Учебная практика по природоведению «Природные явления вокруг нас» ( 5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие : «Природные явления вокруг нас»

Цель занятия: формировать понятия о различных природных явлениях, зависимость сезонных явлений от солнечного света; познакомить учащихся с различными природными явлениями; учить вести систематические наблюдения за объектами и явлениями природы; формировать умения обобщать накопленные представления о природе;

Воспитательная: формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязи с ней и способах ее сохранения, интерес к природе и проблемам ее охраны, деятельность по сохранению и улучшению природной среды; проявление инициативы в решение экологических проблем своего ближайшего окружения;

Развивающая: развить память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы; развивать потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств; развивать экологическую культуру учащихся, их кругозор.

Эпиграф:

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»

(В.А.Сухомлинский)

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Мотивация

С раннего детства и на протяжении всей своей жизни человек пытается найти ответы на тысячи вопросов, связанных с происходящими вокруг него явлениями. Тысячи "Почему" - вы задаёте пока растёте всем окружающим. На многие вопросы мы находим ответы сами по мере взросления. Другие остаются загадкой. Так и мы, открывая мир вокруг, пытались найти объяснение тому, что видели, с чем сталкивалась.

Нас всегда интересовала тема различных, таких близких к нам в повседневной жизни природных явлений. Почему мы видим радугу после дождя? Почему мы слышим эхо? Почему исчезает иней с деревьев? Порой кажется, что все это так близко, доступно и понятно человеку, но если задуматься, сколько же всего мы не можем объяснить, и часто из-за нехватки знаний!
II. Знакомство с природными явлениями

1. Природа

Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа?

Все, что тебя окружает, называется материальным миром, или проще - ПРИРОДОЙ. Живая природа - это животные, растения, другие организмы. Неживая природа - океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды… Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них. Но и рядом с изделиями человека множество природных объектов.

1. Приведи свои примеры из живой и неживой природы вокруг тебя (просто назови их)

В природе все время происходят какие-то изменения: течет река, дует ветер, плывут облака, происходят землетрясения, растут деревья, день сменяет ночь, лето сменяет зиму.

Все изменения, происходящие в природе, называются ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.

2. Приведи примеры (хотя бы по одному) известных тебе явлений природы:

а) которые ты сам наблюдал;

б) о которых ты слышал, читал, которые видел в кино.

3. Понаблюдай, какие изменения произошли в природе осенью по сравнению с летом и опиши эти изменения.

2.Человек и природа.

Человек - часть живой природы, хотя и занимает в ней особое место.

Первобытные люди во всем зависели от природы: будет засуха - будет голод, будет много дичи - будет удачная охота, а значит, и еда.

Человек был полностью беззащитен перед силами природы: он мог погибнуть от холода, поскольку не умел добывать огня, от различных болезней, потому что не умел их лечить.

Широкие реки, горные хребты, дремучие леса были для человека непреодолимыми препятствиями.

Шло время, и человек, используя и развивая свой природный дар - умение мыслить, постепенно освобождался от влияния грозных сил природы. Он научился выращивать злаки и орошать поля, изобрел машины, построил электростанции, заводы и фабрики, научился лечить многие болезни. Но и сегодня человек во многом зависит от природы и связан с ней.

Приведи (по возможности) примеры того, как современный человек зависит от природы.

3. Преобразования природы

Строя заводы, фабрики и электростанции, используя самолеты, корабли, автомобили, отлавливая рыбу, осушая болота, орошая пустыни, человек неизбежно влияет на природу. Это влияние часто бывает очень вредным и может нанести природе непоправимый ущерб.

Чтобы преобразовывать природу и не наносить ей вреда своей деятельностью, необходимо изучать природу, особенности и закономерности природных явлений.

Подумай, что ты можешь сделать для охраны природы.

4. Науки о природе

Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки. Но природа едина, и поэтому между разными науками о природе нет строгих границ.

Изучением явлений, происходящих в живой природе, занимается БИОЛОГИЯ.

Изучением явлений, происходящих в земных недрах и на поверхности Земли, а также с водами океанов и с воздухом, занимаются НАУКИ О ЗЕМЛЕ: физическая география, геология, океанология и другие.

Изучением явлений, происходящих с различными небесными телами - планетами, звездами, галактиками, - называется АСТРОНОМИЯ.

Превращения веществ изучает ХИМИЯ.

Общие закономерности явлений природы изучает ФИЗИКА.

Таким образом, ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, НАУКИ О ЗЕМЛЕ, АСТРОНОМИЯ и некоторые другие науки объединены общим названием - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

III. Закрепление

1. К каким явлениям (хим., физ., биол., астр., геогр.) ты отнесешь:

- Сгорание спички: дерево превратилось в уголь;

- полет мяча: его бросили и он летит;

- Земля движется вокруг Солнца;

- Гвоздь ржавеет: вместо железа образуется ржавчина;

- Стальная булавка притягивается к магниту;

- Рост собаки: из щенка она превращается во взрослую собаку;

- Извержение вулкана;

- На берег идет огромная морская волна - цунами;

- Птенец вылупляется из яйца;

- Карандаш падает со стола;

- Из саженца вырастает высокое дерево;

- В ночном небе видна комета;

- На ветвях дерева набухают почки;

- Форма «лунного серпа» изменяется в течение месяца;

- Происходит землетрясение;

- С помощью фотореактивов проявляется фотопленка;

- Ребенок на санках катится с горы;

- Кипит чайник

2. Заполите таблицу:

Химические явления

Физические явления

Биологческие явления

Астрономические явления

Географические явления


3. Приведи, пожалуйста, свои примеры явлений природы:

а) биологических;

б) географических;

в) астрономических.

IV. Экологическое воспитание

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на наши чувства. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

V. Просмотр презентаций

VI. Выступление учащихся

1. Радуга

2. Северное сияние

3. Физика за чайным столом

4. Эхо - звуковое явление

5. Осенние явления природы

6. «Где рождается снег?»

7. «Как образуется иней?»

Выступления учащихся

Осенние явления природы

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Листопад - замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман - это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега - первого предвестника сильного мороза.

Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

«Где рождается снег?»

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он - теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

Загадки:

1. На землю упало

Пуховое одеяло.

Лето пришло -

Одеяло все сошло. (Снег)

2. Пришла девочка Беляна,

Побелела вся поляна. (Снег)

3. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю - стал горой. (Снег)

4. Не колючий,

Светло-синий

По кустам развешан... (иней)

5. Старик у ворот

Все тепло уволок. (Мороз)

«Как образуется иней?»

Иней образуется так же, как и роса. Иней - это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

7


© 2010-2022