• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад «Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися на уроках РСВ и ФП»

Доклад «Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися на уроках РСВ и ФП»

Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования. Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях. Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личнос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГСКОУ школа-интернат г. Черемхово











Доклад

«Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися на уроках РСВ и ФП»













Учитель слуховой работы:

Патракеева С.П.





Условия эффективности коррекционно-развивающей работы

с детьми на уроках РСВ и ФП


Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования. Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях. Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

Поскольку основной целью коррекционной работы является обеспечение условий для успешной социализации детей с нарушением слуха.

создание условий, обеспечивающих постоянное восприятие учащимися с нарушением слуха речи окружающих с помощью различных типов звукоусиливающей аппаратуры;

постоянное мотивированное речевое общение с детьми с нарушением слуха;

использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей;

использование устной речи как ведущей при общении с глухими и слабослышащими детьми педагогов, слышащих родителей, родственников, знакомых.

Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения речевого материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Также многократное применение новых слов, фраз. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным. Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с нарушением слуха.

Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается:

-на его психическом развитии,

-ограничивает познание окружающего мира,

-затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Решение данной проблемы видится в том, что нужно организовать целенаправленную, специально организованную деятельность по РСВ в учебно-воспитательном процессе школы во время фронтальных уроков, индивидуальных занятий, а также во внеурочной деятельности.

Поэтому, важной задачей современной школы является развитие слухового восприятия учащихся, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для детей с нарушением слуха работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: во-первых, дети учатся воспринимать на слух речь, во-вторых, неречевые звучания, разные шумы.

Система работы по развитию слухового восприятия строится на основе дифференцированного подхода к обучению учащихся, учитывающего уровень общего и речевого развития детей, характер и степень нарушения слуха, состояние и резервы развития слуховой функции на каждом этапе обучения в школе (особенно на первоначальном), индивидуальные и психофизические возможности детей.

Задачей работы по развитию слухового восприятия речи является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры разного типа, так и без нее. При этом на основе развивающейся слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи окружающих, что, в свою очередь, оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, которая становится у слабослышащих значительно более внятной и выразительной. В результате ребенок может достаточно свободно общаться с окружающими при помощи устной речи. Все это позитивно воздействует на формирование его личности.

Но поскольку приобретаемый таким путем речевой багаж чрезвычайно искажен, то и дальнейшее восприятие и понимание речи своеобразно отражается на представлениях, понятиях ребенка. Речь слабослышащего ребенка оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. Так, наряду, с бедностью словаря наблюдается усвоение слов в неправильном лексическом значении, наряду с недоразвитием грамматической структуры - многообразные смешения категорий, неправильное понимание их значения, а, следовательно, и неадекватное использование в своей речи. Все это накладывает отпечаток на ход развития познавательной деятельности; сравнение, анализ, обобщение, отвлечение приобретают у слабослышащего специфические черты. Поэтому, необходимо развивать слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей.

Для повышения интереса к своему предмету, для повышения качества знаний своих учеников за основу своей работы взяла использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия на индивидуальных занятиях.

Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию.

Поэтому, включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи - развивает, совершенствует психические процессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.

В процессе работы по РСВ использую аналитико-синтетический метод обучения. Он предусматривает восприятие не только целостных речевых единиц, но и, при необходимости анализа воспринимаемого на слух, отдельных слогов, звуков, составляющих воспринимаемое слово

Наряду с общепедагогическими принципами обучения школы для глухих и слабослышащих я руководствуюсь специальными принципами:

1. Принципом развивающих упражнений.

2. Принципом коррекции произношения

Принцип развивающих упражнений основан на развитии психических функций личности: развития мышления, речи, памяти, внимания, таких психических операций, как сравнение, сопоставление, обобщение. Анализ, синтез, развитие интеллектуальной и познавательной сфер деятельности, выработки самостоятельности в приобретении знаний и направленности к саморазвитию и творчеству. На своих занятиях я предлагаю учащимся такие задания:

-………, внимательно посмотри на картинки и скажи, какое это время года?

- Теперь скажи, какие изменения в природе происходят в сентябре? В октябре?

В ноябре?

Определи, в какой картинке отражены эти явления…..

- Теперь сравни начало и конец осени.

В конце занятия ученик обобщает свои знания о осени.

В этих заданиях я предлагаю учащимся сделать сравнительный анализ сходства и различия явлений природы, сделать сопоставление.

- Внимательно посмотри и подумай. Что ты можешь сказать об этих картинках? Что в них общего? Какая картинка лишняя?

2. Принцип коррекции произношения. Одной из важнейших задач школы для детей с нарушениями слуха является формирование фонетически правильной, внятной и выразительной речи.

Работая над всеми разделами произношения: работе над дыханием, голосом,

звуками речи, словесным ударением и темпом речи стараюсь включать элементы

работы над РСВ, т.к. сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.

Например: При работе над дыханием применяю обратный и прямой счет, перечисление названий месяцев, чтение чистоговорок, скороговорок, фраз на одном выдохе, с паузами.

[-Продолжи счет до 20 на одном выдохе слитно.1,2…]

[- Считай до 20 на одном выдохе слитно]

[- Назови месяцы года на одном выдохе слитно]

При работе над раздельным проговариванием на 1 выдохе, предлагаю такие виды упражнений, как:

При подборе речевого материала опираюсь на дидактический принцип: переход от легкого к трудному, т.е. от слов и словосочетаний к фразам, предложениям. ? Например: Игра «Составь слово».

[- Составь слова из слогов. Скажи с ударением, соблюдая правила орфоэпии ]

[- Послушай слова, назови последующее за ним слово]

Коррекционно-развивающие упражнения подбираю таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения учащимися, а с другой - уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи - от минимальной до максимальной и как можно больше наглядного материала. В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, я использую ряд специальных вопросов, которые, на мой взгляд (при их систематическом включении в урок), развивают у учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания. Чтобы сформировать у ученика связное высказывание без наводящих вопросов, я учу их слушать и правильно отвечать на вопросы. КТО это? Что это? Затем дети определяют цвет предмета. От цвета мы переходим к размеру и только потом к форме предмета, например: "Что это?" - "Это яблоко" "Какое оно?" - "Красное, большое, круглое".

При повторе прикрепляю картинки с изображением яблока и спрашиваю: "Какое оно?", показывая поочерёдно на графические символы. През-ия

На коррекционно-развивающих занятиях уделяю вниманию развитию слухового восприятия и увеличения объёма слухоречевой памяти за счёт введения каких-либо опор: зрительных, смысловых, двигательных и т.д. Речь используется во всех видах деятельности и на всех этапах её осуществления: при планировании, коррекции собственной деятельности, сличении цели и результата. Основными функциями речи «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

  • «Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  • «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очерёди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

  • записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

  • анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

  • узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);

  • «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];

  • «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

  • Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;

  • подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук;

выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются чи являются общение, мышление и регуляция психической деятельности.

Игра «Путаница».

[- Составь предложения, используя данные слова. Скажи с логическим ударением, соблюдая правила орфоэпии]

При различении материала разговорно-обиходного характера применяю различные диалоги:

[- Какое время года сейчас?] [Какое время года прошло?]

По мере усвоения материала, использованного на занятии, речевой материал усложняю

Также при работе с текстом применяю упражнения на различение материала без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Известно, что учащиеся привыкают к использованию звукоусиливающей аппаратуры и без аппаратуры часто не могут опознать те звуки речи, слова, фразы, которые они хорошо различали с аппаратурой. Кроме того, всякая звукоусиливающая аппаратура в определенной мере искажает речь.

Поэтому целесообразно включать упражнения на различение речевого материала на слух без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

А также для развития слухового восприятия применяю неречевые звуки. К неречевым звукам относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных, птиц и т. д., т. е. все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.

Основные цели развития слухового восприятия неречевыми звуками:

- выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;

- дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;

-уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;

Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т. к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.

Коммуникативная направленность речевого материала. Поскольку основной целью коррекционной работы является обеспечение условий для успешной социализации детей с нарушением слуха, целесообразно отбирать речевой материал, необходимый детям для организации последующего общения.

Для более успешной работы поддерживаю связь с психологом. Одна из частых причин недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям высказывания детей, недостаточный уровень образных представлений. Я работаю на 5-х кл. Е. М. провела входящую диагностику и дала рекомендации. определила уровень развития состояния познавательных процессов. Так н-р: в 5б

В этом кл. я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок. Так Например: при изучении с детьми темы «Времена года» детям предлагается в напечатанном варианте наклеить в тетрадь общую тему и затем подтемы, которые будут изучаться на протяжении нескольких занятий (Времена года, осень, зима, весна, лето). А признаки каждого времени года обговариваются с детьми после прослушанного материала и предлагается зарисовать их в тетради. Разрезные картинки, поручения, презентации.

Возникает трудность с учеником С.И. К .М. речь невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами - указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях я помогаю ребенку сказать необходимое слово: даю образец произнесения, проговариваю вместе с ребенком, прошу повторить это слово. (Уровень низкий)

5г кл. использую констуктивные картины, беседы по закрытой картине, тесты и те упр., что говорила раннее. Для коррекции письменной речи широко использую работу с различными видами диктантов : зрительный диктант, слуховой диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, «проверяю себя». Данный вид работы обладает широким спектром развития не только письменной речи, но и всех высших психических функций.

В 5а кл. .. вся коррекционная работа проводится на слух. слуховые диктанты, кроссворды, тесты, диалоги, Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Различные тесты, задания на развитие высших психических функций позволяют более эффективно заложить в ребёнка необходимую информацию. Использование ИКТ повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе, а самое важное вносит радость в жизнь ребенка, чем позволяет более осознанно воспринять материал.

В результате, опыт применения таких развивающих упражнений показал повышенный интерес к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом.

Требования к речевому материалу

Весь материал, который предъявляется ученику для восприятия на слух, должен обязательно проговариваться;

в процессе работы по развитию слухового восприятия осуществляется беглая коррекция произношения.

исправить все произносительные ошибки ученика с нарушением слуха невозможно.

обязательной коррекции подлежат лишь ошибки, допускаемые по теме занятия, а также случаи «соскальзывания» на дефектное произношение звуков, автоматизированных в речи ученика;

обязательно должны планироваться виды работ по восприятию (различению, опознаванию) материала, отрабатываемого в произношении.

Основное условие эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха - организация психолого -педагогического сопровождение и соблюдение требований к сопровождающим с точки зрения компетентностного подхода

Требования к сопровождающим, с точки зрения компетентностного подхода:

коммуникативная компетентность

-высокий уровень знания языка,

-владение культурой общения,

-применение опыта общения в учебно-воспитательной, методической, научной сфере,

гностические умения;

исследовательская функция;

проективная функция;

конструктивно-организаторская функция;

диагностирующая функция;

координирующая функция;

способности к инновационной деятельности (мотивационно-творческая направленность личности, креативность

УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ

1. Организация условий (структура помещения, организация среды).

2. Учёт возрастных особенностей ребёнка.

3.Качественный анализ показателей психического развития ребёнка.

4.Учёт сложной структуры дефекта

5.Учёт социальной ситуации развития (что хочет семья)

6.Умение договориться с семьёй:

  • коммуникативные способности;

  • владение навыками общения;

  • способность эффективного построения диалога;

  • корректность;

  • искреннее желание помочь.

Итак: Обобщая все раннесказанное, можно сделать вывод, что сопровождение коррекционно-воспитательного процесса ставит перед собой цель создания положительного эмоционального настроя детей и педагогов в ходе развивающих и коррекционных занятий, совместной деятельности детей и взрослых. Таким образом, координируется деятельность всех специалистов к активизации речевой деятельности детей с нарушением слуха.


Доклад «Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися на уроках РСВ и ФП»

Рис 5

При повторе прикрепляю картинки с изображением яблока и спрашиваю: "Какое оно?", показывая поочерёдно на графические символы.

Получается фраза: "Большое красное круглое яблоко".

  • На коррекционно-развивающих занятиях нужно уделять внимание развитию слухового восприятия и увеличения объёма слухоречевой памяти за счёт введения каких-либо опор: зрительных, смысловых, двигательных и т.д. Речь используется во всех видах деятельности и на всех этапах её осуществления: при планировании, коррекции собственной деятельности, сличении цели и результата. Основными функциями ре«Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

  • «Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  • «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очерёди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

  • записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие - это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

  • анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

  • узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);

  • «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];

  • «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

  • Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;

  • подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук;

выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются чи являются общение, мышление и регуляция психической деятельности.

© 2010-2022