Мы живем на Урале

Данная образовательная программа предполагает качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры. Деятельностный подход предлагаемый для освоения ребенком содержания образовательной программы опирается на предста...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные тенденции развития социокультурной ситуации ориентируют выявляют общественное внимание к региональным особенностям образовательного пространства. Еще «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу (25 лет), среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.

Образовательная программа «Мы живем на Урале» разработана в соответствии с документами, регламентирующими дополнительное образование: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.), Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно, Устав МКОУ ДОД «ЦВР «Эльдорадо» от 18 октября 2011г., Положение об образовательных программах дополнительного образования детей МКОУ ДОД «ЦВР «Эльдорадо», так же приняты во внимание основные концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва и отвечает современным принципам государственной политики - «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»1.

Новизна. Данная образовательная программа предполагает качественно иной уровень активно-деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирована на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры. Деятельностный подход предлагаемый для освоения ребенком содержания образовательной программы опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности- мотивы- цели- условия- действия) и объясняет процесс активно-исследовательского освоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Цель: воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности, формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач:


  1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.

  2. Развивать у детей интерес к родному городу (селу): к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям.

  3. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

  4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.

  5. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их.

  6. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам)своего этноса, других народов и национальностей.

  7. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

Движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей (Выготский Л.С.)2. При этом Выготским Л.С. подчеркивалось, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Именно в специфичных видах детских деятельностей ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его ориентировки и успешного действия в многообразных исторических и современных социокультурных условиях. Идея об амплификации развития детей дошкольного возраста отражена в более полном использовании возможностей, предоставляемых специфически детскими видами деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и др.), что будет способствовать приобщению детей к истории и культуре своего народа, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.

При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Как хорошо известно, любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры (Л.Г.Богославец О.И. Давыдова, А.А.Майер.)3. Свердловская область сохраняет за собой статус крупнейшего по численности населения региона (5 место среди регионов России). Это высокоурбанизированный регион, доля городского населения составляет 84,1 процента. На протяжении многих веков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную этническую историю.

Урал рубежа XX-XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революции и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессии, беженцев из стран бывшего СССР и настоящего СНГ и др.). Национальный состав населения Свердловской области:

русские - 85,74%, татары - 3,35%, башкиры - 0,73%, марийцы - 0,55%, удмурты - 0,32%, чуваши - 0,19%, мордва - 0,15%, украинцы - 0,83%, немцы - 0,35%, азербайджанцы - 0,33%, белорусы - 0,27%, армяне - 0,27%, таджики - 0,26%, узбеки - 0,22%, киргизы - 0,15%, казахи - 0,10%, и др. народы.4

На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.

Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека. В сфере образования формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.

При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии: деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.); научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.); теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.

Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства», реализации национально-регионального компонента становились предметом изучения основоположников и классиков педагогической науки: Я.П. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.Н. Толстого и др.

Развивая классические идеи, современная педагогика исходит из того, что учет этнорегиональной специфики является неотъемлемым компонентом современного образования (П.А. Апакеев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Б. Панькин и др.).

Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского. В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности. В научно-педагогическом сообществе России достаточно долгое время шел поиск путей гуманитаризации и гуманизации образования, с определением нового типа личности, которая должна формироваться в обозримом процессе при сочетании общекультурного развития и всемерного сочетания национальных и региональных культурных традиций (Е.В. Бондаревская, М.Н. Кузьмина, З.А. Манькова, Л.Л. Супрунова и др.). Идеи непрерывного и этнокультурного образования постоянно находятся в центре внимания ЮНЕСКО и других международных документах. Так, в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997г.) провозглашается, что воспитание и обучение должны содействовать освоению подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей5.

Идея образовательной программы в том, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он обеспечен социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития; действительно активно включен в деятельность; когда созданы условия, стимулирующие исследование, проявление инициативы, творчества, поддерживается совместная и индивидуальная познавательная активность ребенка.

Основными компонентами содержания образовательной программы являются: ознакомление с природой и культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.). Рассмотрение процесса образования детей дошкольного возраста в контексте национальной и социокультурной направленности воспитания позволяет выделить в его структуре (с позиций содержательно-целевого подхода) следующие компоненты:

- когнитивный, ребенок овладевает знаниями о природе, обществе, способах деятельности, присущих его народу. Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу;

- аффективный, ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;

- деятельностный, ребенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших качеств;

- креативный, ребенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

темы

Количество часов

1

Мой край - земля Урала

10

2

Культура и искусство народов Среднего Урала

13

3

Моя малая Родина

6

4

Моя семья

4

итого

34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы

Общее количество часов

В том числе

практических

теоретических

1

Вводное занятие

1


1

2

Мой край - земля Урала10

2.1

Дом, в котором мы живем

1

0.5

0.5

2.2

Урал опорный край державы

1

0.5

0.5

2.3

Топоним Урал

2

1

1

2.4

Природа Урала

1

0.5

0.5

2.5

Природные зоны Урала

1

0.5

0.5

2.6

Первобытный человек на Урале

1

0.5

0.5

2.7

Письма из прошлого: Капова пещера

1

0.5

0.5

2.8

Урал многонациональный

1

0.5

0.5

2.9

Заселение Урала русскими

1

0.5

0.5

3

Культура и искусство народов Среднего Урала 13

3.1

Игры коренных народов Урала

1

0.5

0.5

3.2

Пещера-чум-изба: кто там жил и когда?

1

0.5

0.5

3.3

Устройство русской избы

1

0.5

0.5

3.4

Новогодние традиции народов Урала

1

0.5

0.5

3.5

Светлый праздник Рождество

1

0.5

0.5

3.6

Святки: «От звезды -до воды»

1

0.5

0.5

3.7

Обереги народов Урала

1

0.5

0.5

3.8

Кукла «Пеленашка» оберег ребенка

1


1

3.9

Народные промыслы Урала

1

0.5

0.5

3.10

Тагильские сундуки

1

0.5

0.5

3.11

Златоустовская гравюра

1

0.5

0.5

3.12

Камнерезное искусство

1

0.5

0.5

3.13

Насыпная картина

1


1

4

Моя малая Родина 6

4.1

Село мое родное- Туринская Слобода

1

0.5

0.5

4.2

Где родился, там и пригодился.

1

0.5

0.5

4.3

Вот моя улица, вот он мой дом!

1


1

4.4

Мое село часть Урала, часть Росии

1

0.5

0.5

5

Моя семья 4

5.1

Семья- то, на чем держится мир

1

0.5

0.5

5.2

Традиции моей семьи

1

0.5

0.5

5.3

Спасибо деду за победу!

1

0.5

0.5

5.4

Я будущее страны!

1

0.5

0.5


СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Знакомство с целями и задачами занятий в объединении «Мы живем на Урале».

Мой край -земля Урала.

Задачи раздела:

1. Развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

2. Развивать интерес и уважение к деятельности взрослых на благо родного края, стремление участвовать в совместной со взрослыми деятельности социальной направленности.

3. Воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории.

4. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.

5. Воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов.

6. Развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их.

Культура и искусство народов Среднего Урала.

Задачи раздела:

1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам)своего этноса, других народов и национальностей.

2. Способствовать накоплению опыта познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, обеспечивая возможность отражения полученных знаний, умений в разных видах художественно-творческой деятельности.

3. Обеспечивать познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры.

4. Развивать способность к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

5. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Моя малая Родина.

Задачи раздела:

1.Развивать у детей интерес к родному городу (селу): к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города (села), горожан (сельчан), культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу (селу).

5. Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего города (села)

Моя семья.

Задачи раздела:

1. Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.

2. Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате первого года, обучения по программе: «Мы живем на Урале», ребенок Знает:

  • что Урал это часть России;

  • природные особенности Урала;

  • представителей животного мира;

  • особенности растительного мира;

  • национальности, проживающие на Урале;

  • герб, гимн, флаг- России, Свердловской области, с. Туринская Слобода.

Умеет:

  • показывать на карте Россию, Урал;

  • играть в игры народов Урала;

  • изготавливать оберег;

  • выполнять рисунки техникой «Насыпная картина».

Имеет представления о:

  • костюмах, традициях, национальностей, проживающих на Урале;

  • уникальности развития Урала;

  • промыслах уральских мастеров.


1Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Ст.3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

2Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -245 с.

3 Проекты в работе с семьей/ Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. - М.: Сфера, 2012.- 123с.

4О свердловской области//URL: midural.ru/100034/ Сайт правительства Свердловской области. Дата обращения 5.09.2014г.

5 Образование: сокрытое сокровище// URL: ifap.ru/library/book201.pdf/ Дата обращения 5.09.2014

© 2010-2022