Мастер-класс по осетинскому языкуИгровые технологии

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4 имени Ю. А. Гагарина»

городского округа город Фролово




Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Моя педагогическая инициатива

Сидичкиной Ларисы Борисовны,

учителя русского языка и литературы

высшей категории




город Фролово

2013 год

Пояснительная записка.

Мастер-класс «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)

Цель:

1.Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1.Научить педагогов использовать игровые формы и методы на уроках.

2.Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.

Этапы мастер-класса:

-коллективная работа в микрогруппах

-имитационные игры

-демонстрационные игры

- разработка элемента урока с применением игровой технологии

- рефлексия

- раздаточный материал для присутствующих - памятка «Методические приемы игровой технологии, используемые на уроках»








Ход мастер-класса.

(Присутствующие рассаживаются за столы, разделившись на 2- 3 микрогруппы)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в школе № 4 им. Ю.А. Гагарина на моем мастер - классе. Я Сидичкина Лариса Борисовна, преподаю урок русского языка и литературы, стаж моей работы - 25 лет, но вот уже 10 лет я работаю в специальных (коррекционных) классах VIII вида, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться с помощью этого мячика, в чьи руки он попадет тот представляет всем присутствующим себя так как ему нравится.

(игра « Мячик »).

Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками).

Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

Верно. А посредством чего мы с вами сегодня получили некоторую информацию о каждом здесь присутствующем? ( с помощью игры)

Помогите мне ответить ещё на один вопрос.

Простейший пример: родители знакомят 3 - 4 годовалого ребенка с окружающим миром. Что более заинтересует ребенка: обычный рассказ о животных, предметах, окружающих нас или же если родители воспользуются подобной интерактивной развивающей игрой?

(демонстрируется интерактивная развивающая игра).

Скажите, значит можно играя давать знания?

Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер - классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках письма и чтения в специальных (коррекционных) классах VIII вида.

Слайд № 2. (тема мастер - класса)

(рефлексия «Яблоня ожиданий»)

Я предлагаю сейчас каждому на этих яблочках написать свои ожидания по данной теме мастер - класса. На одном яблоке одно ожидание (5 - 7 штук).

Слайд № 3. (К.Д. Ущинский).

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения».

Работая в специальных (коррекционных) классах VIII вида с детьми, испытывающими затруднения в получении знаний, зачастую с детьми из неблагополучных семей, наблюдая за жизнью и поведением своих обучающихся, мне приходится чаще задумываться о том, что доставило бы им радость, которую они не видят в семьях. Одним из средств сохранения и получения радости во время серьезного и нелегкого учебного процесса является игра.

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Слайд № 4. (школа Древней Греции, древний римлянин).

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

Слайд № 5. (Я.А.Каменский)

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

Слайд № 6.

В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:

  1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

  2. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

  3. Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Слайд № 7.

Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения»

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.

Слайд № 8.

Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

  2. Доступность для обучающихся данного возраста;

  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Слайд № 9.

Все знают, что по форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.

Но более подробно мне хотелось бы остановиться на дидактических играх, которые я использую при развитии связной речи обучающихся.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

Игры и игровые задания дидактического характера я классифицировала по следующим разделам:

Слайд № 10.

I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

«Составь текст и озвучь его»

«Пригласи на обед»

«В эфире - новости »

«Конкурс докторов»

«Спортивный комментарий»

«Расшифруйте анаграммы»

Мы с вами проведём имитационную игру.

Мои ученики уже знают, что если какое - либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами (греч. «ана» - пере, «грамма» - буква): например: «липа» - «пила».

Условие: участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию.

(раздать на столы напечатанные слова)

Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот), предприниматель

Как вы думаете чему может способствовать данная игра?

( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; - развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувство языка)

Слайд № 11.

II. Лексико - фразеологические игры.

«Собери фразеологизм»

«Аукцион»

«Угадай слово по его описанию»

«Собери пословицу»

(имитируем игру с присутствующими)

(раздаю пословицы, соединенные в части неправильно, клей, ножницы)

Вам необходимо части пословиц разрезать и соединить правильно, вставить пропущенные буквы и расставит знаки препинания.

При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение глаголов.

«Переводчик»

Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей. Мои ученики её очень любят.

Вам необходимо перевести на понятный язык профессиональные или устаревшие слова.

(раздаются в группы - изображения человека во весь рост, названия частей тела, клей).

Мы поработаем сегодня с устаревшими словами, нужно их правильно разместить, а затем, выбрав лидера, защитить творческую работу.

(защита работ)

Слайд № 12.

III. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

«Третий лишний»

«По щучьему велению»

«Лингвистический футбол»

«Умный редактор»

«Справочное бюро»

«Диктант - шутка»

«Цифровой диктант»

«Классификация»

«Пропорция»

«Не повторяться»

«Противопоставления»

Игры со словом -«Кто больше?»

Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости , расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5 - 7 минут и могут проводиться в любое время урока. Я использую их в качестве «речевой разминки», с них можно начинать практически каждый урок.

Попробуем поиграть.

Каждая группа по очереди называет предметы, обладающие каким - либо признаком, допустим, горячий - (чай, металл, сердце, руки, привет, поздравление и т.п.), голос, яблоко.

Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизирует память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.

Диктант - «Молчанка»

Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-…, пол-…и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили правило, вам вспоминать его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже существительным, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы.

Я показываю слайды с изображением предметов, дети записывают, а вы можете произносить вслух - слитно или через дефис. Попробуем?

Слайд № 13, 14, 15, 16, 17

Слайд № 18.

VI. Кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки на уроках русского языка и литературы.

С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд.

Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любому этапе обучения. В этом случае не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами дети составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

Слайд № 19.

V. Электронные тренажеры.

Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах.

Мои ученики полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.

Я хотела бы Вам продемонстрировать элементы нескольких интерактивных игр по литературе и русскому языку, созданных в форме тренажера. (демонстрирую игру «Своя игра»).

Слайд № 20, 21. Результативность.

Применяя на своих уроках игровые технологии я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  • создается положительный морально - психологический климат в классе для развития личности учащихся;

  • повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

  • в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

  • развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Это можно наглядно увидеть в диаграммах, построенных по результатам диагностирования. В течении нескольких лет я наблюдаю за развитием коммуникативных навыков обучающихся. Динамика такова:

Слайд № 22. (график)

( комментарий - обсуждение)

Так же я отслеживаю сформированность познавательной активности на моем уроке.

Слайд № 23. (график)

(раздать характеристику уровней)

( комментарий - обсуждение)

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.

Слайд № 24. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.

(работа в группах)

Я предлагаю каждой группе самостоятельно разработать элемент урока с применением рассмотренных сегодня игровых технологий.

(каждая группа представляет свою форму игры)

Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам зачитать вслух свои ожидания, которые вы описали в начале мастер - класса на яблочках.

(если ожидание совпадает, то яблоко крепиться на яблоню, затем выясняется - какие яблочки остались несобранными).

Данный вид рефлексии в игровой форме вы так же можете использовать на своих уроках занятиях при изучении новой темы.

(каждому присутствующему раздаётся на бумажном и электронном носителях более подробный набор дидактических игр, применяемых на уроках русского языка и литературы)

Спасибо за внимание!





Приложение к методической разработке мастер-класса «Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы».

1. Мультимедийная презентация (слайды).

2. Памятка с описанием дидактических игр, используемых на уроках русского языка.

3. Памятка с описанием игр, применяемых на уроках литературы.

© 2010-2022