• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КОЛЛЕДЖА

Доклад на тему РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КОЛЛЕДЖА

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КОЛЛЕДЖА

Мукушева Л.А.-магистрант Казахстанского инновационного университета г.Семей, преподаватель специальных дисциплин Семипалатинского финансово-экономического колледжа имени Рымбека Байсеитова


В 21 веке компьютерную технику применяют все чаще и чаще. Почти все отрасли производства, экономики и образования используют программное обеспечение. Это в значительной мере облегчает и автоматизирует раньше тяжелую работу, которую нужно было анализировать и выполнять без применения технологий.

Сегодня в процессе обучения традиционные печатные издания заменяются автоматизированными учебно-методическими комплексами, которые используются для дистанционного образования, а также для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы.

Развитие сетевых информационных технологий даёт много новых возможностей для развития технологий обучения. Поэтому целесообразнее всего будет организовать систему разработки и доступа к учебно-методическому комплексу с использованием современных компьютерных технологий. Необходимо разработать программный инструментарий, который позволит сделать работу с УМК максимально комфортной и продуктивной как для преподавателей, так и для студентов и абитуриентов.

В последние годы в системе технического и профессионального образования активно используются Интернет-технологии (коммуникационные сети и Web-технологии) в качестве технологической основы электронного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) устранили или заметно снизили временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении учебной информации, создали собственные интегрированные информационные образовательные структуры (ресурсы).

Особенностью использования атоматизированных образовательных программ и ресурсов (в т.ч. УМКД) в учебном процессе является такое обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет. При этом обучаемые имеют возможность самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми образовательными информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями.

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно- методических материалов, направленных на повышение эффективности освоения студентами учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс предназначен студентам. Качественно разработанный учебно-методический комплекс может помочь студенту самостоятельно изучить дисциплину.

В настоящее время студенты по большей части не имеют доступа к учебно-методическому комплексу. В связи с этим перед ними возникает масса проблем. Внедрение автоматизированных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса.

Автоматизированный учебно-методический комплекс дисциплин - это программный продукт учебного назначения (учебное электронное издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.

Преимуществом автоматизированного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.

Цель автоматизированного учебно-методического комплекса - обеспечение высокого качества подготовки специалистов. Предоставление материала в презентационной форме даст возможность стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- произвести анализ применения информационных технологий в организации обучения;

- рассмотреть особенности организации автоматизированных информационно-справочных систем;

- осуществить проектирование пользовательского интерфейса;

- определить функции интерфейса;

- произвести обзор средств создания приложения и осуществить на основе обзора выбор программных средств для разработки приложения;

- разработать структуру пользовательского интерфейса;

- осуществить опытную эксплуатацию разработанной информационной системы.

В состав автоматизированного учебно-методического комплекса должны входить:

- учебное пособие по данному курсу с теоретическими и практическими сведениями (курс лекций, практические задания);

- компьютерная тестирующая система;

- перечень базовой и рекомендованной литературы;

- методические рекомендации (указания) по выполнению дипломных проектов, курсовых работ, практических заданий;

- методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины;

- календарно-тематический план дисциплины;

Автоматизированный учебно-методический комплекс должен предоставляться студентам на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав автоматизированного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять.

Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. Он является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи него каждый студент может заниматься индивидуально. Пропустив занятие, студент имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно.

Учебно-методический комплекс содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. УМК необходимо реализовать в виде сайта, дающего доступ ко всем разделам комплекса. Автоматизированный учебно-методический комплекс должен иметь простой, понятный пользователю интерфейс, не иметь лишних элементов.

При создании автоматизированного учебно-методического комплекса необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Подготовке и разработке учебно-методических материалов для электронного УМК требует участие не только автора, но и методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного УМКД зависит от слаженной работы всей этой команды.

Автоматизированный учебно-методический комплекс, в отличие от печатного учебника, должен, с нашей точки зрения, обладать следующими качествами:

- более детальной структуризацией содержания курса и курса в целом;

- разбивкой курса на небольшие блоки (страницы);

- интерактивностью - возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения; удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу;

- развитой гипертекстовой структурой теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структурой изложения (последовательность, взаимосвязь частей);

- наличием разнообразного иллюстративного материала - рисунков, картинок, графики, фото, аудио-и видео фрагментов, анимации и других мультимедиа приложений;

- наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей;

- наличием подсистемы различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);

- развитой системой ссылок (гиперссылок) в текстовом материале на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы и сайты Интернет: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

Для реализации вышеперечисленных качеств будущего электронного учебника авторы-разработчики электронных дидактических учебных материалов должны не только постоянно помнить о требованиях, предъявляемых к УМКД, но и обладать определенными знаниями и умениями по технологии проектирования контента для своего курса, что вызывает на соответствующих этапах разработки УМКД определенные трудности.

АУМК направлен на полную или частичную автоматизацию традиционных форм проведения занятий и форм контроля знаний, составляющих цикл освоения технических дисциплин в колледжа и состоит из следующих блоков и межблочных связей:

- входного интерфейса, позволяющего работать с основными структурными единицами АУМК и содержащего документы, регламентирующие учебный процесс по дисциплине в целом и каждую дидактическую единицу в отдельности;

- ресурсов, представляющих собой текстовый и графический материал в электронном виде;

- учебных модулей, предназначенных для автоматизации дидактических единиц и контроля знаний студентов при аудиторных компьютеризированных занятиях;

- инструментария, позволяющего в автоматизированном режиме выполнять те или иные задания, полученные на разных стадиях обучения;

- внешних связей, предназначенных для связи обучаемого с электронными вариантами различных материалов и электронными библиотеками с необходимой литературой;

- системы управления ресурсами, позволяющей структурировать данные в виде базы данных, используемых в учебных модулях АУМК.

Выбор средств реализации АУМК.

Инструментальные программные средства (ИПС) - это программы, предназначенные для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.

Средства создания АУМК можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения.

В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация инструментальных программных средств разработки АУМК:

1) универсальные языки программирования;

2) специализированные программные средства, которые предназначены для быстрой подготовки определенных типов гиперссылочных или мультимедийных приложений (презентаций, анимационных роликов, публикаций в сети Интернет, звуковых записей и др.);

3) авторские средства разработки (предназначены для создания программных средств учебного назначения).

К универсальным языкам программирования относятся:

- Delphi

- Javascript

- VISUAL BASIC

- OBJECT PASCAL

- Си ++

- Др.

К специализированным программным средствам относятся:

- Microsoft PowerPoint

- Adobe Acrobat

- EasyHelp

- Др.

К авторским средствам разработки относятся:

- HyperMethod

- Adobe Authorware

- ToolBook Assistant

- Web Course Builder

- Др.

При выборе инструментальных программных средств разработки АУМК необходимо ориентироваться на следующие критерии:

- назначение и специфика разрабатываемого АУМК;

- особенности организации учебного процесса с использованием будущего АУМК;

- уровень подготовки специалистов в области разработки АУМК;

- необходимость и сложность модификации АУМК;

- аппаратно-программные характеристики инструментального программного средства разработки АУМК;

- стоимость инструментального программного средства разработки АУМК.

В заключение следует еще раз отметить, что ключевая роль и огромная ответственность за качество разрабатываемых дидактических материалов УМК ложится именно на плечи авторов курсов. Подготовка/разработка качественных учебных, учебно-методических, контролирующих, дополнительных и информационно-справочных материалов в конечном итоге и определяет качество электронных учебно-методических комплексов, пособий, курсов, а в конечном итоге и качество обучения.

Качество обучения не улучшается просто от того, что студентам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от дидактических средств и методов, которыми эти технологии используются в учебном процессе. Кроме того, во многом качество разрабатываемых УМКД определяются педагогическими знаниями разработчика, владением методикой обучения, навыками системного подхода при проектировании дидактических некоторыми материалов для компьютерными электронных учебников, умением программными средствами и пользоваться мощным набором инструментов коммуникационных и информационных технологий для достижения целей учебного процесса. Одним словом, задача, стоящая перед всеми авторами-разработчиками по созданию автоматизированных УМКД, с одной стороны, относительно сложная, многообразная, обширная и трудоемкая, но, с другой стороны, - ответственная, творческая и актуальная.

Учет вышеперечисленных проблем и успешное их решение существенно может обеспечить качественную подготовку/разработку дидактических учебно-методических, дополнительных и информационно-справочных материалов для последующей оцифровки и создания электронной версии УМКД и других образовательных электронных изданий поддержки обучения в системе образования.

Список использованной литературы

1. Жукова Елена Леонидовна. Электронный учебно-методический комплекс как основной электронный образовательный ресурс. ito.edu.ru/2010/Rostov/V/1/V-1-6.html;

2. Дмитриев В.М., Дмитриев И.В., ШутенковА.В.Автоматизированный учебно-лабораторный комплекс для обучения студентов технических специальностей. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. - 151 с.

3. Адамадзиев К.Р. - Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. / Учебное пособие. / Махачкала: Изд.-полиг.центр ДГУ;

4. Власова Е.З. Дидактический потенциал технологий электронного обучения // Вестник Герценского университета. -2010.-№1.- С. 113-116.

5. Григорьев С.Г., Краснова Г.А., Роберт И.В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2002. - № 3 (7).

6. Демкин В.П., Вымятин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002. - 64 с.

7. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных средств. - М., МГИУ, 2001. - 224 с.




© 2010-2022