• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект интегрированного занятия в рамках ФГОС в младшей группе театра-студии Ключ, 5 класс

Конспект интегрированного занятия в рамках ФГОС в младшей группе театра-студии Ключ, 5 класс

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия в младшей студийной группе театра-студии «КЛЮЧ» МБОУ «СГГ».

Венгерович М.И., Родина Е.В., педагоги дополнительного образования.

В коллективах театра-студии «Ключ» и фольклорного ансамбля «Прялица» на протяжении 10 лет проводятся совместные интегрированные комплексные занятия.

Концепция таких занятий - интеграция в основное образование.

Такая концепция отвечает целям ФГОС нового поколения: внутренняя интеграция основного и дополнительного образования в условиях общеобразовательной средней школы для обеспечения полноты и целостности образовательной системы.

Интегрированные занятия дают возможность дополнительному театральному и фольклорному образованию дополнить базисное образование, повышают мотивацию школьников к изучению базовых учебных предметов (на примере предлагаемого занятия - литературы, изобразительного искусства и технологии).

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 11-12 лет.

ПРЕДМЕТ: сценическая речь (с элементами поморской говори) в комплексе с другими учебными дисциплинами.

Тема занятия: «Разнообразие жанров в русском северном народном творчестве».

Цели учебные:

  • закрепление ЗУН (знаний, умений и навыков) по технике речи с применением элементов «северного говора» и ЗУН, полученных на уроках литературы, ИЗО, технологии;

  • развитие УУД (универсальных учебных действий) различных видов (логические, познавательные, общеучебные, проблемные, регулятивные, коммуникативные).

Цель воспитательная: повышение интереса учащихся к северному народному творчеству.

тип занятия: практическое, комплексное, интегрированное.

ФОРМА занятия: дидактическая сюжетная игра «Сеня Малина раздвоился»

с элементами дидактической бессюжетной игры.

Методы и приемы работы:

  • творческие задания,

  • сценические этюды,

  • пластические импровизации,

  • речевой тренинг.

Вид деятельности студийцев на занятии:

  • коллективный,

  • групповой,

  • работа в парах,

  • индивидуальный.

Задачи занятия (учебные):

  • вырабатывать живые, органичные, яркие интонации в речи с применением элементов «северного говора»;

  • формировать чёткую дикцию;

  • вызвать импровизационное самочувствие;

  • развивать воображение, фантазию, внимание, память, внутреннее зрение (цепочка "видений");

  • развивать чувство сценической свободы, сценической правды и веры;

  • вырабатывать сценическое отношение к объекту, партнёру, месту действия и обстоятельствам действия;

  • вырабатывать фонационное дыхание, чувство опоры дыхания, чувство опоры и атаки звука, перехода из одного голосового регистра в другой;

  • развивать рече-двигательную и вокально-двигательную координацию движений.

Задачи занятия (воспитательные):

  • повысить уровень мотивации студийцев к участию в творческих работах по северному фольклору;

  • формировать навыки коллективного творческого общения, элементов диалогической и монологической речи;

  • развивать способность к коллективному творческому действию в сценических этюдах и в песенно-игровом материале.

Занятие включает в свою структуру элементы следующих учебных тем по дополнительному образованию в комплексе:

I. По сценической речи и Народному пению:

  1. Интонирование.

  2. Дикция.

  3. Фонационное дыхание.

  4. Голосовые регистры.

  5. Опора звука.

  6. Атака звука.

II. По актёрскому мастерству.

1. Сценическое отношение к предмету, объекту, партнёру, к месту действия.

2. Предлагаемые обстоятельства.

3. Сценическое внимание, цепочка "видений".

4. Текст, "подтекст".

5. Сценическая вера, сценическая правда.

III. По сценическому движению и Элементам народной хореографии.

1. Мизансцена тела в пространстве.

2. Рече-двигательная координация.

3. Вокально-двигательная координация.

4. Хоровод.

5. Ручеёк.

6. Стенка.


Занятие включает в свою структуру элементы следующих учебных тем по литературе, ИЗО, технологии в комплексе:


  1. по литературе.

  2. ИЗО

  3. технологии.


Обязательное условие для проведения занятия: доброжелательная творческая атмосфера.


Ход занятия.

ВСТУПЛЕНИЕ (загадочная корзинка - что в ней? определение понятия «жанр», проблемное задание); какой жанр вам больше всего нравится? 3мин.

СКАЗКА, ей нигде не загорожено.

ЗАВЯЗКА. Выход ведущих (к нам пришли ребята в образах сказочных героев. Отгадать. 2 Сени Малины! Из какой они сказки? «На артель распался». Помочь Малинам. 3 мин.

КРАТКИЙ ИНСТРУКТАЖ. Формирование артелей. Что такое северная говóря? Признаки? 2 мин.

(ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ) СКАЗКА. ПОКАЗ. 4 мин.

ДРАЗНИЛКИ Интонирование. 3 мин.

1-ая артель:

Сеня, Сеня, простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород! (раз в огород, два в огород….)

2-ая артель:

Едет Сеня на быке,

Балалаечка в руке,

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала! (раз сломала, два сломала…)

Стенка на стенку с дразнилками (речедвигательная координация) 3 мин.

1-й Малина. Поссорились. Мириться нать!

2-й Малина. Давайтё устроим угошшение и за один стол сядём.

Что будем на стол подавать?

ЗАГАДКИ ПРО ЕДУ (по артелям). 3 мин.

1-й Малина. Дики, сидитё? Дров нать нарубить, распилить, печь растопить. Две артели хорошо, но одна большая в работе лучше!

2-й Малина. Соединимся в одну артель, робята!

УПРАЖНЕНИЯ - дрова (скороговорка), рубка (ух! на выдохе) 2 мин.

Пирог испечь. С капустой.

УПРАЖНЕНИЕ ТЕСТО. пых, шшш. 1 мин.

НАЧИНКА, Капустка. 2 мин.

ПОДАРКИ 2-3 мин.

ИГРА «КОГО ТЕБЕ НАТЬ?» 2 мин.

В ОДНОГО СДВИНУЛСЯ.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.

РЕФЛЕКСИЯ: какие жанры были у нас сегодня? ()

Д.З.

Оценка урока.

ДО СВИДАНЬЯ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (для студийцев):

при выполнении творческих заданий

активно использовать элементы «северного говора».

ЗАДАЧИ (для студийцев):

  • быть внимательным;

  • при необходимости быстро, без лишней суеты, объединяться в группы и пары для выполнения творческих заданий;

  • тексты произносить чётко, внятно, достаточно громко, искать яркие интонации речи;

  • в творческих заданиях импровизировать.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: 3мин.

  • творческое задание группе по организации рабочего пространства;

  • организация рабочего пространства

(пантомима, пристройка, рече-двигательная координация, интонирование).

Особенности «поморьской говОри» (эвристическое задание) -

назвать некоторые из особенностей самостоятельно

после просмотра видео фрагментов с элементами северного говора из материалов фольклорной экспедиции ПГУ на Пинегу,

и прослушивания отрывка из дневниковых записей Б.Шергина «Село Сура на Пинеге». 5 мин.

Поморский говор, как изобразительное средство,

в произведениях северных писателей (Б. В. Шергина,

С. Г. Писахова, Ф. А. Абрамова, Н. А. Клюев) - привести примеры.

Примеры использования современными писателями поморского говора. 4-5 мин.

творческие задания подгруппам (речевой поступок, действие): 5 мин.

  • по тексту С.Писахова («Северно сияние»);

  • по этнографическому тексту из репертуара М.Д.Кривополеновой («Алёша Поповиц и сестра Петровицей»);

  • по этнографическому тексту из репертуара северных скоморохов («Кисель»).

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ. 3-4 мин.

Упражнения:

  • ситуативные цепочки;

  • интонация;

  • сила голоса;

  • дикция;

  • фольклорные рефрены;

  • скороговорки.

СтАрины, былины, «виногрАдьё». 4 мин.

Музыкально-речевые моменты 14 мин.

(посиделки, игры, скоморошьи забавы, масленичные угощения).

ДЕМОНТАЖ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА 1 мин.

(вокально-двигательная координация).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 15 сек.

сочинить небольшую сказку или рассказ с элементами северного говора

на тему: «Пляшут, кажна кость ходит».


Оборудование:

музыкальный центр и аудио-CD-диски;

ноутбук и видео-DVD-диски;

бумага и карандаши;

наглядные пособия (учебные карточки с заданиями и карты-надписи);

декорации и реквизит: стулья (трансформация).

Литература:

  1. Мастер и народная традиция Русского Севера; сб. научных докладов - Петрозаводск, 2000;

  2. Земцовский И.И. «Мария Дмитриевна Кривополенова», Архангельск, 1993;

  3. Мосеев И.И. «Особенности поморского говора», Архангельск, 2005;

  4. Мосеев И.И. «ПомОрьска ГовОря», краткий словарь поморского языка, Архангельск, 2005;

  5. Писахов С.Г. «Месяц с небесного чердака», сказки - Л.: Дет. Лит., 1991;

  6. Шергин Б.В. « Изящные мастера», Москва, «Молодая гвардия»,1990;

  7. Нерассказанные сказки Сени Малины; сб., Архангельск, 2007.

5


© 2010-2022