Сообщение для методического объединения

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства. Особенно страдает молодое поколение, которое находится в очень трудной социально – психологической ситуации. Это связано в значительной мере с разрушением прежних устаревших стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентаций. Молодые люди, особенно сироты, утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позво...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области

Утверждаю:

____________ зам. по ВР









Сообщение для методического объединения



Тема: Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения



Ответственная:

Травкина О.Б.











23.03.11

«Трудные» подростки.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства. Особенно страдает молодое поколение, которое находится в очень трудной социально - психологической ситуации. Это связано в значительной мере с разрушением прежних устаревших стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентаций. Молодые люди, особенно сироты, утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный поведенческий стиль. (сл.2) В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. В силу разных этих причин они становятся не такими, как их сверстники. Их принято называть трудными подростками.

Я хотела бы уделить сегодня внимание данной проблеме нашего 6 класса. Понятие «трудный» - очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык. (сл.3) В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. (сл.4) Неужели эти дети - какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по школьной программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. (сл.5) Каждый трудный ребенок труден по-своему. (сл.6)

Если обратить внимание на наш класс в начале учебного года, то в силу тех или иных причин каждого из воспитанников можно было назвать трудными. У значительной части воспитанников «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. У другой части подростков трудности возникли в связи с приобретением знаний по программе 6 класса. И у одного из воспитанников периодически возникают трудности в процессе взаимодействия с коллективом класса. (сл.7)

Пути преодоления трудностей.

С начала учебного года ведётся постоянное наблюдение за детьми класса, склонными к нарушению поведения. Воспитатели класса тесно сотрудничают с учителями, психологами, социальным педагогом, старшим воспитателем и, если это необходимо, с медиками, замами по ВР и УР, директором.

Благодаря такой психолого-педагогической поддержке в нашем классе выработан целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий коллективного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Поэтому одной из важнейших педагогических задач воспитания является, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт.

Наша воспитательная работа строится, прежде всего, с учетом индивидуальных особенностей подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Невозможно сейчас дать какой-то определённый рецепт на каждый трудный случай нашей воспитательской практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы:

*не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка - дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

*недопустимо категорическое осуждение «трудного».

*остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте подростка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

*высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т. д. *умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной реабилитации подростка в классе и школе.

*формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с умением преодолевать трудности в учебной, трудовой и общественной жизни, а так же умение ладить с окружающими. Трудновоспитуемые, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка.

И последнее, хотелось пожелать другим воспитателям, работающим с трудными подростками:

*никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

*вовлечение всех детей класса в разные виды деятельности.

*разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

*замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как положительные качества сначала проявляется эпизодически, ситуативно.

*необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. (сл.8-11) В ребенка необходимо верить - это главное! (сл.12)

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Постоянно проводить анализ воспитательной работы с учетом положительного и отрицательного результата вашего общения с ребёнком.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

-ценить их откровенность, искренне интересоваться проблемами.

-общаться на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу.

-нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение.

-помнить об их ранимости и уязвимости.

-не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

-не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

-ни в коем случае нельзя грубо и категорично что то запрещать, т. к. он на данный момент не считает себя виновным. (сл.13)

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в вашей помощи, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Хотелось бы отметить, что за полгода, проведённой совместной работы с психологами, социальным педагогом, учителями, большинство проблем с воспитанниками класса решены положительно.

На март, месяц по-прежнему трудными подростками в классе считаются Балашов Д., Литвинов В., Власенко А.,

  • Литвинов В. - неумение сдерживать свою агрессивность по отношению к окружающим, которая выражается в вербальной и физической агрессии.

Совместно с психологом проводилась индивидуальная работа по снижению агрессии, которая заключалась в:

* игнорирование незначительной агрессии.

*во время вспышек физической агрессии неожиданное для подростка, быстрое (резкое) переключение на другой вид деятельности.

Кроме того ведение личного дневника, с записями и оценками по поведению и труду. Вовлечение подростка в классную и школьную учебную, трудовую, творческую и общественную жизнь. Вместе с соцпедагогом налаживание и поддерживание связи с родственниками. (сл.14)

  • Власенко А.. Последнее время у подростка наблюдается деградация, т.е. ухудшение приобретённых навыков во всех видах деятельности.

Постоянно с подростком обсуждаются его положительные действия в том или ином виде деятельности, а так же умение взаимодействовать с другими членами класса. Рассматриваются возможности дальнейших положительных действий подростка. Ведётся совместная работа с психологом. Чтобы не потерялись последние навыки, подросток находится под постоянным контролем воспитателей и психолога. Кроме того выставляется на педконсилиум. (сл.15)

  • Балашов Д. - завышенная самооценка.

Совместно с психологом:

*постоянно проводится индивидуальная работа.

*формируются у подростка представления о коллективе класса, о необходимости жить в дружбе с другими детьми, помогать другим, если это необходимо.

Совместно с соцпедагогом проводятся беседы о будущих жизненных устремления подростка, связанных прежде всего с умением преодолевать трудности в учебной, трудовой и общественной жизни, а так же умение ладить с окружающими.

С учителями: привлечение к различным тематическим, театральным и спортивным мероприятиям. (сл.16)

Заключение:

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в вашей помощи, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право! (сл.17,18)

5


© 2010-2022