- Преподавателю
- Другое
- Элективный курс *Введение в растениеводство*
Элективный курс *Введение в растениеводство*
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дьячковская С.В. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кошуки
Утверждаю.
Директор МКОУ СО школы с. Кошуки
_________________ Барькова Г.И.
«____» _______________ 2014 г.
Программа элективного курса
«Растениеводство»
для учащихся 10-11 классов
Составитель: мастер п/о I кв. кат.
Сафронов Александр Григорьевич
с. Кошуки
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования для образовательных учреждений Российской Федерации примерной программы по агрономии для 7 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования.Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Р.Ф. количество учебных часов в году - 35, в неделю 1 час. На контрольные и проверочные работы - 4 часа, практические - 8 час.
Изучение основ агрономии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний отражающих вклад растениеводства в формирование современной научной картины мира, роль технологических процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать знания, полученные в процессе изучения растениеводства в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов комплексной механизации;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм;
-
приобретение опыта использования технологий возделывания и уборки с/х культур в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе хозяйственной деятельности.
-
овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования технологий возделывания и уборки с/х культур для решения простых экономических и управленческих задач.
Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для школы задачи:- подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
В том числе
Теорети-ческих
Практи-ческих
1
Введение
1
1
2
Свойства и обработка почвы
4
3
1
3
Агрохимия
6
4
2
4
Севооборот
5
4
1
5
Защита растений от вредителей и болезней
2
1
1
Всего
18
13
5
6
Условия, необходимые для выращивания растений
2
1
1
7
Агротехника основных культур
10
10
-
8
Хранение и переработка с/х продукции
2
2
-
9
Семеноводство
2
1
1
Всего
17
15
2
Содержание курса
Тема 1. Введение
1.1 Современные направления развития растениеводства в России и на Среднем Урале. Структура отрасли в сельском хозяйстве.
Тема 2. Свойства и обработка почвы. (4 часа)
2.1. Понятие о почве и ее плодородии. Физические, агротехнические и водные свойства почвы. Химические свойства почвы. Наличие элементов питания (гумус, азот, фосфор, калий), кислотность почв. Структурная почва.
2.2. Обработка почвы. Приемы и способы обработки почвы: вспашка, плоскорезная обработка, лущение, культивация, боронование, прикатывание. Минимальная обработка почвы: плоскорезная обработка, сокращение количества и глубины обработок, совмещение нескольких операций в одном агрегате и выполнение их за один проход трактора.
Практическая работа:
Определение состава почвы.
Тема 3. Агрохимия. (6 часов)
3.1. Минеральное питание растений. Микроэлементы и макроэлементы. Значение азота, фосфора, калия в жизнедеятельности растений. Признаки азотного, калийного и фосфорного голодания. Вынос элементов питания с урожаем.
3.2. Виды удобрений. Способы внесения. Органические удобрения: навоз, навозная жижа, торф, компост, птичий помет, зеленые удобрения. Дозы внесения в почву.
3.3. Минеральные удобрения. Виды и свойства удобрений: азотные, фосфорные, калийные. Сложные комбинированные удобрения. Хранение удобрений. Снижение количества нитратов в овощах. Охрана природной среды при использовании химических средств в земледелии. Мероприятия по охране природы в своей местности.
Практические работы:
-
Закладка компостной кучи.
-
Расчет доз вносимых удобрений.
Тема 4. Севооборот. (5 часов)
4.1. история возникновения севооборотов. Севооборот. Ротационная таблица. Научные основы чередования культур в севообороте, основные причины необходимости чередования с/х культур: химические, физические, биологические и экономические. Классификация севооборотов. Предшественники.
4.2. Полевые, кормовые, специальные севообороты. Севообороты для овощных культур.
Практическая работа:
Составление севооборотов для культур, выращиваемых на учебно-опытном участке школы.
Тема 5. Защита растений. (2 часа)
5.1 Сорные растения и меры борьбы с ними: предупредительные и истребительные (механические, биологические, химические). Защита полевых растений от вредителей и болезней. Бактериальные и вирусные заболевания. Методы борьбы с болезнями и вредителями: агротехнический, биологический, механический, физический, химический. Меры безопасности при хранении, перевозке и применении ядохимикатов.
Вредители овощных культур и меры борьбы с ними.
Практическая работа:
Приготовление настоев из трав для защиты культурных растений.
Тема 6. Условия, необходимые для выращивания растений. (2 часа)
6.1.Требования культурных растений к свету, воде, теплу, составу воздуха, кислотности почвы.
Происхождение с/х культур.
Практическая работа:
Выяснение влияния света, воды, тепла на рост растений.
Тема 7. Агротехника основных культур. (10 часов)
7.1. Зерновые культуры первой группы: пшеница, рожь, ячмень, овес. Место возделывания, место в севообороте сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Озимые и яровые зерновые культуры.
7.2. Зерновые культуры второй группы: кукуруза, рис, сорго, просо. Место возделывания кукурузы, место в севообороте, сорта и гибриды, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка. Зернобобовые культуры.
7.3. Подсолнечник. Лен-долгунец. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка.
7.4. Картофель, капуста, столовые корнеплоды. Биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка.
7.5. Плодовые культуры. Их классификация. Выращивание культурной яблони. Ягодные культуры: земляника, смородина, крыжовник, малина.
Тема 8. Хранение и переработка с/х продукции. (2 часа)
8.1. Значение своевременной уборки. Биологическая и хозяйственная спелость полевых культур. Хранение урожая полевых культур. Особенности уборки овощных культур. Причина порчи с/х продукции во время хранения.
Потребительская, техническая и физиологическая спелость овощей. Хранение и переработка овощей. Физические, химические и биохимические способы переработки.
Тема 9. Семеноводство. (2 часа)
9.1. Понятие о системе семеноводства. Семеноводство полевых и овощных культур. Понятие о сортосмеси и сортообновлении зерновых культур. Причина ухудшения сорта. Подготовка семян к посеву.
Практическая работа:
Определение всхожести, подготовка семян к посеву.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
-
физические, агротехнические и водные свойства почвы, ее химический состав,
-
системы обработки почвы,
-
системы применения удобрений,
-
научные основы чередования культур в севообороте,
-
меры защиты с/х культур от вредителей и болезней,
-
условия, необходимые для выращивания культурных растений,
-
агротехнику зерновых, силосных культур, корнеклубнеплодов, льна-долгунца, плодовых культур,
-
хранение и переработку овощей,
-
понятие о системе семеноводства.
Должны уметь:
-
определять механический состав почв,
-
проводить осеннюю и весеннюю обработку почв,
-
производить посевы и посадки культур, уход за ними,
-
определять всхожесть семян, проводить подготовку их к посеву,
-
осуществлять меры борьбы с вредителями и болезнями с/х культур,
-
выполнять мероприятия по охране окружающей Среды,
-
определять спелость зерновых культур,
-
уметь производить прививку плодовых деревьев и уход за ними,
-
выращивать рассаду,
-
производить сбор семян овощных культур,
-
осуществлять работы, связанные с хранением и переработкой овощей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-
Учебно-пришкольный участок.
-
Сельскохозяйственный инвентарь.
-
Семена, рассада.
-
Удобрения.
-
Хранилище.