- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Введение в специальность для специальности Преподавание в начальных классах
Рабочая программа дисциплины Введение в специальность для специальности Преподавание в начальных классах
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никерова Т.К. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное Профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «Иркутский региональный колледж педагогического образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности 050146 Преподавание в начальных классах на основе «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007г №03-1180. Рабочая программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Является частью ОПОП образовательного учреждения.
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО ИРКПО
Разработчик:
Никерова Татьяна Кимовна, преподаватель
Утверждена на заседании научно-методического совета
Протокол № ____ от «____»____________________2015г.
Заместитель директора по УР Хвостова Г.И._______________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2007г.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профильным дисциплинам теоретического обучения общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
уметь осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
-
уметь выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и осуществлять его, извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров, определять основную и второстепенную информацию;
-
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, работать в команде, уметь договариваться;
-
уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
-
уметь рефлексировать свое состояние, результаты и ход деятельности;
-
работать с первоисточником (составлять конспект, писать тезисы, использовать цитаты и т.д.);
-
планировать и организовывать режим учебного труда и отдыха, заниматься самовоспитанием и самообразованием.
иметь представление:
- об истории становления и развития педагогического колледжа, структуре управления и стратегии развития, роли колледжа в подготовке специалистов педагогических специальностей;
- о публичных библиотеках города Иркутска, их режиме работы и доступных читателю библиотечных фондах;
знать:
- основы культуры учебного труда и отдыха, организации самовоспитания и самообразования в студенческие годы;
- требования к личности педагога, перспективы профессионального роста и образования.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лекционные занятия
10
практические занятия
20
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Введение в специальность
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Раздел 1. Структура и организация деятельности в ИРКПО
6
Тема 1.1. История становления и развития ИРКПО
Содержание учебного материала
4
1
Виды и уровни образования. Профессиональные образовательные учреждения. Педагогический колледж. Его задачи и роль в подготовке педагогических кадров. Экскурсия в виртуальный музей колледжа.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение исторических традиций ИРКПО на основе серии книг Н.Б. Балтусис, подготовка рассказа о традициях колледжа. Составление глоссария по теме «Организация обучения в педагогическом колледже»
2
Тема 1.2. Организация обучения в педагогическом колледже
Содержание учебного материала
2
1,2
Административная структура колледжа. Корпоративная культура колледжа. Эмблема и гимн колледжа. Формы обучения. Структура учебного года. Основные виды учебных занятий и научных работ (традиционные и инновационные). Виды и формы аттестации. Академическая стипендия. Социальная стипендия. Академический отпуск. Отчисление. Устав ИРКПО
2
Раздел 2.
Культура учебного труда и отдыха студента
23
Тема 2.1. Выработка стратегии и приемов эффективного обучения.
Содержание учебного материала
2
1,2
Практическое занятие Разработка недельного планирования учебного труда студента. Постановка учебных целей. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе («управление временем»)
2
Тема 2.2.
Педагогическая библиотека и работа в ней студента
Содержание учебного материала
6
2
Практическое занятие
Поиск и заказ литературы в методическом центре ИРКПО средствами системы ИРБИС. Публичные библиотеки города Иркутска.
2
Практическое занятие Посещение библиотеки семьи Полевых
2
Практическое занятие Посещение библиотеки им. Молчанова-Сибирского
2
Тема 2.3.
Культура слушания, чтения и конспектирования
Содержание учебного материала
4
2
Практическая работа
Структура устного сообщения. Восприятие словесной информации. Методы и техника быстрого чтения Методы и техника быстрого чтения. Тренировка скорописи на основе предложенного задания.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Отработка навыка быстрого чтения на основе предложенных тренировочных текстов. Тренировка скорописи на основе предложенного задания.
2
Тема 2.4.
Культура аннотирования, рецензирования
Содержание учебного материала
5
1,2
Практическое занятие. Аннотация, резюме, рецензия.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление аннотации к статье по педагогической тематике «Шум в классе: помеха или новая возможность?» И. Загашев
1
Самостоятельная работа обучающихся
Написание эссе «Мир моих увлечений». Рецензирование эссе одногруппников.
2
Тема 2.5.
Культура подготовки устного сообщения и выступления с ним.
Содержание учебного материала
6
1,2
Практические занятия
Техника устного ответа. Использование различных форм представления информации - текста, схем, таблиц, рисунков. Тренинг устного выступления «Мое хобби».
2
Самостоятельная работа обучающихся
Правила и ошибки аргументации и доказательства в ходе дискуссии.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устного выступления и письменного доклада по психолого-педагогической тематике
Примерная тематика докладов:
Дети и деньги
Интернет-зависимость подростков
Почему дети матерятся?
Имидж учителя
Проблемы школьной дисциплины
2
Контрольная работа по разделу 2
Публичная презентация-выступление по педагогической тематике
2
Раздел 3. Учитель современной школы
18
Тема 3.1.
Общая характеристика педагогической профессии
Содержание учебного материала
4
2
Педагогическая профессия. Педагогический труд. Социальная ценность труда учителя.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана-конспекта «Возникновение и становление педагогической профессии» на основе самостоятельного поиска литературы
2
Тема 3.2. Самовоспитание как средство профессиональной подготовки учителя
Содержание учебного материала
2
2
Практические занятия Самовоспитание. Самоприказ, самовнушение.
Просмотр и обсуждение кинофильма «Первый учитель»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Тема 3.3. Педагогическая деятельность
Содержание учебного материала
2
2
Педагогическая деятельность, ее виды и структура. Гуманистический характер педагогической деятельности. Творчество в педагогической деятельности.
2
Тема 3.4. Педагогическая культура учителя.
Содержание учебного материала
6
2
Педагогическая культура. Необходимость уважения каждого ученика. Умение управлять своими чувствами, поведением. Любовь к детям - любовь деятельная.
2
Практическое занятие
Просмотр и обсуждение фильма «Доживем до понедельника»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление программы индивидуального личностного и профессионального роста.
2
Тема 3.5
Нравственная культура учителя.
Содержание учебного материала
4
1,2
Практическое занятие Педагогический факт. Профессиональная мораль. Гуманизм, моральный долг, совесть. Просмотр и обсуждение кинофильма «Подранки»
Примерные вопросы для обсуждения:
Что составляет основу содержания фильма?
Что вас удивило/взволновало/заставило задуматься при знакомстве с этим кинофильмом?
Над какими педагогическими явлениями побуждает задуматься этот фильм?
Оцените образовательно-воспитательное значение фильма для своего личностного и профессионального роста.
2
Самостоятельная работа
Подготовка портфолио учебных достижений
2
Дифференцированный зачет
2
Всего:
51
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- кафедра.
Технические средства обучения: компьютеры с выходом в Интернет, проектор, программное обеспечение общего назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 1.)
-
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208с.
-
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведении. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 352с.
Дополнительная литература:
-
Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. - М.: Просвещение, 1988. - 208с.
-
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 232 с.
-
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 316с.
-
Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 238с.
Дополнительные источники:
Кинофильмы по педагогической тематике
-
«4:0 в пользу Танечки», 1982.
-
«Большая перемена», 1972.
-
«Все умрут, а я останусь» («Три девочки»), 2008.
-
«Дневник директора школы» , 1975.
-
«Ключ без права передачи», 1976.
-
«Первый учитель», 1965.
-
«Писатели свободы», 2007
-
«Подранки», 1976.
-
«Республика Шкид», 1966.
-
«Урок литературы» 1968.
-
«Уроки французского», 1978.
-
«Учитель пения», 1972.
-
«Человек эпохи Возрождения», 1994.
-
«Чужие письма», 1975.
-
сериал «Простые истины», 1999-2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, а также анализа обучающимися педагогических фактов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
уметь осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по темам 2.3, 2.5 и оценка самостоятельной внеаудиторной работы по темам 1.1, 2.4, 2.5, 3.5
уметь выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и осуществлять его, извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов разных жанров, определять основную и второстепенную информацию
Экспертная оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по разделам 2 и 3
уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Экспертное наблюдение и оценка на практическом занятии по теме 2.5, оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, работать в команде, уметь договариваться
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по теме 2.2, оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь рефлексировать свое состояние, результаты и ход деятельности
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях по обсуждению кинофильмов
уметь работать с первоисточником (составлять конспект, писать тезисы, использовать цитаты и т.д.)
Экспертная оценка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по разделам 2 и 3
уметь планировать и организовывать режим учебного труда и отдыха, заниматься самовоспитанием и самообразованием
Анкетирование по теме 2.1
Знать:
знать основы культуры учебного труда и отдыха, организации самовоспитания и самообразования в студенческие годы
Письменный опрос по разделу 2 «Культура учебного труда и отдыха студента»
знать требования к личности педагога, перспективы профессионального роста и образования
Тестирование по разделу 3 «Учитель современной школы»