Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования2курс

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«НАВАШИНСКИЙ СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»










ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования























2014.г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)

Технология машиностроения

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Навашинский судомеханический техникум»

Разработчики:

Тимина С.А.-преподаватель химии и биологии ________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Программа рекомендована цикловой методической комиссией

Председатель методической комиссии______________________/Т.В.Смирнова/

«________» _______________________2014____г.

Утверждена «_______» ________________________2014___г.

Заместитель директора по учебной работе ____________________/Л.С.Бирюкова/


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям)

09.02.03 Информационные системы (по отраслям)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16часов.

1.5 Перечень формируемых компетенций

Техник по сварочному производству должен обладать компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

0

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа

Реферат по заданной тематике

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).



Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экология и природопользование.


14

Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.

Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.

2

1

Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.


Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

2

2












Тема 1.3.

Природные ресурсы и рациональное природопользование

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

2

Тема 1.4.

Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.

2

2

Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.


Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

2

Тема 1.6.

Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.

Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.

2

2

Тема 1.7.

Физическое загрязнение.

Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

6


Раздел 2.

Охрана окружающей среды.


8


Тема 2.1.

Рациональное использование и охрана атмосферы.


Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

2

Тема 2.2.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.


Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

2

Тема 2.3.

Рациональное использование и охрана недр.


Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.

2

2

Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.


Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Примерная тематика рефератов.

Молочные продукты - в любом возрасте.

Генетически модифицированные продукты.

Добавки в пищевых продуктах.

Соя, и ее польза для здоровья.

Экология и здоровье человека.

Пища Франкенштейна.

6

Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.


8


Тема 3.1 Охрана ландшафтов.


Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

2

1

Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.

2

2

Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.


Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения

2

2

Тема 3.4. международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

4


Дифференцированный зачет по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»

2


Всего:

32

)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

  • фото или/и видео камера;

  • web-камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2010.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2012.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2012

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2010.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно). Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

Промежуточный контроль:

-Дифференцированный зачет

.


Разработчики:

ГБОУСПОНСТ_ _преподаватель____________С.А.Тимина____

6

© 2010-2022