- Преподавателю
- Другое
- Доклад по теме самообразования: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Доклад по теме самообразования: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лутфулина Т.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Выполнила: Лутфулина Т.А.
учитель начальных классов
Целью моей работы по теме самообразования является организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как фактор формирования познавательной активности и самостоятельности младшего школьника.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования института возрастной физиологии выделили школьные факторы риска, которые влияют на здоровье учащихся:
-
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
-
Провалы в существующей системе физического воспитания;
-
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, - это:
-
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»..
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
-
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.
-
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
-
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
-
Активность - активное включение, в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здорвьесберегающие технологии.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение ,звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза ребенка, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке моментов
оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик ; ученик - ученик
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
В целях углубления компетенций по здоровьесбережению на своих уроках и внеклассных мероприятий я использую методы:
-
практический метод,
-
игровой метод,
-
соревновательный метод,
Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть
-
физкультминутки;
-
«минутки покоя»;
-
различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная);
-
подвижные игры.