Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Двенадцатый областной краеведческий конкурс

среди школьников и студентов

«Край Воронежский Православный»

Бабакова Анастасия Сергеевна


Воронежская область, Каменский район

с.Трёхстенки, ул.Свободы, д.3

8(47357)4-26-60


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Трехстенская основная общеобразовательная школа Каменского муниципального района Воронежской области

с.Трёхстенки, ул.Центральная, д.23

8(47357)4-26-19


7 класс


Тема исследования: «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»


Дата начала: 01.09.2013г.

Дата окончания: 01.12.2013г.


Педагог-руководитель краеведческой работы: Бабакова Лилия Петровна учитель истории, краеведения, ОРКСЭ


01.12.2013г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

стр.2 - 3

Развитие духовного образования в Воронежской епархии в конце XVII - XVIII вв.

стр.3 - 6

Заключение

стр.6 - 7

Литература

стр.7 - 8

Приложение

стр.9 - 18


ЗАДАЧИ


  • активизация интереса молодого поколения к духовному краеведению;

  • содействие учащимся ознакомлению с историей Православия на территории Воронежской области;

  • восстановление духовных традиций родного края;

  • патриотическое и нравственное воспитание детей на материале жизненного пути предшествующих поколений;

  • развитие творческого потенциала молодёжи.








Епископ - в Церкви и Церковь в епископе,

и кто не с епископом, тот и не в Церкви.
(сщмч. Киприан Карфагенский. Письмо № 54)

ВВЕДЕНИЕ

В дореволюционной России семинариям принадлежала большая роль в духовной жизни всей страны. Российское духовенство на протяжении веков выполняло ответственную миссию по формированию идейного облика русского общества, по развитию его культуры и по укреплению отечественной государственности. В основном русское духовенство состояло из честных тружеников, на плечах которых лежал груз очень нелегких и разнообразных обязанностей. Как общество, так и государство испытывали острую потребность в главной функции духовенства - воспитании нравственных качеств подданных Российской империи.

Следует признать, что основная масса духовенства была вполне достойна своей высокой миссии. Священники по праву принадлежали к самой образованной и нравственной части русского общества. Однако с такой же уверенностью можно сказать, что жизнь русского духовенства (как и других слоев общества) на исходе существования империи была отягощена многими нелегкими и сложными проблемами.

Воспитательная миссия духовенства требовала образованности (Приложение 1). Не случайно, система отечественного образования начала строиться с духовной школы. Еще в конце XVII в. (1687 г.) в России появилась Духовная Академия, первое высшее учебное заведение. А с 1720 г. начала создаваться система семинарского образования. В числе первых (в 1746г.) открылась Семинария в Воронеже. В начале XIX в. в России насчитывалось уже 36 семинарий (в каждой епархии семинария должна была к тому времени открыться в обязательном порядке), а число семинаристов в них превысило 20 тыс. Перед революцией 1917 г. в России действовали 4 Духовных Академии (Московская, Петербургская, Киевская и Казанская) и 57 семинарий. При этом Воронежская Семинария признавалась одной из лучших и престижных.

Была ли эффективной работа семинарий? (Приложение 1) Вопрос этот не так прост, как может показаться на первый взгляд. Многочисленные факты свидетельствуют, что система духовного просвещения работала весьма успешно. Во всяком случае, вплоть до начала XX столетия русское духовенство являлось самым образованным сословием империи. По данным современных исследователей общая грамотность 9-летних детей русских священников достигала почти 90 процентов, тогда как грамотность дворянских детей того же возраста составляла 82 процентов. Впрочем, такие данные не должны вызывать удивления. На русских священниках лежало великое множество обязанностей по поддержанию народной жизни. Они исполняли естественную роль духовных пастырей прихожан, на них возлагалась нравственная обязанность по поддержанию общественного порядка, они же информировали население о важнейших законодательных актах. Из уст своих священников миллионы крестьян узнали 5 марта 1861 г. о великом акте народного освобождения - отмене крепостного права.

Просветительская деятельность духовенства сама по себе подразумевала наличие определенной образованности всего сословия (Приложение 1). Общая более высокая образованность духовенства обусловила еще одно примечательное явление - в XIX в. выходцы из среды духовенства стали весьма активно пополнять ряды разночинной интеллигенции. Выпускники духовных семинарий во все возраставшем числе покидали свое сословие и стремились к вполне светской карьере.

Факт появления семинаристов в университетских аудиториях большого удивления в ту эпоху не вызвал. Русская разночинная интеллигенция формировалась на всесословной (а точнее, на бессословной) основе, ее состав пополнялся представителями всех основных социальных групп русского общества. Удивление вызывал тот факт, что семинаристы в этом процессе заняли исключительное место. Например, в 1875 г. 46 процентов от общего числа зачисленных в университеты первокурсников составили выпускники семинарий. Ни одно сословие так сильно не делегировало своих представителей в среду молодой отечественной интеллигенции.

Частичный уход семинаристов в ряды демократической интеллигенции имел ряд причин. Говоря о них, А.М. Горький справедливо отмечал, что многих «поповичей» не устраивал низкий материальный уровень жизни приходских священников. Положение большей части духовенства сел и уездных городов, отмечал писатель, во второй половине XIX в. продолжало оставаться тяжелым, «священник стоял в полной зависимости от помещика и социально, и экономически». Незавидные материальные условия и естественная ограниченность служебных возможностей приходского духовенства, начинала тяготить определенную часть молодежи из духовного сословия. Освободительные реформы 1860-х гг. открыли перед просвещенными людьми новые, еще неизведанные горизонты. В результате многие дети священников начали чувствовать себя тесно в рамках своего сословия и с той поры «университеты и канцелярии пополняются семинаристами».

Действительно, в социальном положении русского православного духовенства во второй половине XIX в. продолжали сохраняться весьма серьезные контрасты. Если материальное положение архиереев можно было признать более или менее благополучным, то основная масса священнослужителей приходов получала крайне скудное и даже заведомо недостаточное содержание. Элементарная бедность священников не позволяла им обучать своих детей в светских гимназиях и училищах. Жизнь же в бесплатных общежитиях при семинариях (бурсах) была относительно дешевой, а за обучение с детей священников денег не брали. Поэтому на учебу в семинарии вынуждены были поступать по существу все дети священников мужского пола. Между тем многие из них вовсе не стремились к церковной деятельности. Реальное число семинаристов во второй половине XIX и начале XX вв. далеко превосходило потребности церковных приходов. По официальным данным в 1911 г. из 2148 выпускников семинарий приняли сан только 574. Большинство семинаристов, таким образом, заведомо знало, что не пойдет по жизненной дороге отцов. Понимая это, правительство не ставило препятствий выпускникам семинарий при выборе ими светского, в том числе университетского образования.

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ

В КОНЦЕ XVII - XVIII вв.

В XVII веке российское духовенство являлось в целом грамотным, но совершенно необразованным сословием. Последнее обстоятельство официально констатировал Собор 1667 г., однако никаких мер для исправления этой ситуации не предпринял. Необразованность духовенства объяснялась скудным домашним образованием, отсутствием духовных школ. Кроме того, слишком ученые священники вызывали подозрительное отношение властей из-за опасения, что обширные знания могли привести их только к ересям. В XVII веке начальное элементарное образование могли дать только церковноприходские школы, занятия в которых включали обучение чтению, пению и письму. В роли учителей выступали представители духовенства или грамотные прихожане. В Воронежской епархии в период архиерейства святителя Митрофана (1682 - 1703гг.) (Приложение 2) такие школы упоминаются в городах Острогожске, Коротояке, Урыве, селе Ендовище Воронежского уезда. Есть туманные косвенные свидетельства, позволяющие утверждать, что такая школа действовала и при Воронежском архиерейском доме.

В петровскую эпоху развитию просвещения, и в частности духовного образования был дан мощный импульс, так как этого требовало реформируемое государство. В Воронеже в 1703 г. создается первое учебное заведение - начальная школа для подготовки младших корабельных офицеров. В 1708 г. был издан указ об определении детей попов и дьяконов в греческие и латинские школы. В 1714 г. вышел указ о необходимости учредить «цифирные школы» для обучения детей чиновников и дьячков письму, грамоте, арифметике и геометрии. В Воронеже такая школа была открыта в 1716 г. Она находилась на канатном дворе, учительствовал в ней Михаил Уфимов. Из набранных учеников 151 были из «церковников». Таким образом, еще в период возникновения духовных учебных заведений дети церковнослужителей и в том числе воронежских могли получать начальное образование в государственных школах.

Духовный Регламент, составленный в 1721 г. при участии Петра I (Приложение 2), стал основным документом, который регламентировал вопросы создания и деятельности духовных училищ в России, содержал взгляды на систему церковного образования. Здесь отмечалась большая польза того, чтобы при архиерейском доме были открыты школы «для детей священнических или прочих надежду священства определенных». Во главе учебного заведения находился ректор или префект, учебный план в целом ориентировался на программу Киевской Духовной Академии, при школах следовало быть библиотеке, церкви. 19 ноября 1721 г. появился указ Синода, который предписывал, чтобы дети духовенства учились уже не в цифирных, а в епархиальных школах.

К концу царствования Петр Великий учредил в Воронеже подобное учебное заведение. В 1722 г. митрополит Воронежский и Елецкий Пахомий получил общий указ, предписывавший строить при архиерейских домах «на удобных местах» школы для обучения детей «духовного чина». Так или иначе, митрополит, вскоре оказавшийся под следствием, не довел дело строительства до конца и в 1723 г. умер. На 1727 г. в Воронежской епархии школы не значилось, тогда как в соседней Белгородской их было 8, где обучалось 420 учеников.

Безуспешным оказались старания по развитию духовного образования и следующего епископа Иосифа (Савин). Епископ Лев (Юрлов), прибывший в Воронеж 11 сентября 1727 г., предпринял попытку продвинуть решение вопроса о школе при архиерейском доме. В 1728 г. он распорядился собирать с каждой приходской церкви «школьные деньги» - по 40 коп. в год. Вероятно, на этом основании первый летописец края Е.А. Болховитинов назвал епископа Льва основателем семинарии, добавив, что «действительно классы латинские заведены уже с 1732 года».

Все эти суждения приводят нас к заключению, что скорее всего, школа при архиерейском доме все-таки существовала, но, во всяком случае, это была не семинария.

Большой вклад в открытие Воронежской Духовной Семинарии вложили епископы Лев (Юрлов); Иоаким (Струков); архиерей Вениамин (Сахновский), который намеревался учредить в Воронеже и Острогожске «латинские училища», но они планировались не как семинарии, а как славяно-латинские школы.

Основателем же Воронежской Духовной Семинарии стал следующий епископ Феофилакт (Губанов), прежде настоятель таких известных обителей, как Кирилло-Белозерский и Ипатьевский монастыри.

Первоначально ни архиерей, ни остальное духовенство не проявляли особого рвения в вопросе развития духовного образования. Проблемы с материальной базой будущей Семинарии, штудирование латыни представлялось делом бессмысленным, заставляющим местное духовенство не торопиться с учреждением Семинарии. Важно отметить тот факт, что Синод понятия не имел об отсутствии в Воронеже Семинарии и узнал об этом только из жалобы архимандрита Дивногорского монастыря Лазаря на епископа Феофилакта. Это и ускорило учреждение здесь Семинарии. Данное событие стало кульминацией сложного процесса развития духовного образования в Воронежской епархии.

Указ об учреждении Воронежской Духовной Семинарии состоялся 31 мая 1745 года (Приложение 3). Представители архиерея ездили по епархии, осматривали детей священников, протопопов, дьяконов, причетников 7 -15 лет (Духовный Регламент возраст принимаемых учеников ограничивал 10 годами), составляли списки «годных к учению». Отобранные лично епископом ученики отсылались, затем направлялись к учителю Стасевичу, который должен был составить особый школьный каталог. В нём следовало подробно фиксировать данные о воспитанниках. В феврале 1746 г. по бумагам числилось 124 ученика, к концу года реально остался 51. В 1747 г. в Семинарии числилось 24 - 36 учеников, многие из них были в бегах.

Епископу Феофилакту предстояла трудная задача: обеспечить Семинарию материальным содержанием и самими учениками. Родители, не понимая смысла в семинарском обучении с преобладанием латыни, не желали тратиться на своих детей и прятали их от набора. Суровость личности епископа Феофилакта и последовательная жестокость руководства в сочетании с его длительным 14-летним управлением епархией стало очень благоприятным фактором для ускорения развития Воронежской Семинарии.

Первыми ее преподавателями были выпускники духовных учебных заведений Киева и Харькова, славившиеся своим высоким уровнем образования. В дальнейшем, Семинария стала выпускать и своих учителей.

Все провинциальные семинарии испытывали чрезвычайные трудности в своем содержании. Но для Воронежской Духовной Семинарии эти проблемы были крайне болезненны.

Помимо бедности (Приложение 3) обителей существовала и другая проблема. Многие из них существовали не за счет пашни (а значит, положенную на школы долю зерна взять было не с чего), а с оброчных мельниц и рыбных ловель. Нищенское содержание учеников, заставлявшее одних бежать, а желающих учиться искать побочные заработки, скудное жалованье учителей, суровость школьной дисциплины, решительное преобладание среди предметов латыни (на нее отводилось 24 часа в неделю) - все это вызывало обоснованное непонимание рядового духовенства и не способствовало престижу семинарского образования. Приходилось принимать жёсткие меры.

В 1762 г. епископ Иоанникий (Павлуцкий), являясь противником латинского образования, официально закрыл Семинарию, используя тот факт, что в ней остался всего один учитель низшего класса. Закрыв доступ распространению латыни, епископ основал две славяно-российские школы в Воронеже и Острогожске. Здесь и шло обучение части бывших семинаристов «славянской грамоте».

Святитель Тихон I (Соколов) уже в августе 1763 г. приказал учредить в городах славянские школы для обучения их чтению, пению и письму. В 1765 г. святитель Тихон восстановил Семинарию. Он лично посещал классы, награждал отличившихся одеждой, денежным жалованьем, а провинившихся наказывал, отправляя в Задонский и Дивногорский монастыри для выполнения любых работ.

Архипастырь основал также малое духовное училище в Ельце. Причина учреждения озвучена самим святителем так: «Сия школа понеже рад легкости (т.е. обеспеченности - Н.К.) отцов учеников в той школе обучающихся учреждена…»

При епископе Тихоне II (Якубовском) (1767 - 1775 гг.) Семинария пришла в упадок. В то же время при Тихоне II продолжала существовать Семинария в Черкасске.

Дальнейшее развитие Воронежской Семинарии связано с именем епископа Тихона III (Ступишина-Малинина) (1775 - 1787 гг.). В ней стали преподаваться немецкий и французский языки, увеличилось финансирование, открылись высшие философский (1777 г.) и богословский (1779 г.) классы. В 1775 г. была учреждена должность «надзирателя» Семинарии (с 1793 г. - ректор). В 1780 г. состоялся первый выпуск студентов, окончивших полный учебный курс. Больше внимания начинает уделяться проповеднической миссии приходского духовенства. В 1779 г. прекратила существование семинария в Черкасске.

При епископах Иннокентии (Полянском) и Мефодии (Смирнове) Воронежская Духовная Семинария продолжала развиваться. Ее библиотека стала одной из лучших, открылись новые классы (словесный, нотный, рисования, уставный), сложился устойчивый преподавательский коллектив, префектом Семинарии был назначен Е.А. Болховитинов, сыгравший огромную роль в ее развитии в 1790-е гг. повысилось качество образования, стимулировалась творческая активность студентов.

В 1797 г. в Семинарии значилось 445 учащихся, но в действительности их было вполовину меньше, остальные числились в бегах.

В 1797 г. многие священно- и церковнослужители обратились к епископу Мефодию (Смирнову) с просьбой позволить детям перестать обучаться в Семинарии из-за дороговизны стоимости квартир и продовольствия в Воронеже. В результате по прошению архиерея Синод разрешил в том же году основать малое духовное училище в Острогожске и содержать его из части суммы, положенной на Воронежскую Семинарию. Здесь могли учиться дети духовных лиц из отдаленных от Воронежа мест.

На протяжении всей второй половины XVIII в. наибольшей проблемой для Семинарии являлась значительная убыль учеников, что объяснялось крайне скудным материальным обеспечением. Но епископы, которые любили Воронежский край и желали для него блага, сделали всё возможное и невозможное во имя развития и процветания Воронежской Духовной Семинарии. Наибольших успехов дело духовного просвещения достигло при Святителе Тихоне I и архиереях последней четверти XVIII в.

К концу XVIII в. благодаря как изменению правительственной политики, так и значительным усилиям Е.А. Болховитинова, Воронежская Духовная Семинария стала важным культурно-образовательным центром для местного края, выпускающим учителей для народных училищ, чиновников присутственных мест (Приложение 3). Она формировала интеллектуалов, внесших значительный вклад в развитие общественной и литературной жизни в Воронеже и крае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в епархии девять монастырей: мужские - Задонский Рождество-Богородицкий, Дивногорский Свято-Успенский, Серафимо-Саровский и Белогорский Вознесенский; женские - Воронежский Алексиево-Акатов, Толшевский Спасо-Преображенский, Костомаровский Спасский, Задонский Свято-Тихоновский Спасо-Преображенский, Тюнинский Свято-Тихоновский Богородицкий (Приложение 4). Наши храмы и монастыри - это действительно сады духовные, которые дают людям возможность и душу перед Богом излить, и духовно очиститься покаянием, исправить свою жизнь.

Возрождение церковной жизни сопряжено с подготовкой нового поколения священнослужителей - образованных, преданных Церкви, способных к активной миссионерской деятельности.

До революции Воронежская духовная семинария была хорошо известна в России. Она была учреждена указом епископа Воронежского Феофилакта 31 мая 1745 года. Просуществовав 173 года, одна из известнейших духовных школ России была закрыта большевиками в 1918 году. Вместе с экспроприированными зданиями в центре Воронежа, величественным домом - храмом во имя святого апостола Иоанна Богослова, богатейшей библиотекой ушли в историю добрые дела учащих и учащихся. Именно из Воронежской семинарии вышли три митрополита: Киевский и Галицкий - Евгений (Болховитинов), Московский - Леонтий (Либединский), священномученик митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель Петр (Полянский). Здесь же учились Иван Никитин, Андрей Сребрянский, друг и наставник Алексея Кольцова.

Сегодня Воронежская православная духовная семинария (Приложение 5) является главным центром по подготовке пастырей в Воронежско-Липецкой епархии (Приложение 6).

Впервые именно в Воронежско-Липецкой епархии были открыты и успешно действуют Центр духовно-нравственного образования и воспитания при Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), Православный духовно-просветительский центр во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Приложение 7).

Одним из важных направлений духовного просвещения является работа воскресных школ. Направление их деятельности - музыкальное, изобразительное, церковно-историческое, краеведческое, сестринское дело, подготовка детей к обучению в начальной школе и т.д. Основа всех направлений - Закон Божий.

Благодаря Высокопреосвященнейшему Владыке митрополиту Мефодию в 1989 году вышел первый номер возобновленного после долгого перерыва журнала «Воронежский епархиальный вестник». Он решает сложную задачу - рассказать о Православной Церкви, вере, нравственных идеалах и ценностях на языке, понятном не только воцерковленному читателю, но и широкой аудитории.

С 1997 года при епархиальном управлении действует пресс-служба, включающая в себя издательский отдел, книжное издательство и отдел электронных средств информации. Помимо епархиальных изданий (газета «Воронеж/Липецк Православный», журналы «Исторический вестник», «Воронежская беседа» и «Воронежский епархиальный вестник») в свет выходят 18 газет - в 12 благочиниях и отдельных приходах, в 2 епархиальных отделах, 3 монастырях и православной духовной семинарии.

По благословению митрополита Мефодия в 1994 году при епархиальном управлении был образован отдел милосердия и благотворительности. Стали открываться больничные храмы и часовни, создаваться сестричества, возрождаться приюты для бездомных, богадельни и благотворительные столовые. Большое внимание уделяется оказанию помощи больным и одиноким людям. При Казанском храме г. Воронежа (Приложение 8) организованы группы сестер, несущие постоянные дежурства в «Электронике» - одной из крупнейших больниц города. В 1997 году здесь был освящен православный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Больничный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» действует при Воронежской областной больнице.

В 2001 году впервые в России но инициативе Владыки была учреждена должность тюремного священника, введенная в штат Управления исполнения наказаний по Воронежской области. Это новшество весьма благотворно повлияло на деятельность учреждений исполнения наказаний (УИН), особенно тех, на территории которых имеются действующие храмы. Богослужения совершаются постоянно. В результате регулярного общения заключенных со священниками происходит их воцерковление.

Святая Церковь всегда заботилась о защитниках Отечества: благословляла на подвиг, молилась о победах, укрепляла в несении болезней от ран. Митрополит Мефодий - частый гость в воинских частях, освящает храмы, встречается с военнослужащими, передает гуманитарную помощь раненым.

Культурное просвещение общества - одно из значительных начинаний правящего архиерея. В 1992 году в резиденции Владыки Мефодия была открыта музыкальная гостиная, собравшая представителей творческой интеллигенции города - художников, поэтов, композиторов. Продолжением музыкальных встреч, вдохновителем которых был и остается Высокопреосвященнейший Мефодий, стали рождественские и пасхальные концерты с участием многих хоровых коллективов воронежских храмов, воспитанников воскресных школ, священнослужителей. С 1994 года тысячи благодарных зрителей чувствуют архипастырскую заботу, приходя в Центр культуры и бизнеса «Апекс».

ЛИТЕРАТУРА


  1. Александр Васильевич Никитенко (1804 - 1877), уроженец Острогожского уезда, известный литератор, профессор Петербургского университета и цензор, автор содержательных мемуаров об эпохе великих реформ. - Никитенко А.В. Воспоминания. М., 1960 Т.1-3-.

  2. Миронов Б.Н. Социальная история России. СПб., 1999. Т.1. С.212.

  3. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999. С. 66; Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX в. М., 1987. С.34.

  4. Архив А.М. Горького// История русской литературы. М., 1939. Т.1. С. 140 - 141.

  5. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С.21.

  6. Олейников Т.М. Воронежский архиерейский дом в XVII и XVIII вв. // ВС. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 288 - 289.

  7. Сборник Русского исторического общества. СПб., 1887. Т. 56. С. 320 - 321.

  8. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т.1. С.110.

  9. Болховитинов Е.А. историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С.65.

  10. Никольский П. 150-летие Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 189б, № 17. С.31-32,660-663, 666-667

  11. Комолов Н.А. Воронежские архиереи середины XVIII века// Из истории воронежского края. Воронеж , 1998. Вып. 7. С. 65-66; Он же. Епископ Вениамин (Сахновский) (1742-1743)// Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 128-130, 133-135.

  12. Поликарпов Н. Учреждение Воронежской Семинарии (1745 г.). С.805-807, 809

  13. Краткие сведения о состоянии Воронежской Духовной Семинарии при ее учреждении и в отчетном 1898/9 учебном году// ВЕВ. 1899. № 20. С.808.

  14. Олейников Т. Из прошлого Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 1910. № 30. С.873,877.

  15. Комолов Н.А., Комолова Э.В. Епископ Иоанникий (Павлуцкий) (1761-1763) //Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 158.

  16. Инструкция Св. Тихона 1-го об учреждении в городах Воронежской епархии словенских школ и о том, как учителям в них поступать// ВЕВ. 1882. № 1. С.1.

  17. Никольский П. Инструкция преосвященного Тихона II (1768-1775), данная Воронежской Духовной Семинарии// ВЕВ. 1898. №.11. С. 483 - 485.

  18. Акиньшин А.Н. Епископ Тихон II (Якубовский) (1767-1775) // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 183-187.

  19. Акиньшин А.Н. Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин) (1775-1788) // Там же. С. 192-193.

  20. Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи: Из истории культуры воронежского края (конец XVIII - начало XX в.). Воронеж, 1971. С. 9-10, 15-16.

  21. Веселовский Г.М. г.Острогожск (Воронежской Губернии) и его уезд// О времени и о себе (Острогожск в воспоминаниях и исследованиях краеведов). Б.м. б.г. С. 18; Склобовский Д.Я. Летопись города Острогожска и семи церквей оного// Там же. С. 109.

  22. Акиньшин А.Н. Епископы Иннокентий (Полянский) (1788-1794) и Мефодий (Смирнов) (1795-1799) // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней. С. 203-204, 210-211.

  23. Литвинов В.В. К истории Воронежской Духовной Семинарии (1793-1794 гг.) // ВС. Воронеж, 1914. Вып. 13. С.213-217.

  24. Пархоменко В.А. К истории Воронежской Духовной Семинарии (архивная справка) // ВС. Воронеж, 1907. Вып. 6. С. 266.

  25. Никольский П. Зачисление приходских мест за учениками Воронежской Духовной Семинарии в XVIII и XIX вв. // ВЕВ. 1898. № 19. С. 752-758.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»






Лавра Ученического преподобного

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Школа Московской Руси.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»







Святитель Митрофан и Пётр I


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Петр I

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

1727-1745 гг. Открылась Воронежская Духовная Семинария.


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»


Воронежская Духовная Семинария (начало Xxвека).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АИсследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»дмиралтейская Успенская церковь - место освящения первых кораблей.





Часовня новомучеников. Алексиево - Акатов монастырь

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»



Современный вид Воронежской Духовной Семинарии.



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»




ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Служение митрополита Сергия (24 июня 2010 г.)



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Успение Пресвятой Богородицы

(митрополит Сергий с преподавателями и воспитанниками

Воронежской Духовной Семинарии).



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»

Мужской хор Воронежской Духовной Семинарии.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»



Кирилла и Мефодия (современная икона)










ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Казанский храм в Отрожке.


Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»



Исследовательская работа по теме «Из истории Воронежской Духовной Семинарии»


Архимандрит Сергий с сёстрами обители.


17


© 2010-2022