Элективный курс *Введение в растениеводство*

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Кошуки

Утверждаю.

Директор МКОУ СО школы с. Кошуки

_________________ Барькова Г.И.

«____» _______________ 2014 г.



Программа элективного курса
«Растениеводство»

для учащихся 10-11 классов





Составитель: мастер п/о I кв. кат.
Сафронов Александр Григорьевич











с. Кошуки
2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации примерной программы по агрономии для 7 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования.Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Р.Ф. количество учебных часов в году - 35, в неделю 1 час. На контрольные и проверочные работы - 4 часа, практические - 8 час.

Изучение основ агрономии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний отражающих вклад растениеводства в формирование современной научной картины мира, роль технологических процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать знания, полученные в процессе изучения растениеводства в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов комплексной механизации;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм;

  • приобретение опыта использования технологий возделывания и уборки с/х культур в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе хозяйственной деятельности.

  • овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования технологий возделывания и уборки с/х культур для решения простых экономических и управленческих задач.

Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи:- подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

В том числе

Теорети-ческих

Практи-ческих

1

Введение

1

1

2

Свойства и обработка почвы

4

3

1

3

Агрохимия

6

4

2

4

Севооборот

5

4

1

5

Защита растений от вредителей и болезней

2

1

1

Всего

18

13

5

6

Условия, необходимые для выращивания растений

2

1

1

7

Агротехника основных культур

10

10

-

8

Хранение и переработка с/х продукции

2

2

-

9

Семеноводство

2

1

1

Всего

17

15

2

Содержание курса

Тема 1. Введение

1.1 Современные направления развития растениеводства в России и на Среднем Урале. Структура отрасли в сельском хозяйстве.

Тема 2. Свойства и обработка почвы. (4 часа)

2.1. Понятие о почве и ее плодородии. Физические, агротехнические и водные свойства почвы. Химические свойства почвы. Наличие элементов питания (гумус, азот, фосфор, калий), кислотность почв. Структурная почва.

2.2. Обработка почвы. Приемы и способы обработки почвы: вспашка, плоскорезная обработка, лущение, культивация, боронование, прикатывание. Минимальная обработка почвы: плоскорезная обработка, сокращение количества и глубины обработок, совмещение нескольких операций в одном агрегате и выполнение их за один проход трактора.

Практическая работа:

Определение состава почвы.

Тема 3. Агрохимия. (6 часов)

3.1. Минеральное питание растений. Микроэлементы и макроэлементы. Значение азота, фосфора, калия в жизнедеятельности растений. Признаки азотного, калийного и фосфорного голодания. Вынос элементов питания с урожаем.

3.2. Виды удобрений. Способы внесения. Органические удобрения: навоз, навозная жижа, торф, компост, птичий помет, зеленые удобрения. Дозы внесения в почву.

3.3. Минеральные удобрения. Виды и свойства удобрений: азотные, фосфорные, калийные. Сложные комбинированные удобрения. Хранение удобрений. Снижение количества нитратов в овощах. Охрана природной среды при использовании химических средств в земледелии. Мероприятия по охране природы в своей местности.

Практические работы:

  1. Закладка компостной кучи.

  2. Расчет доз вносимых удобрений.

Тема 4. Севооборот. (5 часов)

4.1. история возникновения севооборотов. Севооборот. Ротационная таблица. Научные основы чередования культур в севообороте, основные причины необходимости чередования с/х культур: химические, физические, биологические и экономические. Классификация севооборотов. Предшественники.

4.2. Полевые, кормовые, специальные севообороты. Севообороты для овощных культур.

Практическая работа:

Составление севооборотов для культур, выращиваемых на учебно-опытном участке школы.

Тема 5. Защита растений. (2 часа)

5.1 Сорные растения и меры борьбы с ними: предупредительные и истребительные (механические, биологические, химические). Защита полевых растений от вредителей и болезней. Бактериальные и вирусные заболевания. Методы борьбы с болезнями и вредителями: агротехнический, биологический, механический, физический, химический. Меры безопасности при хранении, перевозке и применении ядохимикатов.

Вредители овощных культур и меры борьбы с ними.

Практическая работа:

Приготовление настоев из трав для защиты культурных растений.

Тема 6. Условия, необходимые для выращивания растений. (2 часа)

6.1.Требования культурных растений к свету, воде, теплу, составу воздуха, кислотности почвы.

Происхождение с/х культур.

Практическая работа:

Выяснение влияния света, воды, тепла на рост растений.

Тема 7. Агротехника основных культур. (10 часов)

7.1. Зерновые культуры первой группы: пшеница, рожь, ячмень, овес. Место возделывания, место в севообороте сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Озимые и яровые зерновые культуры.

7.2. Зерновые культуры второй группы: кукуруза, рис, сорго, просо. Место возделывания кукурузы, место в севообороте, сорта и гибриды, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Зернобобовые культуры.

7.3. Подсолнечник. Лен-долгунец. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка.

7.4. Картофель, капуста, столовые корнеплоды. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка.

7.5. Плодовые культуры. Их классификация. Выращивание культурной яблони. Ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина.

Тема 8. Хранение и переработка с/х продукции. (2 часа)

8.1. Значение своевременной уборки. Биологическая и хозяйственная спелость полевых культур. Хранение урожая полевых культур. Особенности уборки овощных культур. Причина порчи с/х продукции во время хранения.

Потребительская, техническая и физиологическая спелость овощей. Хранение и переработка овощей. Физические, химические и биохимические способы переработки.

Тема 9. Семеноводство. (2 часа)

9.1. Понятие о системе семеноводства. Семеноводство полевых и овощных культур. Понятие о сортосмеси и сортообновлении зерновых культур. Причина ухудшения сорта. Подготовка семян к посеву.

Практическая работа:

Определение всхожести, подготовка семян к посеву.

Требования к уровню подготовки учащихся

Должны знать:

  • физические, агротехнические и водные свойства почвы, ее химический состав,

  • системы обработки почвы,

  • системы применения удобрений,

  • научные основы чередования культур в севообороте,

  • меры защиты с/х культур от вредителей и болезней,

  • условия, необходимые для выращивания культурных растений,

  • агротехнику зерновых, силосных культур, корнеклубнеплодов, льна-долгунца, плодовых культур,

  • хранение и переработку овощей,

  • понятие о системе семеноводства.

Должны уметь:

  • определять механический состав почв,

  • проводить осеннюю и весеннюю обработку почв,

  • производить посевы и посадки культур, уход за ними,

  • определять всхожесть семян, проводить подготовку их к посеву,

  • осуществлять меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур,

  • выполнять мероприятия по охране окружающей Среды,

  • определять спелость зерновых культур,

  • уметь производить прививку плодовых деревьев и уход за ними,

  • выращивать рассаду,

  • производить сбор семян овощных культур,

  • осуществлять работы, связанные с хранением и переработкой овощей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Учебно-пришкольный участок.

  2. Сельскохозяйственный инвентарь.

  3. Семена, рассада.

  4. Удобрения.

  5. Хранилище.


© 2010-2022