Конспект У меня есть старший брат

Этот материал можно использовать на классных часах , на уроках ОДНК или культуры общения, а также на уроках обществознания . Целью данной разработки является : а) сформировать у учащихся понимание основных правил общения с младшими; б) рассказать учащимся о правилах эффективного общения с младшими; в) довести до учащихся, что в основе общения лежит обоюдное понимание собеседниками друг друга. Общение занимает важное место в жизни любого человека , и уметь правильно общаться с разными категориями...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: « У МЕНЯ ЕСТЬ СТАРШИЙ БРАТ».

КЛАСС: 5

ЦЕЛИ: а) сформировать у учащихся понимание основных правил общения с младшими;

б) рассказать учащимся о правилах эффективного общения с младшими;

в) довести до учащихся, что в основе общения лежит обоюдное понимание

собеседниками друг друга.

ФОРМА: урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты, картины: « Опять двойка", " Не взяли на рыбалку".

ХОД УРОКА.


  1. РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА.


  1. Прочитайте двустишия и найдите слова, в которых можно допустить ошибку при постановке ударения:

а) Поперед других не суйся,

На уроке не балуйся.

б) Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

в) Взяли ребята лопаты и санки,

Шубы надели и шапки-ушанки.

г) А брату Саше третий год-

Его умой, одень!

Уходит мама на завод-

Сиди с ним целый день.

д) Мне скучно без игрушки,

Любимая была.

А все же я подружке

Лягушку отдала.

  1. Прочитайте скороговорку: У Кролика Гришки

Четыре братишки:

Кролик Тришка,

Кролик Прошка,

Кролик Лёшка.


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учащиеся рассказывают о требованиях к поведению мальчиков и девочек в отношении друг друга.

3. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ.

На наших уроках мы с вами уже говорили о правилах общения со старшими. Какие роли вы выполняете, общаясь с взрослыми? (сын, дочь, ученик, внук, ребёнок).

-На чем основано это общение? (на уважении, чуткости, заботе, терпении и понимании)

Послушайте стихотворение Сергея Погореловского:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй! Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого…

Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе цветок. Его листья повисли

Грустит он... О чём? Угадал его мысли?

Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!

И дождик струиться из лейки твоей.

А что же сестрёнка скучает в сторонке

Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!

И ты обернулся ретивым конём-

Галопом сестрёнка помчалась на нём!

Хоть мама ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы-заботы:

"Вернусь-хорошо бы пошить, почитать,

Да надо с уборкой возиться опять".

И ты совершаешь весёлое чудо:

Ковёр засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись, домой:

-Да это как в сказке! Волшебник ты мой!

-Какие роли выполняет герой стихотворения? (старший брат, сын).

Роль сына мы уже изучали на уроках. Сегодня мы поговорим о вашем общении с младшими: вашими братьями и сёстрами, маленькими соседями.

- Скажите, чем малыши отличаются от взрослых?

Маленький человек нуждается в защите, внимании, заботе. Они бурно показывают своё горе и радость, они ничего не умеют скрывать и постоянно ждут от нас доброго слова. Вспомните, ведь вы тоже были маленькими.


  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

А теперь давайте вместе с вами решим, какими должно быть старшие братья и сёстры. А помогут нам в этом рассказы и сказки.

№ 1. Послушайте корейскую народную сказку « Дружные братья".

В одном царстве давным-давно жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая, друг другу. Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.

В ту ночь старший брат подумал: « Мы делили урожай пополам, но это неправильно. Брат только начал обзаводиться хозяйством. Ему нужно больше, чем мне".

Встал старший брат и ночью отнёс мешок своего зерна младшему.

А в это время младший брат тоже лежит и думает: « Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня. Ему нужно больше, чем мне".

Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему.

Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: « Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по нескольку раз пересчитывали мешки и удивлялись: « Ну и чудеса..."

Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу.

Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший:

-А, это ты, куда так поздно?

Младший сказал:

-А, это вы, а вы куда?

Они подумали и вдруг поняли, в чём дело. А после этого они полюбили друг друга ещё больше.

Вопросы.

  1. Каким мы видим старшего брата в сказке?

  2. А каким мы видим младшего брата в сказке?

  3. Какой брат вам понравился больше?

Вспомните русские народные сказки о двух братьях, а какой брат нравиться вам больше в этих сказках? ( " Горе", " Семилетка").

В наших сказках старший брат жадный и злой, а младший бедный, но добрый. Судьба вознаграждает младшего и наказывает старшего.

№2. А какой должна быть старшая сестра?

Два пирожных.

Мама вошла в комнату и сказала:

-Помогите-ка, мне дочки, вымыть посуду.

В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила так: « Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду". И пошла на кухню.

-Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю,- сказала ей вдогонку Наташа.

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

-Что же ты не идёшь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли.

-А меня здесь нет, я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи.

Оля постояла около сестры, вздохнула и опять ушла в кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала их и села лепить.

-Ну, вот я и дома,- закрывая книгу, проговорила Наташе и вдруг рассмеялась. - Чем это ты губы вымазала?

-Кремом, - похвасталась Оля,- я два пирожных съела. Одно за себя, другое за тебя.

- Зачем же за меня?- нахмурилась Наташа.

-Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться. ( Юрий Ермолаев).

Вопросы.

  1. Какой старшей сестрой оказалась Наташа?

  2. А какой сестрой оказалась Оля?

  3. Правильно ли поступила мама?

  4. Какой, по вашему мнению, должна быть старшая сестра? (помогать, заботиться и т. п.)

№ 3. А как должны вести себя младшие по отношению к старшим? Послушайте рассказ В. Осеевой « Волшебное слово".

Вопросы.

  1. Как ведет себя Павлик со старичком, Леной, бабушкой, старшим братом?

  2. Что меняется в поведении Павлика после встречи со старичком?

№ 4. Посмотрите на картину « Опять двойка". Найдите самого младшего на картине. Что вы можете о нём сказать? Как вы думаете, какой он младший брат? Кто еще изображен на картине?

Ролевая игра по картине. Представьте себя героями картины, подумайте, о чём выбудете говорить.

Класс смотрит 2-3 сценки; обсуждает, что получилось, а что было неудачным.

№ 5. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете своих младших сестренок и братишек. Если вы разгадаете все слова, то узнаете, чем вам надо запастись, общаясь с младшими.

  1. Его роль мы сегодня изучали на уроке (брат).

  2. Что катиться из глаз плачущего ребенка (слёзы).

  3. Если братишка плачет, требует купить не 1, а 2 мороженых - как называется это качество (каприз).

  4. Что будет делать маленький ребёнок, которого вы обидели (плакать).

  5. Когда малышей обижают, они бегут к маме. Что она должна сделать (пожалеть).

  6. Если ваш братишка слабее, как он вам отомстит за обиду. Он будет ( дразниться).

  7. Как ласково называют маленьких детей (малыши).

  8. Её роль мы тоже сегодня изучали на уроке (сестра).





  1. ОБОБЩЕНИЕ.

Итак, кроме чуткости, заботы, сердечности, малыши ещё очень нуждаются и в вашей снисходительности. Отнеситесь к их детским проблемам, воображению, игре - серьёзно, с пониманием, не смейтесь над ними, утешьте, разберитесь в их капризах, будьте терпимыми и терпеливыми.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вспомните игры, в которые вы играете с малышами.

Вспомните сказки, где главные герои являются братьями и сёстрами, как они ведут себя друг с другом и что из этого следует.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи - важнейшая задача. Резкое снижение культуры поведения и общения подрастающего поколения и населения в целом, падение культуры речи, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, увеличение употребления вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоциональности общения в целом, заметное снижение речевого и общекультурного уровня средств массовой информации, прежде всего радио и телевидения,- все это заставляет бить тревогу. Необходимо активно искать противоядие против этих деструктивных тенденций. Одним из путей решения этой проблемы является организация обучения детей, подростков, молодежи корректному и эффективному общению.

Основная цель обучения формирование адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определенной национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путем подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Основные задачи:

  1. Сформировать коммуникативную грамотность (знание функций и тенденций современного общения, роль общения в жизни человека, коллектива и общества, знание собственных коммуникативных характеристик)

  2. Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи.

  3. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.

  4. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета общения, а также норм культуры речи.

  5. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

В реализации данной программы принимают участие учащиеся 5-10 классов. Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю.

Это индивидуальная работа с учащимися, выступления перед аудиторией, проведение мероприятий для учащихся школы, участие в конкурсе " Фестиваль риторики".

Ожидаемые результаты: понятие монолога, типы монологов, основные требования к монологам различных видов, правила построения монологов различных видов, понятие текста, понятие выразительного чтения. Учащиеся должны уметь подготовить устный рассказ на готовой текстовой основе, рассказ по самостоятельному плану, рассказ на заданную тему, рассказ о лично увиденном или пережитом.

Итоги подводятся на школьном конкурсе "Фестиваль риторики".





© 2010-2022