- Преподавателю
- Другое
- Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования2курс
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования2курс
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимина С.А. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«НАВАШИНСКИЙ СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
2014.г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)
Технология машиностроения
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Навашинский судомеханический техникум»
Разработчики:
Тимина С.А.-преподаватель химии и биологии ________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Программа рекомендована цикловой методической комиссией
Председатель методической комиссии______________________/Т.В.Смирнова/
«________» _______________________2014____г.
Утверждена «_______» ________________________2014___г.
Заместитель директора по учебной работе ____________________/Л.С.Бирюкова/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям)
09.02.03 Информационные системы (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
-
определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
правовые вопросы экологической безопасности;
-
об экологических принципах рационального природопользования;
-
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16часов.
1.5 Перечень формируемых компетенций
Техник по сварочному производству должен обладать компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
0
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат по заданной тематике
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).
Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Экология и природопользование.
14
Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.
Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.
2
1
Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.
Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
2
2
Тема 1.3.
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
2
2
Тема 1.4.
Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
Принципы и правила охраны природы.
Ресурсные циклы. Система управления отходами.
2
2
Тема 1.5.
Мониторинг окружающей среды.
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
2
2
Тема 1.6.
Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.
Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.
Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.
2
2
Тема 1.7.
Физическое загрязнение.
Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе
6
Раздел 2.
Охрана окружающей среды.
8
Тема 2.1.
Рациональное использование и охрана атмосферы.
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
2
2
Тема 2.2.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.
2
2
Тема 2.3.
Рациональное использование и охрана недр.
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.
2
2
Тема 2.4. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов.
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Примерная тематика рефератов.
Молочные продукты - в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна.
6
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.
8
Тема 3.1 Охрана ландшафтов.
Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
2
1
Тема 3.2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация рационального природопользования в России.
2
2
Тема 3.3. Правовые основы и социальные вопросы защиты среды обитания.
Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения
2
2
Тема 3.4. международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.
4
Дифференцированный зачет по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»
2
Всего:
32
)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
-
сканер;
-
принтер.
Технические средства обучения:
-
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
-
фото или/и видео камера;
-
web-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.
-
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.
-
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.
Дополнительные источники:
-
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2010.
-
Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2012.
-
Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2012
-
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
-
осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
-
определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
знать:
-
правовые вопросы экологической безопасности;
-
об экологических принципах рационального природопользования;
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно). Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;
Промежуточный контроль:
-Дифференцированный зачет
.
Разработчики:
ГБОУСПОНСТ_ _преподаватель____________С.А.Тимина____
6