Выступление на педсовете на тему: Здоровье - категория педагогическая

Цель выступления на педсовете на тему: "Здоровье - категория педагогическая" - это систематизировать знания педагогов и воспитателей о понятиях «здоровье», «критерии здоровья», «профессиональные заболевания». Профессиональное здоровье педагога и воспитателя – это целостное образование, представляющее собой единство установок, знаний и умений по поддержанию и укреплению здоровья, позволяющее продуктивно осуществлять профессионально педагогическую деятельность.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете



Здоровье - категория педагогическая

Подготовила: Е.А. Циркина, социальный педагог



Цель: Систематизировать знания педагогов и воспитателей о понятиях «здоровье», «критерии здоровья», «профессиональные заболевания».

1. Здоровье. Преимущества и проявления здоровья в повседневной жизни

- Здоровье - естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (Большая советская энциклопедия)

- Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Устав Всемирной организации здравоохранения)

- Здоровье - это постоянное наличие энергии, необходимой, чтобы обеспечить гармоничное функционирование организма.

- Здоровье - это основа благополучия человека; здоровье позволяет раскрыться всем его физическим и духовным возможностям.

- Здоровье -это понятие не только физическое, но и нравственное; нравственно здоровый человек великодушен, благороден, дружелюбен и оптимистичен.

- Здоровье -это отсутствие у человека причин и побудительных мотивов для болезней.

Преимущества здоровья

Здоровье даёт возможности - физической адаптации к различным условиям; личностного роста.

Здоровье даёт силу - для труда, учебы, общения и построения отношений.

Здоровье даёт свободу - физических действий и передвижения по миру.

Здоровье даёт интерес - к жизни.

Здоровье приносит радость - от осознания безграничности собственных возможностей.

Здоровье создаёт платформу - для самореализации человека.

Проявления здоровья в повседневной жизни

Физические упражнения. Физические нагрузки приносят много пользы человеку, укрепляя организм и характер.

Трудовая деятельность. Чем более физически здоров и силен человек, тем больший отрезок времени он способен работать с полной отдачей.

Быт. Здоровый человек не нуждается в излишнем комфорте и роскоши, но нуждается в условиях, которые обеспечивают соблюдение гигиены.

2. Критерии здоровья

Можно указать следующие компоненты здоровья:

- Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.

- Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

- Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

- Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

- Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

3. Здоровье педагога и воспитателя

Здоровье педагога и воспитателя - это тандем физического и эмоционального благополучия.

«Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства - больному человеку все это не нужно! Неблагополучное состояние здоровья современного педагога и воспитателя уже даже не требует доказательств в виду явной очевидности. Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Имеются особенно распространенные среди педагогов и воспитателей болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Существование современного педагога и воспитателя протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, но есть в его деятельности и своя специфика:

  • Во-первых, педагогическая профессия - профессия здоровьеразрушающая;

  • Во-вторых, в современном обществе наблюдается кризис педагогической профессии - молодежь все реже «идет в педагогику» возрастной ценз среднего педагога стремительно увеличивается.

4. Профессиональные заболевания педагогов и воспитателей

Работа учителей и воспитателей - это постоянный стресс. Это "работа сердца и нервов", писал Сухомлинский. Поэтому профессиональные заболевания учителей - это, главным образом,

  • нестабильная нервная система,

  • болезни сердечно-сосудистой системы,

  • хроническая утомляемость,

  • нервно-психические заболевания.

Профессия педагога и воспитателя связана с риском возникновения таких заболеваний, как нарушение голосообразования, неврозы, психосоматические расстройства, болезни органов зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей, частые простудные заболевания, аллергические реакции. Около трети преподавателей при 10-15 летнем педагогическом стаже испытывают так называемый "педагогический криз", когда возникают ощущения усталости, раздраженности, неудовлетворенности результатами своего труда. При этом появление "педагогических кризов" совпадает с развитием гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. В более старших по стажу группах появляются болезни психосоматической природы, такие, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неврозы.

Следует отметить недостаточную медицинскую активность педагогов и воспитателей - только 11% педагогов в случае острого заболевания или обострения хронического процесса обязательно пройдут обследование и оформят больничный лист. Большинство педагогов и воспитателей переносят заболевания «не отходя от доски».

Необходимо помнить о том, что подобные болезни чаще возникают из-за постоянной перегрузки организма и, соответственно, снижения иммунитета.

Самые распространенные заболевания - это болезни горла: ларингит, фарингит. Профессия обязывает много говорить в процессе урока.

Совет. Если вы простужены, в конце рабочего дня вы рискуете лишиться голоса. Перенапряжение голосовых связок и инфекция могут дать непредсказуемый эффект. Постарайтесь меньше говорить, не повышайте голос.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата, а именно остеохондроз и другие проблемы с суставами и позвоночником - это, к сожалению, также профессиональные заболевания педагогов и воспитателей учебных заведений.

Совет. Делайте несложные физические упражнения в течение дня. Это разрядит напряженную атмосферу, придаст оптимизма и бодрости. Больше гуляйте.

Проблемы с желудочно-кишечным трактом (гастриты, язвы) - это те профессиональные болезни учителей, которые возникают в результате неправильного питания и особого, специфического образа жизни.

Совет. Придерживайтесь рационального питания (от латинского слова rationalis - «разумный»)- это именно полноценного питания здорового человека, с учетом его пола, возраста, характера труда, климатических условий.

Три основных принципа составляют суть рационального питания:

  1. Равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;

  2. Удовлетворение потребностей организма человека в определенном количестве, качественном составе и соотношении пищевых веществ;

  3. Соблюдение режима питания (то, что мы никогда не делаем).

Перекусив на скорую руку бутербродом и снова спеша на урок, педагог и воспитатель не задумывается о том, как его питание влияет на общее самочувствие. А ведь правильная работа желудочно-кишечного тракта - это основа укрепления иммунитета.

Особое внимание педагогам следует обращать на свое психоэмоциональное состояние. Основными признаками заболевания в этом случае являются нарушения сна, частые головные боли, повышение артериального давления.

Совет. Велико для здоровья человека значение режима работы и отдыха. Ведь именно он непосредственно влияет на работу его жизненно важных внутренних органов. Может показаться, что сердце без перерыва работает 24 часа в сути, однако, это не так. Его работа длится 8 часов, а 16 отводится на отдых.

Если под влиянием определенных факторов ритм нарушается, заложенные в головном мозге регулирующие центры быстро его выравнивают. Длительное изменение установленного ритма работы включает приспосабливающие организм к новому для него режиму компенсаторные системы. Так, длительное увеличение физической нагрузки ведет к гипертрофии участвующих в работе мышц, а так же к рабочей гипертрофии сердца. При нарушении пределов компенсаторных механизмов наблюдается возникновение перенапряжения и патологических изменений в организме.

При восстановлении режима изменения проходят, и здоровье восстанавливается. При отсутствии чередования труда и отдыха, возникает переутомление, постепенно перерастающее в болезненные процессы, а затем происходят необратимые изменения в организме. Поэтому частое нарушение режима опасно для здоровья человека. При расшатанной нервной системе нарушается сон и возникает бессонница. Помните, что для поддержания психоэмоционального состояния в норме необходимо придерживаться режима труда и отдыха

5. Значение режима труда и отдыха для педагога и воспитателя

Значение режима труда и отдыха велико при умственной и при физической работе. Чем дольше работа продолжается и чем она напряженней, тем важнее соблюдать правильно подобранный режим труда и отдыха. Так, напряженная умственная работа обязательно требует активного отдыха, а физическая - посещения кино или театра. Дело в том, нормальная нервная система требует смены впечатлений, а не полного бездействия. При безделье человеком продолжается обдумываться его работа, поэтому его мозговые клетки не отдыхают. Часто выполнение умственной работы осуществляется за счет полноценного отдыха, или сна. Однако сохранить мозговые клетки и полностью отвлечься от объекта работы поможет только полноценный отдых. Ежедневный или еженедельный отдых должен сочетаться с активной деятельностью на свежем воздухе и обогащением клеток мозга кислородом. Ведь кислородное голодание негативно отражается на сердце, и в результате этого возникают значительные мышечные изменения.

Совет. Особое внимание человек постоянно должен уделять заботе о свежем воздухе как во время деятельности, так и во время отдыха. Проводите выходные, больше двигаясь, катайтесь на лыжах, коньках, ездите за город. Самый ценный и необходимый отдых - 6-8 часовой сон, при нарушении режима которого человек не может восстановить свои силы. Кроме того в организации режима труда и отдыха огромное место отводится физическому труду и физической культуре, включающей в себя обязательные упражнения зарядки и целенаправленные прогулки, подвижные игры. При этом к своему здоровью необходимо относиться серьезно и избавляться от подтачивающих его вредных привычек.

6. Роль физической культуры в жизни педагога и воспитателя

Недостаток физической культуры (гиподинамия) - характерная черта нашего времени. ДОМ-работа-дом. Вот тот путь, который педагог проделывает каждый день.

Наукой доказано, что долголетие и высокая трудоспособность невозможны без активного двигательного режима. "Самое дорогое у человека - это движение", - говорил И. П. Павлов. Движение - основа жизни.

Совет. Начинать нужно с твёрдого убеждения в необходимости занятий физическими упражнениями, борьбы за здоровье.

В процессе физических тренировок успешно укрепляется мышечно-суставный аппарат, снижается масса тела, улучшается липидный (жировой) обмен, снижается содержание в сыворотке крови холестерина и триглицеридов, артериальное давление, улучшается функция центральной нервной системы, кровоснабжение в сердечной мышце, повышается переносимость больными физических нагрузок, улучшается толерантность к нагрузке, кроме того, наступает выраженный закаливающий эффект, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т.д. Можно походить в бассейн.

7. Эмоциональная составляющая педагогической деятельности педагога и воспитателя

Профессиональный труд педагога отличается большой эмоциональной загруженностью, которая приводит его к стрессам, а именно:

1) хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным общением, когда постоянно приходится ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию;

2) дестабилизирующая организация деятельности, когда наблюдается нечеткая организация и планирование труда, недостаток образования, плохо структурированная и расплывчатая информация, завышенные нормы контингента с которым связана профессиональная деятельность;

3) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, т.е. работа в режиме внешнего и внутреннего контроля;

4) неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, отличающаяся конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель - подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега - коллега»;

5) психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в среде общения (дети с аномалиями характера, нервной системы, задержками психического развития).

Совет. Для того, чтобы помочь себе после испытания стрессом можно использовать следующие приемы:

  • Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

  • Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".

  • Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.

  • Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

  • Представить себя в приятной обстановке - в саду, на даче.

  • Не блокировать эмоции - найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

  • Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.

  • Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.

  • Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".

8. Заключение

В заключении хочу сказать, что профессиональное здоровье педагога и воспитателя - это целостное образование, представляющее собой единство установок, знаний и умений по поддержанию и укреплению здоровья, позволяющее продуктивно осуществлять профессионально педагогическую деятельность. Восточные мудрецы говорят: «Если вопрос затронул сердце, ответ уже на пути к вам». И если вас этот вопрос взволновал, то вы не будете равнодушны к своему здоровью, так как от здоровья в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

«Исцелись сам!», и только тогда легко исполнить вторую заповедь: «Не навреди!»

Список использованной литературы:

  1. Яковлев А. П., Васильев С. Л. «Социальная гигиена и организация здравоохранения»

  2. Глухова Т.Г. «Проблема сохранения психологического здоровья педагога».

  3. С. Г. Ахмерова, Э.А. Ижбулатова «Профессиональное долголетие учителя и состояние здоровья».

  4. В.И. Круглов, Д.В. Овчинников «Группы крови и питание человека».

  5. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога


© 2010-2022