- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Менеджмент
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баяндай Ч.Ш. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Республики Тыва
Отдел профессионального образования и подготовки кадров
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ТО ГБПОУ РТ Директор ГБПОУ РТ «Тувинский
«Тувинский технологический техникум» технологический техникум»
______________/Ховалыг С.С../ ________________ /Д.Ч. Монгуш /
Протокол №____ от «_____»___________20__г. Приказ №___от «____» ___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15 В. Менеджмент
для специальности 230111 «Компьютерные сети»
Чадан 2015 год.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230111 Компьютерные сети, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 305
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский технологический техникум»
Разработчики:
Баяндай Чечен Швейковна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Тыва «Тувинский технологический техникум».
Рассмотрена заседании ПЦК
Протокол № _ от «_____» ________________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
-
Структура и содержание учебной дисциплины
6
-
Условия реализации учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 Компьютерные сети, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-
анализировать организационные структуры управления;
-
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
знать:
-
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-
методы планирования и организации работы подразделения;
-
принципы построения организационной структуры управления;
-
основы формирования мотивационной политики организации;
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-
внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;
-
процесс принятия и реализации управленческих решений;
-
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-
систему методов управления;
-
методику принятия решений;
-
стили управления, коммуникации,
-
принципы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
20
зачет
2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
внеаудиторной самостоятельной работы
12
выполнение домашних заданий
20
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины мЕНЕДЖМЕНТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента
10/6
1
Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства.
Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства.
6
1
2
Эволюция управленческой мысли.
Основные подходы к менеджменту. Подход на основе школ: школа научного управления, школа административного управления, школа поведенческих наук, школа количественных методов. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.
1
3
Национальные особенности менеджмента.
Развитие менеджмента в Японии, США и России. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента
1
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление таблицы: «Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента»).
-
Подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)».
-
Написать мини-сочинение «Каким должен быть современный менеджер?».
4
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
9/6(2)
4
Характеристика внешней и внутренней среды организации.
Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации.
4
2
5
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Методы анализа внешней и внутренней среды. SWOT-анализ, методика его проведения.
3
6
Практическая работа № 1 «Анализ внешней и внутренней среды организации».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ кейса.
3
Тема 3. Функции менеджмента
18/12(4)
7
Цикл менеджмента.
Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль.
8
2
8
Планирование в системе менеджмента.
Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования.
3
9
Организационные структуры управления предприятием.
Понятие и элементы организационных структур управления. Виды организационных структур управления: иерархические и органические структуры управления, их характеристика.
3
10
Мотивация.
Понятие мотивации. Элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Контроль и его виды.
Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
3
3
12
Практическая работа № 2 «Стратегическое планирование на предприятии».
«Построение и анализ организационных структур управления предприятием».
4
14
Практическая работа №3 «Анализ системы мотивации и системы контроля конкретной организации».
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическим занятиям).
-
Анализ кейсов.
6
Тема 4. Система методов управления
6/4(2)
16
Характеристика методов управления.
Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления.
2
3
17
Практическая работа №4 «Анализ предпочтительности методов управления».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 4 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
2
Тема 5. Коммуникации в менеджменте
9/6(2)
18
Информация и коммуникации в менеджменте.
Понятие и назначение информации и коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникационном процессе.
4
2
19
Коммуникационные сети, их характеристика.
Коммуникационные сети в организации. Виды коммуникационных сетей. Характеристика коммуникационных сетей.
3
20
Практическая работа №5 «Анализ системы коммуникаций в конкретной организации».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 5 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение ситуационных задач, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ кейса.
3
Тема 6. Деловое общение
6/4(2)
21
Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров.
Деловое общение: понятие, назначение. Деловая беседа: понятие, виды, структура, правила проведения. Совещание: понятие, структура, правила проведения. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения.
2
3
22
Практическая работа № 6 «Проведение деловых переговоров (деловая игра)».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 6 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
2
Тема 7. Процесс принятия решений
6/4(2)
23
Управленческое решение. Методы и способы принятия решений.
Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений.
2
3
25
Практическая работа № 7 «Разработка и принятие управленческого решения (деловая игра)».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 7 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ кейса.
2
Тема 8. Управление конфликтами и стрессами
6/4(2)
26
Конфликт: сущность, причины, классификация. Стрессы.
Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Стрессы. Последствия стрессов. Методы борьбы со стрессами.
2
3
28
Практическая работа № 8 «Анализ конфликтных ситуаций».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 8 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ кейса.
2
Тема 9. Руководство: власть и партнёрство
9/6(2)
29
Основы власти и влияния. Лидерство.
Власть: понятие. Формы власти. Лидерство. Типы лидеров. Качества лидера.
4
2
30
Стили руководства, их характеристика.
Стиль руководства: понятие, классификация. Одномерные стили руководства, их характеристика. Многомерные стили руководства, их характеристика Решётка менеджмента.
3
31
Практическая работа № 9 «Определение стиля руководства».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 9 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ кейса.
3
Тема 10. Основы управления персоналом
15/10(2)
32
Управление персоналом в современных социально-экономических условиях.
История возникновения науки управления персоналом. Управление персоналом и эффективность деятельности организации. Осуществление деятельности по управлению персоналом.
8
2
33
Формы и методы подбора и отбора персонала.
Подбор и отбор персонала, понятие и назначение. Формы подбора персонала, из характеристика. Методы отбора, их характеристика.
3
34
Адаптация персонала.
Роль индивидуально - психологических особенностей личности в профессиональной пригодности. Адаптация на рабочем месте. Классификация видов адаптации.
2
35
Обучение персонала.
Профессиональное обучение и повышение квалификации..Направления и формы профессионального обучения.
2
36
Практическая работа № 10 «Подбор персонала (деловая игра)».
2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
-
Выполнение домашних заданий по теме 10 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию).
-
Анализ производственных ситуаций.
5
Зачёт
37
Зачёт
2
96/64/20
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента»
Оборудование учебного кабинета:
Ученические столы и стулья по количеству обучающихся,
Рабочее место преподавателя
Комплект учебно-методической документации
Комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент»
Ученическая доска,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
-
Менеджмент организации: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. - электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2010.
-
Основы менеджмента: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2010.
-
Переверзев М.П., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 330с.
Дополнительные источники:
-
Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
-
Набиев Р.А.Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2008. - 144 с.
-
Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 365 с.
-
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
-
«Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство:
«Новый издатель».
-
Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: mevriz.ru/
-
Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: economicus.ru
-
Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: ecsocman.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
анализировать организационные структуры управления;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
-
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
Знания
-
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
методы планирования и организации работы подразделения;
внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
принципы построения организационной структуры управления;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
основы формирования мотивационной политики организации;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
процесс принятия и реализации управленческих решений;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
-
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
систему методов управления;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
методику принятия решений;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
стили управления, коммуникации;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
-
принципы делового общения.
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование
5