Рекомендации по проведению самоподготовке

Самоподготовка для воспитанников, обучающихся в первую смену, начинается после обеда, отдыха на воздухе. После уроков, чтобы восстановить работоспособность, обязательно проведение прогулки или физкультурно-оздоровительных занятий с воспитанниками на открытом воздухе, чтобы удовлетворить потребность ребенка в двигательной активности, свободном межличностном общении, эмоциональной разрядке. В режиме дня интерната выделяется время на выполнение домашнего задания в соответствии с требованиями Устава...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по проведению самоподготовки

Самоподготовка для воспитанников, обучающихся в первую смену, начинается после обеда, отдыха на воздухе. После уроков, чтобы восстановить работоспособность, обязательно проведение прогулки или физкультурно-оздоровительных занятий с воспитанниками на открытом воздухе, чтобы удовлетворить потребность ребенка в двигательной активности, свободном межличностном общении, эмоциональной разрядке.

В режиме дня интерната выделяется время на выполнение домашнего задания в соответствии с требованиями Устава общеобразовательной школы.

Превышение норматива самоподготовки категорически недопустимо и рассматривается как грубое нарушение Устава общеобразовательной школы и санитарно-гигиенических норм.

Для поддержания необходимого мышечного и умственного тонуса на каждой самоподготовке проводится физкультминутка (до 6 класса).

Самоподготовка, как правило, проводится в специальном помещении; следует обеспечить чистоту помещений; более частый доступ свежего воздуха, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение температурного режима.

Домашнее задание лучше выполнять по расписанию уроков следующего дня, тогда разрыв во времени между прошедшим уроком и последующим становится меньше.


Структура самоподготовки

  1. Подготовка учащихся к работе.

  2. Самостоятельное закрепление, изученного на уроке материала.

  3. Самоконтроль и самооценка.

  4. Заключительный педагогический контроль со стороны воспитателя.


План занятий

I. Организационный момент (за 3-5 мин. до начала)

- проветривание комнаты самоподготовки

- перекличка

- уточнение расписания (запись домашнего задания на доске)

II. Самоподготовка

- анализ учебного дня (предыдущая самоподготовка)

- помощь в осмыслении условий заданий

- выборочный контроль выполнения

- гимнастика для глаз, физминутка (на 20 мин., 40 мин.)

- самопроверка письменных заданий

- проверка устных заданий в классе консультантами (назначенными заранее) для тех, кто выполнил (дополнительное задание)

- индивидуальный контроль: (Ф.И. воспитанника)

III. Итог занятий

- подведение итогов

- дежурство



Воспитательные задачи самоподготовки


  1. Закрепить навыки самообразовательной работы.

  2. Воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

  3. Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.

  4. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умение работать в библиотеке.

  5. Научить культуре учебного труда.

Воспитателю легче контролировать учащихся, если одновременно выполняется одно и то же задание. Однако, такой подход лишает учащихся самостоятельности. Поэтому последовательность выполнения домашнего задания не должна строго программироваться воспитателем. Право выбора порядка выполнения уроков остается за учащимися.

Среди воспитателей распространенно ошибочное мнение о приготовлении в первую очередь письменных заданий. И часто бывает так, что в семье, где дети не приучены к сосредоточенной организованной работе, выполняются сначала письменные задания, а устные задания делаются в последнюю очередь.

Условно воспитатель группирует детей, учитывая их возможности, индивидуальные особенности и степень подготовленности в данный период. Одни дети могут быстро справляться с заданиями, другие - выполнять работу в замедленном темпе, иметь пробелы в знаниях по каким-либо причинам и т.д. Поэтому воспитатель должен в каждой группе детей вырабатывать свои педагогические приемы, но во всех случаях его работа носит индивидуальный характер. Повышенной заботы, чуткости и такта требуют к себе воспитанники, имеющие слабое здоровье, часто пропускающие занятия, требующие щадящего режима.


  • Воспитателю легче контролировать учащихся, если одновременно выполняется одно и то же задание.

  • Право выбора порядка выполнения уроков остается за учащимися.

  • Индивидуаль-ную единовременную помощь нельзя превращать в пос-тоянную обязанность воспитателя, иначе это приведет к снижению самостоя-тельности учащихся.

По отношению к учащимся с замедленным восприятием воспитатель должен проявлять большую терпимость: по возможности дополнительно объяснять непонятное, постоянно контролировать, вовремя выявлять не усвоенное, держать связь с учителями, сообщать им об успехах и неудачах учеников.

Наблюдая за деятельностью класса, воспитатель должен требовать от каждого ученика самостоятельной и прилежной работы, следить, чтобы дети рационально использовали время на самоподготовке, успевали выполнять задания в установленные сроки.

  • При приготовлении домашнего задания поддерживается спокойная, деловая обстановка.

  • Тем, кто быстро справляется с домашними заданиями, можно позволить избрать самому вид отдыха (библиотека, игры в уголке, чтение книг, кружки).

При необходимости учащиеся могут тихо советоваться, делать кратковременные паузы, с разрешения воспитателя менять рабочее время или выходить из комнаты самоподготовки, двигаться, соблюдая нормы поведения.

Хорошо, если в качестве консультантов привлекаются хорошо успевающие ученики для оказания помощи тем, кто в этом нуждается.

Основная задача самоподготовки - формирование навыков самостоятельности у учащихся.


Воспитатель не должен на самоподготовке:

  1. Давать дополнительные упражнения;

  2. Объяснять учебный материал;

  3. Оценивать устные и письменные задания, выполненные воспитанником.

Качество и стиль работы оцениваются только устными заключениями воспитателя в тактичной форме.


Конечный результат работы воспитателя - выработка у учащихся максимальной организованности и самостоятельности в приобретении знаний.



I .Самоконтроль - из методов проведения самоподготовки

Один из методов проведения самоподготовки является самоконтроль. Для того, чтобы дети умели более разумно и правильно организовать свой труд, воспитателю важно, помочь им убедиться, что приготовление каждого задания требует выработки навыков и выполнения необходимых действий в определенной последовательности. Прежде чем приступить к самоподготовке дети сознательно и без посторонней помощи предварительно обдумывают задание и представляют себе, как лучше его выполнять и какова цель каждого задания, из каких этапов будет состоять работа, намечают последовательность. В этой работе детям помогут памятки по выполнению домашнего задания (приложения).

Воспитателю нужно организовать самоподготовку так, чтобы воспитанники внимательно проверяли себя и старались самостоятельно исправить допущенные ошибки. Нужно, чтобы дети на собственном опыте убедились, что только выполнение всех этапов, рекомендованных учителем или воспитателем, позволяет подготовить уроки правильно и самостоятельно. Организованная, быстрая и самостоятельная подготовка уроков в значительной степени зависит от умения воспитанников проверить выполненное задание. Воспитатель показывает на доступных примерах, что проверка помогает лучше запоминать правила правописания или тот или иной вариант решения задачи, экономит рабочее время ученика и воспитателя.

Очень полезно установить в группе такой порядок:

  • Воспитатель не проверяет работу ученика до тех пор, пока тот сам не просмотрит выполненное им задание. Это нужно для того, чтобы ребенок сам нашел и понял свои ошибки.


  • Целесообразно, если позволяет время, рекомендовать детям проверять друг другу.

Организация взаимопроверки между детьми дело полезное и важное, т.к. содействует воспитанию ответственности перед коллективом, требовательности к себе, вырабатывает умение правильно оценивать свой и чужой труд. Очень ценно, что в роли своих помощников воспитатель использует всех учащихся, которые в одних случаях выступают как проверяющие, в других случаях как проверяемые. Это позволяет активизировать детей во время самоподготовки и повысить качество их знаний.

II. Индивидуальная работа на самоподготовке

Важную роль в проведении самоподготовки играет индивидуальная и коррекционная работа с детьми. Для этого нужно знать особенности восприятия учебного материала и степень работоспособности каждого из воспитанников, что позволяет воспитателю определить пробелы в знаниях, предметы на которые нужно обратить внимание и пути их ликвидации. При составлении плана воспитательной работы воспитатель планирует индивидуальную и коррекционную работу. Эту работу можно проводить как в начале, так и в конце самоподготовки. вначале самоподготовки эта работа проводится с теми учащимися, которые плохо усваивают материал по какому-либо предмету, о чем воспитатель узнает от учителя при беседе. В конце самоподготовки воспитатель проводит работу с детьми, которые слишком задержались с выполнением домашнего задания.

III. Оздоровительная работа на самоподготовке

Режим работы самоподготовки должен представлять собой совокупность организационно-педагогических и гигиенических условий, позволяющих обеспечить распределение учебной нагрузки, труда и отдыха, учащихся в течение дня, недели и учебного года с учетом их возрастных анатомо-физиологических особенностей.

На самоподготовке при соблюдении рациональных гигиенических режимов обучения и воспитания создаются все предпосылки для наиболее эффективного решения проблемы охраны жизни и здоровья детей и подростков. От режима самоподготовки во многом зависит эффективность умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, правильная организация их отдыха и питания, т.е. комплексное решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач.



Учебный труд организуется таким образом, чтобы ученики могли прочно овладеть основами знаний в установленном объеме без ущерба для их здоровья, и чтобы обучение не препятствовало гармоничному развитию организма. Для этого важно чтобы и занятия в школе и приготовление домашнего задания не сопровождались переутомлением, а это возможно при учете закономерностей работоспособности учащихся, при соблюдении требований гигиены учебного труда.

Самоподготовку необходимо чередовать с активным отдыхом.

Наиболее высокий уровень умственной работоспособности у большинства здоровых детей и подростков приходится на утреннее время с 8 до 11 часов, снижение отмечается к 12 - 14 часам. Второй, относительно меньший подъем работоспособности, нарастание торможения в нервных клетках коры головного мозга приходится на 15-17 часов.

В начале самоподготовки происходит постепенное вхождение детей в рабочее состояние. В соответствии с этим и следует организовать порядок самоподготовки.

Важным условием для достижения хороших результатов на самоподготовке являются хорошее освещение рабочего места и правильная осанка воспитанников во время выполнения домашних заданий. Во время выполнения устных заданий проводится гимнастика для глаз. Для предупреждения близорукости важно также через каждые 20-30 минут чтения делать кратковременный перерыв для отдыха и при этом одно из обязательных упражнений «Смотри вдаль». Воспитателю обязательно надо знать признаки утомления глаз и предотвращать их появление:

  • Ощущение тяжести в глазных яблоках, мелькание в поле зрения, а затем тяжесть в голове, головная боль.

Обязательным является проведение физкультминутки.

С детьми разучивается комплекс, снимающих усталость упражнений и каждый ребенок периодически проводит эту физкульт.паузу (до 6 класса).

Физические упражнения в середине урока не только снимают усталость, но играют роль переключения с одного вида деятельности на другой. После выполнения на самоподготовке всего объема домашнего задания необходимо проводить развлекательно-познавательные мероприятия.

После самоподготовки обязательно проводится прогулка. На прогулке ребенок восстанавливает свои силы.

Таким образом, все содержание работы в часы самоподготовки направленно на всестороннее развитие и совершенствование умений самостоятельной работы, формирование навыков рационального использования учебного времени на самоподготовке. Кроме этого, учитывается уровень подготовленности учащихся по предметам, индивидуальные особенности каждого воспитанника, круг интересов и склонностей каждого ученика.




Единые требования к проведению самоподготовки


Этапы работы

Продол-жительность

Единые требования к проведению

Решаемые педагогические задачи

Организационный момент

2-3 минуты

1. Перед выполнением обязательно должна быть проведена прогулка на свежем воздухе.

2. Собрать внимание детей, настроить на самостоятельное выполнение домашнего задания.

Офтальмология, логопедическая гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

4-5 минут.

В зависимости от поставленных коррекционных целей.

Выполнение домашнего письменного задания

1. Воспитатель должен знать, в какой группе занимается в школе каждый ребенок, и в зависимости от этого оказывать ему помощь.

Осуществлять контроль за организованностью, собранностью детей, или дать ребенку памятку (например: последовательность решения задачи), опорную схему.

2. Для тех, кто справляется с заданием раньше других - иметь занимательный материал, карточки.

-напомнить детям о правилах работы с учебником (прочти задание, придумай план и т.п.)

-учить детей пользоваться опорными схемами, таблицами;

-настраивать на аккуратное выполнение домашнего задания;

-сделал сам - не мешай другому.

Физкультминутка.

Мл.звено

Стар.звено

через 20-25 минут

через 30 минут

Желательно с целью коррекционных задач (на развитие произвольного внимания, быстроты реакции и т.д.)

Выполнение устных домашних заданий

Педагогу необходимо хорошо ориентироваться в расписании уроков и темах, которые проходят во время уроков.

Усиление речевого контроля, предваряющего моторное восприятие материала.

Подведение итогов самоподготовки

1. Можно в игровой форме.

2. С помощью класса.

Учить детей самоанализу.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Как учиться?

(памятка по проведению самоподготовки)

Памятка

воспитателю по организации самоподготовки № 1

  1. Инструктаж воспитателя.

  2. Наблюдение за процессом выполнения домашнего задания.

  3. Индивидуальная работа.

  4. Коррекционная работа.

  5. Взаимоконтроль и взаимопроверка (если дети из одного класса).

  6. Индивидуальный контроль выполнения домашнего задания для тех детей, которые испытывают трудности при выполнении домашнего задания (ежедневно).

  7. Подведение итогов самоподготовки.


Памятка

контроль и помощь воспитателю № 2

  1. Анализировать (причины) качество работы детей и воспитателей на самоподготовке.

  2. Выявить причины, способствующие недостаточной индивидуальной работе с учащимися.

  3. Добиваться от воспитателя индивидуального подхода к детям на самоподготовке.

  4. Уделять особое внимание подготовке очень ослабленных детей.

  5. Требовать качественной работы по взаимосвязи со школой.

Памятка

опережающая работа для воспитателя № 3

Воспитатель, беседуя с учителем, выясняет:

  • Какие темы будут взяты для последующей работы;

  • Как работать с учебником, какие наверстать пробелы;

  • Как эффективнее провести закрепление темы с ребенком на самоподготовке.

Памятка воспитаннику

«Учись - учиться»

  1. Учеба - главное занятие школьника. Разумно используй каждый час и каждую минуту учебной работы.

  2. Аккуратно веди дневник. Записи делай разборчиво. Домашнее задание записывай аккуратно. Дневник - твой школьный документ.

  3. Будь внимательным при подготовке к работе по выполнению домашнего задания. Приготовь все, что тебе необходимо для работы. Во всем соблюдай порядок - ничего лишнего.

  4. Садись за работу с чистыми руками, чтобы сохранить тетрадь и учебники. Бережно обращайся с учебными пособиями.

  5. Сиди за столом правильно. Следи за осанкой, не наклоняйся при работе низко над столом - это наносит вред твоему зрению. «Глаза - твое главное оружие в приобретении знаний, расширении кругозора».

  6. Приступая к выполнению любого задания, вспомни урок в школе, воспроизведи в памяти необходимое правило, если не знаешь, найди в учебнике. Уверен в правильности выполнения - начинай выполнять в тетради. Любую работу соизмеряй по времени: слишком не спеши, но и не затягивай.

  7. Окончив работу по выполнению домашнего задания, сверь по дневнику, все ли необходимое ты выполнил, на завтрашний день.

  8. Если при подготовке домашнего задания ты встретился с затруднениями, то старайся сам его преодолеть: посмотри в учебнике, тетради, словаре. Если не можешь отыскать варианта разрешения трудного вопроса, обратись к воспитателю (учителю).

  9. Выполнив все задания, сложи книги, тетради и все необходимое в портфель, чтобы быть готовым идти в школу.

Памятка

правила выполнения самоподготовки

устных заданий по разным предметам № 4

  1. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.

  2. Прочитай внимательно в учебнике материал, вникни в его содержание.

  3. Разбей текст на части. Выдели главное.

  4. Перескажи своими словами.

  5. Ответь на вопросы в конце параграфа.

  6. Используй в работе наглядные пособия: карту, атлас, схемы, словари.

  7. Для последовательного пересказа изученного, составь краткий план.

Памятка

правила выполнения самоподготовки по математике № 5

  1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой:

  1. Сначала повтори правила, затем посмотри, как решались задачи, примеры в классе;

  2. Прочитай вдумчиво условия заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые задания;

  3. Сделай краткую запись задачи и сделай чертеж;

  4. Определи, что нужно знать для получения ответа на вопрос задачи;

  5. Сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй;

  6. Перед решением примеров, вспомни правило. Посмотри в тетради, как примеры решались на уроке.

2. Проверь задание, сверь ответы.

Памятка

правила выполнения самоподготовки по русскому языку № 6

1. Внимательно прочитай и осмысли напечатанное перед упражнением задание.

2. Вдумчиво прочитай весь текст упражнения.

3. Вспомни правила, которые помогут тебе в работе по выполнению упражнения, если не знаешь их - выучи, отыскав их в учебнике.

4. Устно примени правила при работе с упражнением, если уверен, что справился с заданием, перепиши упражнение в тетрадь.

5. Проверь, верно, ли выполнил задание. Трудные слова сверь по словарю.


9


© 2010-2022