- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации Детская одарённость
Методические рекомендации Детская одарённость
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева О.Ю. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»
Методические рекомендации
«Детская одарённость»
Преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО «ПДШИ» Сергеева О.Ю.
Подпорожье
2016
«Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». («Рабочая концепция одарённости»).
Одарённость настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребёнка должен рассматриваться отдельно.
Понимание типологии одарённости - это первый, хотя и необходимый шаг преподавателя на пути конкретной работы с одарёнными учащимися, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.
1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:
- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);
- специальной - она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
2. В какой форме проявляется одарённость:
- явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;
- скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
3. Какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для нас приоритетными: развитие наличных способностей, психологическая поддержка и помощь, проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении, с помощью тестирования, диагностики мы выделили область проявления повышенных способностей обучающихся:
- в практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности;
- в познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
- в художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость;
- в коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одарённости в выше перечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Практика работы показывает, что наличие у ребёнка даже нескольких признаков должно привлечь к этому ребёнку внимание преподавателя и, поэтому, очень важно - не ошибиться в определении вида одарённости у ребёнка:
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
- любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать;
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает музыкальные концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;
- если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием;
- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Спортивная одарённость:
- энергичен, всё время хочет двигаться, спит меньше обычного;
- проявляет большой интерес к движениям, требующей тонкой моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- обладает широким диапазоном движений (от медленного - к быстрому, от плавного - к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- отлично управляет телом при маневрировании;
- обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков;
- смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками;
- практически никогда всерьёз не устаёт, если занят любимым делом.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста - так же, как со взрослыми;
- чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
- он стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь его хорошо развита, его легко понять;
- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением;
- любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Способности к обучению и научной деятельности:
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию;
- умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари и т.д.;
- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части;
- делает собственные выводы;
- находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения;
- создаёт свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна;
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, преподаватель может решить, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются для него приоритетными: обучающие, обучающе-развивающие или же развивающие.
Использованная литература
1. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность - М.: Просвещение, 1996.
2. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие / Под ред. А. М.Матюшкина - М: Издательство Московсокого психолого-социального института - 2004.
3. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников / Учебное пособие для студентов - М: Издательский центр «Академия» - 2000.
4. Психология одарённости детей и подростков / Учебное пособие для студентов / Ю. Д. Бабаева, Н. С.Лейтес, Т. М.Марютина - М: Издательский центр «Академия» - 2000.
5. Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети - М: «Знание» - 1991.
6. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики - М: Издательство Московского психолого-социального института - 2004.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова; под ред. И.В.Дубровиной. - М: Международная педагогическая академия - 1995.