Критерии оценивания в начальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пятибальная система оценивания

    1. Пятибальная система оценивания осуществляет текущий и итоговый контроль. Такой вид контроля осуществляется со 2 класса.

    2. Система контроля включает:

  • контроль знаний обучающегося в начале учебного года (не выставляется в классный журнал и не влияет на оценку за четверть);

  • текущий контроль;

  • итоговый контроль (по окончании темы, по окончании учебной четверти и года).

    1. Для реализации десятибалльной системы оценивания необходимо:

  • создание и структурирование рабочих программ для проведения контрольных и проверочных работ;

  • использование набора контрольных (тестовых) заданий по теме;

  • наличие набора вопросов, заданий для отслеживания уровня творческого развития учащегося;

  • наличие четкой и ясной шкалы оценки качественных показателей учащихся.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пятибальная оценка по русскому языку ставится за выполнение контрольных и проверочных работ, которые проводятся в форме диктанта, списывания, изложения, тестовой работы.

Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие "красной" строки;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Критерии оценки диктанта:

«5» - допущена 1 негрубая ошибка, 1-2 исправления;

«4» - допущены 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;

«3» - допущены 3-4 орфографических и 4 пунктуационных,

«2» - 5 и более ошибок.

Критерии оценки задания к диктанту и списыванию

Контрольная работа с заданием оценивается в 5 баллов при отсутствии ошибок и недочётов. Допускается снижение оценки до «4» при неверном выполнении задания и правильном написании текста.

«5» - все верно;

«4» - если не менее ¾ заданий выполнено верно;

«3» - не менее ½ заданий верно;

«2» - не выполнено больше половины.

Оценки за контрольное списывание:

«5» - нет ошибок или 1 исправление;

«4» - 1-2 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);

«3» - 3 - 4 ошибки и 1 исправление (2-4 класс);

«2»- 5 ошибок (2- 4 класс).

Критерии оценки за словарный диктант:

Количество слов:

«5»- нет ошибок; 1 кл. - 7-8 слов;

«4»- 1-2 ошибки; 2 кл. - 10-12 слов;

«3»- 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. - 12-15 слов;

«2»- 5-7 ошибок 4 кл. - до 20 слов.

Критерии оценки за контрольное изложение:

Для контрольного изложения в 4-м классе на конец года берётся текст повествовательного характера. Тематика изложения носит воспитывающий характер и доступна детям.

Основными критериями оценки изложений является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста, а также речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учётом всех критериев.

«5»- ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст. В изложении отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.

Грамотность: не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок. Учитываются ошибки только на изученные правила.

Допускается 1-2 исправления.

«4»- ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения, есть отдельные речевые и фактические неточности. Их может быть не более 2-3.

Грамотность: допущены 1-2 орфографические и 1 пунктуационная ошибки, есть 1-2 исправления.

«3». - ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочётов.

Грамотность: допущены 3-5 орфографических ошибок, 1-2 пунктуационных, а также 1-2 исправления.

«2»- ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается 6 и более неточностей.

Грамотность: допущено 6 и более орфографических ошибок и 3-4 пунктуационных.

При работе над речевыми ошибками необходимо использовать следующие условные обозначения:

Условное

обозначение ошибки

Ошибка

Способ исправления

V

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

Ф

Фактическая ошибка

Написать так, как было в тексте

Z

Не выделена часть текста

Начать предложение с красной строки

Г

Неправильно определены границы предложений

Поставить знаки препинания в конце предложений

3 1 2

Неудачный порядок слов

Изменить порядок слов

Н

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

П

Повтор

Заменить или исключить повторяющееся слово

{ }

Лишнее слово или предложение

Убрать лишнее слово или предложение

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где

N1 - количество правильных ответов

N2 - общее количество ответов

к - коэффициент (к =10)

Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе

Например, 27/30 * 10 = 9 баллов

Количество баллов

Отметка

10

«5»

8-9

«4»

6-7

«3»

5 и менее

«2»

МАТЕМАТИКА

Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

- неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления;

- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Критерии оценки

Контрольная работа. Примеры.

«5»- без ошибок;

«4»- 1-2 ошибки;

«3»- 3-4 ошибки;

«2»- 5 и более ошибок.

Контрольная работа. Задачи.

«5»- без ошибок;

«4»- 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки или 1 грубая ошибка в ходе решения задачи

«3»- 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;

«2»- 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

Комбинированная контрольная работа.

«5»- без ошибок;

«4»- 1-2 ошибки и 1-2 недочёта;

«3»- 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;

«2»- не решена задача или более 4-х грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где

N1 - количество правильных ответов

N2 - общее количество ответов

к - коэффициент (к =10)

Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе

Например, 27/30 * 10 = 9 баллов

Количество баллов

Отметка

10

«5»

8-9

«4»

6-7

«3»

5 и менее

«2»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Оценка по окружающему миру ставится за выполнение контрольных, проверочных работ, тестовых работ.

Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;

- отсутствие умения подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- отсутствие умения ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;

- отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Контрольная (проверочная) работа

«5» - ставится, если в работе чёткие и полные ответы, выделены наиболее существенные признаки объекта; верно и умело сопоставлены факты, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи; сделаны верно выводы; не более 1 недочёта.

«4»- ставится, если в работе есть отдельные неточности в ответах, выводах; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по изученному материалу.

«3»- ставится за работу, в которой преобладают ответы с неточностями, нечёткими выводами; наличие 4-6 ошибок или 8 недочётов.

«2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность выводов; наличие более 6 ошибок или более 10 недочётов по пройденному материалу

Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * к = Б, где

N1 - количество правильных ответов

N2 - общее количество ответов

к - коэффициент (к =10)

Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе

Например, 27/30 * 10 = 9 баллов

Количество баллов

Отметка

10

«5»

8-9

«4»

6-7

«3»

5 и менее

«2»




  1. Система критериального оценивания

Общие положения

Критериальное оценивание представляет собой систему, которая дополняет балловую систему оценки и отражает качественный результат процесса обучения. Такой вид контроля осуществляется с 1 класса. Содержательный контроль и оценка знаний и умений обучающихся в условиях системы критериального оценивания предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения учеником знаний и умений по учебным предметам и не допускается сравнения его с другими учениками. Основной функцией такого оценивания является определение учеником границ собственного знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению используются работы:

  • стартовые;

  • тематические контрольные работы;

  • итоговые контрольные работы

  • а также демонстрация достижений обучающихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме Портфолио обучающегося.

Основные принципы оценивания:

Критериальность

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.

Приоритет самооценки

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

Естественность процесса контроля и оценки

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдения за их учебной деятельностью в обычных условиях.

Ведение документации

Все виды контрольно-оценочных работ по 4-м основным учебным предметам анализируются по отдельным знаниям и умениям. По результатам каждой такой работы выполняется анализ, схема которого разрабатывается учителем с опорой на таблицы, предложенные в Приложении 4. Результаты качественного анализа работ каждого обучающегося оформляются на листе и доводятся до сведения самого обучающегося и его родителей (законных представителей).

Проверка и оценивание классных и домашних работ

  • Каждая классная и домашняя работа в 1-4 классах проверяется учителем.

  • Оценивается правильность и красота выполнения работы самим учеником, затем учитель делает качественную оценку работы.

  • Результаты проверки фиксируются в тетрадях при помощи шкалы (красота, правильность), отражающей оценку учащегося и учителя.

  • Если в работе по русскому языку допущены ошибки, то учитель выносит на поля символ, определяющий тип орфограммы в соответствии с памяткой по работе над ошибками.

  • По математике неправильно выполненное задание фиксируется и подлежит исправлению.

  • Орфографические ошибки по математике исправляются учителем.

  • Возможна корректная словесная письменная оценка, сделанная учителем.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Безотметочное обучение при условии его правильной организации и есть подлинно оценочное обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия и соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.

Критерии, по которым может происходить оценивание того или иного вида деятельности ребенка зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой учитель и ребенок.

Необходимо уделять внимание не только тем аспектам, которые отражают знания программного материала, но и таким, как аккуратность, внимание, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, а также критериям, отражающим мотивационно-творческую направленность, творческий потенциал, способности к осуществлению инновационной деятельности.

Все умения можно условно разделить на 5 групп:

1) учебно-организационные:

- умение самостоятельно готовиться к уроку;

- умение включаться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;

- оформление и ведение тетрадей…

2) учебно-коммуникативные:

- умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности;

- умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;

- умение поддержать и продолжить мысль собеседника;

- умение слушать друг друга;

- умение работать в группах сменного состава;

- умение задавать вопросы в ходе урока;

- умение участвовать в учебном диалоге…

3) учебно-логические:

- умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;

- умение действовать по аналогии;

- умение соотнести цель и результат;

- умение выделять главное;

- умение делать обобщение, вывод;

- умение предоставить информацию графически;

- умение давать определение понятия по существенным признакам, опираясь на модель…

4) учебно-информационные:

- умение давать полный или краткий ответ;

- умение отвечать на вопрос по существу;

- умение пересказывать учебную информацию;

- умение работать самостоятельно с дополнительной литературой…

5) учебно-управленческие умения:

- умение определять учебную задачу;

- умение сравнивать полученный результат с учебной задачей;

- умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;

- умение определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причину;

- умение планировать свои дальнейшие действия по устранению недочетов…

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учитель, происходит выбор тех умений, сформированность которых нужно либо проверить, либо продолжить работу над их формированием, либо сформировать вновь.

Этапы формирования учителем оценочной самостоятельности обучающихся:

Этап

I

II

III

IV

Период

Первые две недели в 1 классе

Первое полугодие в 1 классе

Со второго полугодия 1 класса по 3 класс

4 класс и

I полугодие

в 5 классе

Цель

Определение основных принципов оценивания

Освоение способов и средств оценки на уроке

Выработка критериев оценивания

Совершенствование оценочных действий

При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания не будет травмирующим и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности учащихся.

С действием самооценки ученик должен знакомиться с первых уроков в 1 классе, затем, из урока в урок, она должна становиться определяющей в учебной деятельности.

Оценивать свою работу ученик может:

- до выполнения работы - такая оценка называется прогностической и является наиболее важной и сложной, но именно она становится основой для формирования умения оценивать себя;

- после выполнения работы до проверки ее учителем (данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке);

- после безоценочной проверки учителем до выставления им оценки (эффективна на первом этапе формирования самооценки).

Такая система оценивания, даже без отметок, позволяет учителю делать акценты на успехах учеников, отмечая зоны роста и выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Для проведения самооценки на уроках можно использовать следующие инструменты:

1) светофор

В тетради на полях дети рисуют полоски и осуществляют оценивание выполнения заданий, закрашивая эти полоски красным, желтым или зеленым цветом, который означает:

- красный - «Я не знаю» («Я не могу сделать сам», «Прошу помощи»);

- желтый - «Я сомневаюсь» («Я не уверен», «Я затрудняюсь», «Мне надо еще работать»);

- зеленый - «Я знаю» («Я умею», «Я могу сделать сам», «Я доволен»).

2) оценочную лесенку (методика В.Г. Щур).

Ученики рисуют лесенку в тетради и на ее ступеньках отмечают знаком степень выполнения задания, и, чем она выше, тем выше ставится знак.

Учитель при проверке обводит знак ученика, если согласен с его оценкой или ставит свой, если не согласен.

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе- учитель не согласен с оценкой обучающегося, выставляет собственную оценку

3) оценочные шкалы [24].

В тетради на полях, непосредственно рядом с работой, дети чертят оценочные шкалы (отрезки, «волшебные линеечки») и на них крестиком отмечают, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа по заданному критерию.

Чем больше соответствие выполненной работы заданному критерию, тем выше положение крестика. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, то обводит его крестик, а если нет, то ставит свой крестик ниже или выше по шкале.

Пример:

Критерии: Красота Правильность

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школеКритерии оценивания в начальной школе

учитель согласен с оценкой обучающегося,

Критерии оценивания в начальной школеучитель не согласен с оценкой обучающегося, выставляет собственную оценку

Оценивание заданий может осуществляться:

- с помощью символов «+» и «-», причем в 1 классе целесообразно использовать только знак «+»;

- в баллах, причем оценивание каждого задания 1 баллом упрощает их общий подсчет и вычисление % от максимального количества баллов.

Во 24 классах отметки могут выставляться по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении.









© 2010-2022