- Преподавателю
- Другое
- Критерии оценивания в начальной школе
Критерии оценивания в начальной школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давлятханова Г.З. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
-
Пятибальная система оценивания
-
Пятибальная система оценивания осуществляет текущий и итоговый контроль. Такой вид контроля осуществляется со 2 класса.
-
Система контроля включает:
-
-
контроль знаний обучающегося в начале учебного года (не выставляется в классный журнал и не влияет на оценку за четверть);
-
текущий контроль;
-
итоговый контроль (по окончании темы, по окончании учебной четверти и года).
-
Для реализации десятибалльной системы оценивания необходимо:
-
-
создание и структурирование рабочих программ для проведения контрольных и проверочных работ;
-
использование набора контрольных (тестовых) заданий по теме;
-
наличие набора вопросов, заданий для отслеживания уровня творческого развития учащегося;
-
наличие четкой и ясной шкалы оценки качественных показателей учащихся.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пятибальная оценка по русскому языку ставится за выполнение контрольных и проверочных работ, которые проводятся в форме диктанта, списывания, изложения, тестовой работы.
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Критерии оценки диктанта:
«5» - допущена 1 негрубая ошибка, 1-2 исправления;
«4» - допущены 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;
«3» - допущены 3-4 орфографических и 4 пунктуационных,
«2» - 5 и более ошибок.
Критерии оценки задания к диктанту и списыванию
Контрольная работа с заданием оценивается в 5 баллов при отсутствии ошибок и недочётов. Допускается снижение оценки до «4» при неверном выполнении задания и правильном написании текста.
«5» - все верно;
«4» - если не менее ¾ заданий выполнено верно;
«3» - не менее ½ заданий верно;
«2» - не выполнено больше половины.
Оценки за контрольное списывание:
«5» - нет ошибок или 1 исправление;
«4» - 1-2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);
«3» - 3 - 4 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);
«2»- 5 ошибок (2- 4 класс).
Критерии оценки за словарный диктант:
Количество слов:
«5»- нет ошибок; 1 кл. - 7-8 слов;
«4»- 1-2 ошибки; 2 кл. - 10-12 слов;
«3»- 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. - 12-15 слов;
«2»- 5-7 ошибок 4 кл. - до 20 слов.
Критерии оценки за контрольное изложение:
Для контрольного изложения в 4-м классе на конец года берётся текст повествовательного характера. Тематика изложения носит воспитывающий характер и доступна детям.
Основными критериями оценки изложений является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста, а также речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учётом всех критериев.
«5»- ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст. В изложении отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.
Грамотность: не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок. Учитываются ошибки только на изученные правила.
Допускается 1-2 исправления.
«4»- ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения, есть отдельные речевые и фактические неточности. Их может быть не более 2-3.
Грамотность: допущены 1-2 орфографические и 1 пунктуационная ошибки, есть 1-2 исправления.
«3». - ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочётов.
Грамотность: допущены 3-5 орфографических ошибок, 1-2 пунктуационных, а также 1-2 исправления.
«2»- ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается 6 и более неточностей.
Грамотность: допущено 6 и более орфографических ошибок и 3-4 пунктуационных.
При работе над речевыми ошибками необходимо использовать следующие условные обозначения:
Условное
обозначение ошибки
Ошибка
Способ исправления
V
Пропуск важного слова или предложения
Вставить пропущенное слово или предложение
Ф
Фактическая ошибка
Написать так, как было в тексте
Z
Не выделена часть текста
Начать предложение с красной строки
Г
Неправильно определены границы предложений
Поставить знаки препинания в конце предложений
3 1 2
Неудачный порядок слов
Изменить порядок слов
Н
Неудачное слово или предложение
Заменить другим словом или составить другое предложение
П
Повтор
Заменить или исключить повторяющееся слово
{ }
Лишнее слово или предложение
Убрать лишнее слово или предложение
Критерии оценки тестовой работы
Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где
N1 - количество правильных ответов
N2 - общее количество ответов
к - коэффициент (к =10)
Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе
Например, 27/30 * 10 = 9 баллов
Количество баллов
Отметка
10
«5»
8-9
«4»
6-7
«3»
5 и менее
«2»
МАТЕМАТИКА
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
-отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Критерии оценки
Контрольная работа. Примеры.
«5»- без ошибок;
«4»- 1-2 ошибки;
«3»- 3-4 ошибки;
«2»- 5 и более ошибок.
Контрольная работа. Задачи.
«5»- без ошибок;
«4»- 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки или 1 грубая ошибка в ходе решения задачи
«3»- 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2»- 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Комбинированная контрольная работа.
«5»- без ошибок;
«4»- 1-2 ошибки и 1-2 недочёта;
«3»- 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;
«2»- не решена задача или более 4-х грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.
Критерии оценки тестовой работы
Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где
N1 - количество правильных ответов
N2 - общее количество ответов
к - коэффициент (к =10)
Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе
Например, 27/30 * 10 = 9 баллов
Количество баллов
Отметка
10
«5»
8-9
«4»
6-7
«3»
5 и менее
«2»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Оценка по окружающему миру ставится за выполнение контрольных, проверочных работ, тестовых работ.
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
- отсутствие умения подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
-ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- отсутствие умения ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
- отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Контрольная (проверочная) работа
«5» - ставится, если в работе чёткие и полные ответы, выделены наиболее существенные признаки объекта; верно и умело сопоставлены факты, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи; сделаны верно выводы; не более 1 недочёта.
«4»- ставится, если в работе есть отдельные неточности в ответах, выводах; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по изученному материалу.
«3»- ставится за работу, в которой преобладают ответы с неточностями, нечёткими выводами; наличие 4-6 ошибок или 8 недочётов.
«2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность выводов; наличие более 6 ошибок или более 10 недочётов по пройденному материалу
Критерии оценки тестовой работы
Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где
N1 - количество правильных ответов
N2 - общее количество ответов
к - коэффициент (к =10)
Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе
Например, 27/30 * 10 = 9 баллов
Количество баллов
Отметка
10
«5»
8-9
«4»
6-7
«3»
5 и менее
«2»
-
Система критериального оценивания
Общие положения
Критериальное оценивание представляет собой систему, которая дополняет балловую систему оценки и отражает качественный результат процесса обучения. Такой вид контроля осуществляется с 1 класса. Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся в условиях системы критериального оценивания предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения учеником знаний и умений по учебным предметам и не допускается сравнения его с другими учениками. Основной функцией такого оценивания является определение учеником границ собственного знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению используются работы:
-
стартовые;
-
тематические контрольные работы;
-
итоговые контрольные работы
-
а также демонстрация достижений обучающихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме Портфолио обучающегося.
Основные принципы оценивания:
Критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.
Приоритет самооценки
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Гибкость и вариативность
Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.
Естественность процесса контроля и оценки
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдения за их учебной деятельностью в обычных условиях.
Ведение документации
Все виды контрольно-оценочных работ по 4-м основным учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям. По результатам каждой такой работы выполняется анализ, схема которого разрабатывается учителем с опорой на таблицы, предложенные в Приложении 4. Результаты качественного анализа работ каждого обучающегося оформляются на листе и доводятся до сведения самого обучающегося и его родителей (законных представителей).
Проверка и оценивание классных и домашних работ
-
Каждая классная и домашняя работа в 1-4 классах проверяется учителем.
-
Оценивается правильность и красота выполнения работы самим учеником, затем учитель делает качественную оценку работы.
-
Результаты проверки фиксируются в тетрадях при помощи шкалы (красота, правильность), отражающей оценку учащегося и учителя.
-
Если в работе по русскому языку допущены ошибки, то учитель выносит на поля символ, определяющий тип орфограммы в соответствии с памяткой по работе над ошибками.
-
По математике неправильно выполненное задание фиксируется и подлежит исправлению.
-
Орфографические ошибки по математике исправляются учителем.
-
Возможна корректная словесная письменная оценка, сделанная учителем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Безотметочное обучение при условии его правильной организации и есть подлинно оценочное обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия и соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.
Критерии, по которым может происходить оценивание того или иного вида деятельности ребенка зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой учитель и ребенок.
Необходимо уделять внимание не только тем аспектам, которые отражают знания программного материала, но и таким, как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, а также критериям, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности.
Все умения можно условно разделить на 5 групп:
1) учебно-организационные:
- умение самостоятельно готовиться к уроку;
- умение включаться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;
- оформление и ведение тетрадей…
2) учебно-коммуникативные:
- умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности;
- умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;
- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;
- умение слушать друг друга;
- умение работать в группах сменного состава;
- умение задавать вопросы в ходе урока;
- умение участвовать в учебном диалоге…
3) учебно-логические:
- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;
- умение действовать по аналогии;
- умение соотнести цель и результат;
- умение выделять главное;
- умение делать обобщение, вывод;
- умение предоставить информацию графически;
- умение давать определение понятия по существенным признакам, опираясь на модель…
4) учебно-информационные:
- умение давать полный или краткий ответ;
- умение отвечать на вопрос по существу;
- умение пересказывать учебную информацию;
- умение работать самостоятельно с дополнительной литературой…
5) учебно-управленческие умения:
- умение определять учебную задачу;
- умение сравнивать полученный результат с учебной задачей;
- умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;
- умение определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причину;
- умение планировать свои дальнейшие действия по устранению недочетов…
В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учитель, происходит выбор тех умений, сформированность которых нужно либо проверить, либо продолжить работу над их формированием, либо сформировать вновь.
Этапы формирования учителем оценочной самостоятельности обучающихся:
Этап
I
II
III
IV
Период
Первые две недели в 1 классе
Первое полугодие в 1 классе
Со второго полугодия 1 класса по 3 класс
4 класс и
I полугодие
в 5 классе
Цель
Определение основных принципов оценивания
Освоение способов и средств оценки на уроке
Выработка критериев оценивания
Совершенствование оценочных действий
При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания не будет травмирующим и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности учащихся.
С действием самооценки ученик должен знакомиться с первых уроков в 1 классе, затем, из урока в урок, она должна становиться определяющей в учебной деятельности.
Оценивать свою работу ученик может:
- до выполнения работы - такая оценка называется прогностической и является наиболее важной и сложной, но именно она становится основой для формирования умения оценивать себя;
- после выполнения работы до проверки ее учителем (данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке);
- после безоценочной проверки учителем до выставления им оценки (эффективна на первом этапе формирования самооценки).
Такая система оценивания, даже без отметок, позволяет учителю делать акценты на успехах учеников, отмечая зоны роста и выделяя то, чему еще предстоит научиться.
Для проведения самооценки на уроках можно использовать следующие инструменты:
1) светофор
В тетради на полях дети рисуют полоски и осуществляют оценивание выполнения заданий, закрашивая эти полоски красным, желтым или зеленым цветом, который означает:
- красный - «Я не знаю» («Я не могу сделать сам», «Прошу помощи»);
- желтый - «Я сомневаюсь» («Я не уверен», «Я затрудняюсь», «Мне надо еще работать»);
- зеленый - «Я знаю» («Я умею», «Я могу сделать сам», «Я доволен»).
2) оценочную лесенку (методика В.Г. Щур).
Ученики рисуют лесенку в тетради и на ее ступеньках отмечают знаком степень выполнения задания, и, чем она выше, тем выше ставится знак.
Учитель при проверке обводит знак ученика, если согласен с его оценкой или ставит свой, если не согласен.
- учитель не согласен с оценкой обучающегося, выставляет собственную оценку
3) оценочные шкалы [24].
В тетради на полях, непосредственно рядом с работой, дети чертят оценочные шкалы (отрезки, «волшебные линеечки») и на них крестиком отмечают, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа по заданному критерию.
Чем больше соответствие выполненной работы заданному критерию, тем выше положение крестика. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, то обводит его крестик, а если нет, то ставит свой крестик ниже или выше по шкале.
Пример:
Критерии: Красота Правильность
учитель согласен с оценкой обучающегося,
учитель не согласен с оценкой обучающегося, выставляет собственную оценку
Оценивание заданий может осуществляться:
- с помощью символов «+» и «-», причем в 1 классе целесообразно использовать только знак «+»;
- в баллах, причем оценивание каждого задания 1 баллом упрощает их общий подсчет и вычисление % от максимального количества баллов.
Во 24 классах отметки могут выставляться по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении.