• Преподавателю
  • Другое
  • Международный конкурс Экологический фольклор народов мира ученица 6 кл Марактаева В

Международный конкурс Экологический фольклор народов мира ученица 6 кл Марактаева В

В очень давнее время, когда трава была зеленей, когда деревья стояли выше, и реки были полней. На юго-западе от озера Байкал, недалеко от Саянских гор, жил род Хонгодоровых. Хонгодоры подразделялись на восемь родов, которые имели номерные обозначения -  первый, второй, третий хонгодоровские роды. На берегу седого Тенгизова моря (Байкала), против острова Ольхон, жила великая шаманка по имени Хүсыхэн (дословно - могущественная). Она днём и ночью молилась, чтобы небо послало ей сына, такого же умно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Иркутской области

МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа имени П.П. Баторова



Экологический фольклор народов мира

Международный заочный литературный конкурс





Легенда «Алаир»


Автор: Марактаева Валентина,

4 класс, АСШ

Руководитель: Марактаева Светлана

Николаевна -

учитель бурятского

языка и литературы









с. Аларь

2013

Легенда «Алаир»

В очень давнее время, когда трава была зеленей, когда деревья стояли выше, и реки были полней. На юго-западе от озера Байкал, недалеко от Саянских гор, жил род Хонгодоровых. Хонгодоры подразделялись на восемь родов, которые имели номерные обозначения - первый, второй, третий хонгодоровские роды.

По рассказам наших прабабушек и прадедушек, первыми в Аларь прибыли хонгодорские роды - дүртэн, болдой, бадархан, буруутхан, наймангуут, представители, которых обитают в улусах Баинск, Ныгда, Халта, Бурков, Аларь. Позже поселились роды хагта, ашхай, ашата, долонгуут, шарануут, тайбжан. И я маленькая представительница третьего хонгодорского рода - шарануут, которые являются выходцами из Северо - Западной Монголии, хочу поведать легенду об Алаире.

На берегу седого Тенгизова моря (Байкала), против острова Ольхон, жила великая шаманка по имени Хүсыхэн (дословно - могущественная). Она днём и ночью молилась, чтобы небо послало ей сына, такого же умного и великого, мудрого и сильного, как она сама…

Через несколько лет шаманка убедилась, что от её молений нет никакого толку, и что сына надо искать на земле, а не просить у неба. Ходила она по берегу Байкала очень долго, стала умываться, следить за собой. И стала походить на настоящую женщину. В это время счастье само пришло к ней.

Однажды проснувшись, она увидела, что рядом с ней лежит охотник: в руках у него лук и целый пучок стрел с медными наконечниками. Шаманка Хүсыхэн спросила, откуда он и куда путь держит. Охотник ответил, что он пришёл оттуда же, откуда все люди, то есть забрёл сюда с «тёплой стороны», чтобы посмотреть белый свет и где - нибудь повеселиться.

Могущественная Хүсыхэн преобразилась. И всё вокруг засверкало, заискрилось, заиграло алмазными бликами оголённого синего льда. Шаманка обворожила охотника, и стали они жить одной семьёй. Много с тех пор воды утекло, говорят, много зим прошло, много разных птиц и зверей побывало в этих местах, но не было у великой шаманки наследника. И тогда Хүсыхэн призвала все земные и небесные силы, и вскоре родила сына, очень похожего на своих родителей. Рос мальчик не по дням, а по часам, и стал он статным, крепким и красивым мальчиком. Когда он стал на ноги, родители посадили его в выдолбленное корыто и отправили странствовать по Байкалу.

Много лет плавал их сын по Байкалу, но ни на его островах, ни на берегах не нашёл ни одной живой души. Потом он вспомнил, что на берегу Байкала живут его родители, и решил навестить их. Долго плыл он до того берега, могучие духи ветров Байкала не отпускали его. Известные великаны: Култук, Баргузин и Сарма - богатырша подняли свои волны и препятствовали его возвращению. Силы у них непомерные. Буйные шальные духи, норова вольного, неспокойного. Все ж добрался он с попутным ветром до родителей, и застал их ещё живыми, но они так состарились, что не могли уже охотиться и питались только кореньями и листьями. Сын набил им зверей, птиц, наловил рыбы, и родители смогли прожить ещё много лет. Вот за то, что он спас своих родителей от преждевременной смерти, родители и прозвали его спасителем - Алаиром. Так и стали они называть его Алаиром.

Когда родители умерли, Алаир поселился около величественной реки Ангары. Места здешние были удивительно красивы и богаты, травы по грудь, живности видимо - невидимо, а красота несказанная. В северной части Аларь обрамляет гряда небольших возвышенностей. Местные буряты называют их «Хада» - гора. Самая высокая из них «Сорготой». Это слово произошло от слова «сорго» - желоб. Здесь были найдены оросительные каналы курыкан. Эта гора считается священной, здесь имеется «бариса» - место поклонения духам предков. Духи предков охраняют своих потомков. Гора помогает и защищает, даёт волшебную энергию. У каждой горы, деревца, у каждого кустика и травинки есть свой хозяин. Мы, люди их не знаем, не видим. Но духи любят людей и не отворачиваются от них, даже когда сердятся. Но лучше не гневить их и относиться бережно к тому природному богатству, что окружает нас. Если посмотреть внимательно на всё, что нас окружает, то может быть, мы увидим боль берёзы, когда ей ломают веточку. Увидим, как посылают нам цветы свои лучи любви, а мы бездумно рвём их и бросаем. Каждое племя бурят имеет свой тотем, то есть знак какого-то животного, птицы или рыбы. Люди поселившиеся в Алари, потомки Алаира чтут лебедя(Хун Шубуун). Вот здесь, на этой богатой, хужирной земле он нашёл себе жену и от него пошло племя алаирских бурят. Поэтому их пращур Алаир и считается родоначальником всего этого племени.

3


© 2010-2022