- Преподавателю
- Другое
- Исследовательская работа Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев
Исследовательская работа Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скачкова Н.В. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работу выполнил Панфилов
Константин Михайлович,
учащийся 3 класса
МБОУ «Ветютневская СОШ».
Руководитель: Скачкова
Наталья Васильевна, учитель
истории и обществознания.
Тема исследовательской работы
«Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев»
Содержание.
-
Введение.
2. Основная часть.
Глава 2.1. История возникновения частушек
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей
хутора Ветютнев.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
5. Приложение.
Введение
Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать настоящими хозяевами своей родины.
А начинается эта любовь с изучения своего родного края, родного языка, места, где ты родился и рос, с появления уважения к своим землякам, людям, которые тебя окружают, помогают тебе, поддерживают тебя в жизни.
Многое пережил мой народ на протяжении всей её истории. В разные времена народу помогала выжить песня. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Среди этих песен: бытовые, колыбельные, шуточные, лирические, песни - причитания, песни - сказки, песни - былины.
Особое внимание народа во все времена привлекала песня - частушка.
Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев» выбрана далеко не случайно. Я живу в своем родном селе, увлекаюсь вокалом, участвую в различных песенных конкурсах. И особенно мне нравится исполнение частушек.
Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объект исследования: тематика частушек народного хора «Аксинья» Ветютневского сельского дома культуры
Предмет исследования: частушки: частушки-страдания, критические частушки на местные темы, исторические, военные, любовно-лирические, школьные частушки.
Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают его настоящее.
В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.
3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их
жизни и быте;
4. Оформить литературный альманах.
Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . В настоящее время частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранить народное творчество, историческую память народа, установить связь старшего и молодого поколения.
Актуальность нашей работы: заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей хутора Ветютнев, в создании печатного, наглядного и электронного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры.
Глава 2.1. История возникновения частушек.
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся в характерной звонкой манере. В словаре Ожегова частушка определяется как народная песенка - четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. (Приложение №2)
«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 - 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Надо отметить, что первые частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно - тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 3).
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей хутора Ветютнев.
Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашем хуторе, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей хутора (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 72% знают несколько частушек наизусть, 23 % знают разновидности частушек.
При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка, где исполнялись частушки , какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка)
есть ли в хуторе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы?
При встречах с односельчанами (Приложение № 4) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:
- о любви, счастливой и неразделенной, о разлуке, об измене, о сватовстве, о замужней жизни, о неравном браке, о Великой Отечественной войне, о современной службе в армии и т.д.
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушки - веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.
Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта - их сочинил народ. В нашем хуторе есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Крюкова Н.А., Тяпкина Н.П., Амелина Е.В., Егорова С.А.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется.
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки исполняет народный хор «Аксинья» Ветютневского дома культуры под руководством Егоровой С.А. Говоря о тематике частушек в нашем хуторе , надо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Кстати тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины - это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек - это переживания, психологическая реакция героя или героини.
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений.
В своей школе на концертах художественной самодеятельности я с удовольствием с ребята исполняю частушки на школьную тему, на ,
В недавно прошедшем районном творческом конкурсе мы удивили всех присутствующих исполнением частушек на английском языке.
Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в хуторе и те, кто сами сочиняют частушки. Они записывают их в специальные тетради. Люди в моем хуторе живут весёлые и счастливые. Песни - частушки звучат на всех праздниках. А какой деревенский праздник обходится без частушек и что особенно ценно собственного сочинения.(Приложение № 5)
Заключение
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Проанализировали частушки, которые пели в нашем хуторе и пришли к выводу, что в Ветютнево пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди моих односельчан. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей моего хутора; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение № 6).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями хутора, узнавая новое для себя, я получил огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Использованная литература:
-
Загладин Н.В., Козленко С.И. История России. XX- начало XXI векак: Учебник для 11 класса общеобр. учрежд.- М.: ООО « ТИД «Русское слово-РС», 2007.-480 с
-
Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.
-
Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
-
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
-
Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.