождается около 30000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. таких детей, из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Инклюзивное (инклюзия - это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий) образование сегодня является одним из приоритетов государственной образовательной политики России.

Примером создания инклюзивной образовательной среды являются занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ООО «Реацентр Самара», проводимые педагогами структурного подразделения центра дополнительного образования «Гармония» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области. Учебная работа на занятиях строится на социальной адаптации посредством вовлечения детей в разнообразные виды деятельности. Кто-то из них обладает ослабленной памятью, кто-то быстрой утомляемостью, у некоторых замедленное восприятие, другие - гиперактивны. Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и педагогам, и родителям. К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение, но и взять на себя ответственность за их состояние и поведение. Задача наших педагогов при работе с гиперактивным ребёнком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. При этом необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания. В образовательном процессе прослеживается совместная деятельность детей, родителей и педагогов дополнительного образования структурного подразделения центр дополнительного образования "Гармония". Педагоги проводят занятия по следующим направлениям: лепка из глины и солёного теста, изобразительное искусство (рисование в разных техниках - гуашь, акварель, графика, рисование шерстью), бумагопластика (модульное оригами, квиллинг, декупаж ) и многое другое. Эта деятельность характеризуется терпимостью и дружелюбием, внимательным отношением к детям. На занятиях педагоги создают атмосферу доверия, сотрудничества и комфортности.

Гиперактивные дети, как правило, имеют большой опыт неудач, конфликтов, трудностей в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Хвалят их гораздо реже, чем других детей. Поэтому дети с синдромом дефицита внимания (СДВ) особенно чувствительны к критике и вообще к эмоциональной окраске, обращённой к ним речи. Для них важно не столько то, что говорится, сколько то, как это говорится. Педагоги особенно внимательны к интонационной окраске своего голоса при обращении к ним. Даже критика должна быть позитивной. Они нетерпеливы, бурно выражают свои эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца. Дети с СДВ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники, и стремятся к социальному взаимодействию. Но при этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злятся. Их поведение сложно предсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому им трудно общаться со сверстниками. Кроме того, у детей с СДВ может быть нарушена грамматическая структура речи. Они торопятся высказаться, из-за чего их речь плохо воспринимается, поэтому сложно понять, чего они хотят, когда говорят.

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, а иногда и бесцельном движении, поэтому, полезно обучать этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью наши педагоги используют, например, пальчиковые игры.

Основной акцент ставится на индивидуальные психофизические особенности каждого ребёнка. Педагоги придерживаются на занятиях следующих принципов:

  • каждый способен чувствовать и думать;

  • каждый имеет право на развитие и общение.

Занятия проводятся по художественно-эстетической направленности: рисование пальчиками, карандашами, мелками, точечное рисование, лепка из глины, пластилина, солёного теста, аппликация, оригами. Занятия для гиперактивных детей сопровождаются музыкальными произведениями известных классиков, что является немаловажной составляющей.

Дети учатся жить, не прибегая, без крайней необходимости, к посторонней помощи или вспомогательным средствам, воспринимать себя как людей, способных определять перспективы своей жизни, выбирать способы осуществления своих планов, принимать ответственные решения и управлять жизненными ситуациями. Осознав реальность преодоления объективно существующих ограничений, они приобретают веру в возможность получения образования как основы обустройства полноценной жизни.

Ребёнок с ограниченными возможностями отличается своей зависимостью от других людей и, прежде всего, от родителей. Семья в восприятии этих детей есть мир, в котором они только и могут существовать. Создаваемая педагогическая практика изначально рассчитана на создание условий, благоприятных для того, чтобы ребёнок-инвалид мог «превозмочь» себя и приобрести образование, позволяющее ему самостоятельно организовать свою жизнь.

Детство - это особый период в жизни каждого человека. И именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребёнка, зависит формирование его самосознания и самооценки и, в целом, всей его жизни. А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен. Их детство ограничено узкими социальными рамками, изолировано от общества. Их жизнь насыщена психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все. В настоящее время ведётся разработка комплексной дополнительной образовательной программы по работе с детьми с ОВЗ. И так хочется верить, что мы сможем раздвинуть социальные рамки, наполнив детские сердца гармонией и раскрасив их мир разноцветными красками…



© 2010-2022