Отчёт об использ технологий 1 класс

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Отчёт

об использовании в образовательном процессе

современных образовательных технологий






Автор: Храпова Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

ст. Старовеличковской

Калининского района

Краснодарского края




2015г

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Основная часть...………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………9








Введение.

В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.

Для решения подобных задач, я обучаю школьников главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.










Основная часть.

Как сделать урок интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Я считаю, что результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.

Для этого я вношу определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогают образовательные педагогические технологии. Я в своей работе чаще всего использую игровые технологии, технологию «Метода проектов», личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, технологию развития критического мышления.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.

Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии. В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.

Занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к догадке.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки», КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит («Путешествие по Андерсенландии»).

На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературная гостиная», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах - всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.

Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.

Технология «Метод проектов». Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов. Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. («Моя семья», «Путешествие по литературным местам», «Сборник иллюстраций» по изученным произведениям, выпуск тематических стенгазет и др.) Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, выражать свою мысль. Ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками; могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме. Для учащихся проектная деятельность - это нетрадиционный урок, иной стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. В ходе проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками процесса.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания, которые я использую, облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Выполняя разноуровневые задания, сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех. Таким образом, у учащихся повышается уровень мотивации.

Технологии развивающего обучения - работу строю на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на "зону ближайшего развития" ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.

При изучении результативности в системе общего развития учащихся я могу сделать некоторые выводы:

1. По умению наблюдать. Наблюдение имеется в виду анализирующее. Ребята могут находить максимальное число признаков у любого объекта. Они способны к длительному наблюдению.

2. Ребята способны истолковывать увиденное в форме суждения.

3. Учащиеся могут самостоятельно выделить общие признаки для ряда предметов, в состоянии классифицировать в группы по одному или нескольким признакам. Все мыслительные операции сопровождаются полным словесным отчетом.

4. Стремясь к самостоятельному обоснованию предпринятых шагов, они высказывают, не боясь предположения, иногда ошибочные, незрелые, рассуждают вслух, что свидетельствует об активности и критичности их мысли.

5. Учащиеся способны планировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Личностно ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также помогает ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности. Создаёт условия для самостоятельного управления ходом обучения, для систематического контроля усвоения знаний учащимися. Позволяет учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося, а также индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Отслеживаю динамику развития учащихся, вношу своевременные корректирующие воздействия по ходу учебного процесса.

Личностно - ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.

Технология развития критического мышления

Развитие критического мышления использую в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).

Прием «Составление кластера»

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Прием «Составление синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - возможности, эмоциональной.




























Заключение.

Итоги использования мною в образовательном процессе современных образовательных технологий таковы:

-повышается эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

-осуществляется индивидуальность подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

-расширяется объём предъявляемой учебной информации;

-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

-повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Опыт работы был неоднократно представлен на педсоветах и районных МО и семинарах в форме выступлений. «Дидактическая игра - средство активизации познавательной деятельности», «Развитие метапредметных компетенций учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах», «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности», « Работа по формированию навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе». На районном педагогическом фестивале «Инновационный поиск - 2013» по теме «Групповая форма работы на уроках в начальной школе как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся», на районном семинаре 2014г. по теме: «Формирование метапредметных компетенций учащихся младших классов средствами современных образовательных технологий».


© 2010-2022