Школьное преобразование вчера и сегодня

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьное преобразование вчера и сегодня.


Погребицкая Светлана Петровна

средняя школа №25, г. Астана


Проект "Развитие Критического Мышления через чтение и письмо" (RWCT) уникален, потому что является долгосрочным проектом перестройки многонациональных школ одновременно в 24 разных и экстраординарных бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Центральной Азии (ЦА). Проект собрал учителей всех направлений и уровней наряду с университетскими преподавателями педагогических факультетов для обсуждения, и затем осуществления подлинного школьного преобразования. RWCT достоин внимания и потому, что модель преобразования, воплощенная в проекте, доказала, что она является мощной силой для реального и продолжительного изменения буквально в тысячах классах на территории обширного пространства с множеством культур и контекстов. В то время, когда школьное усовершенствование загнано в угол отсутствием эффективных моделей для преобразования, RWCT предлагает схему изменения через утверждающий профессиональное развитие процесс, который признает ценность преподавателей и роль студентов в их собственном обучении.

Этот проект описывает модель преобразования школы, а также ценностные представления об учителях, учениках, школах, мышлении и обучении, которые составляют ее основу. Эту модель не возможно легко описать, потому что она, по сути, основана на опыте: учитель не может просто прочитать о процессе и осуществить преобразование. Модель представляет и содержание преобразования, и процесс преобразования, который происходит одновременно с этим содержанием. Она организована таким образом, что учителя поймут не только, как внедрять различные опыты преподавания, но они также узнают из первых рук, как эта обучающая практика влияет на обучающихся и обучение.

Поскольку знающий учитель - это сила, уроки, полученные из предыдущих попыток осуществления школьных реформ, - поучительны. Просмотр литературы по школьной реконструкции в школах Северной Америки рассказывает об упущенной возможности, преждевременно усеченных усилиях, неутешительных результатах, и расстроенных учителях и учениках. Усилия по преобразованию в американских школах часто терпели неудачу из-за неспособности принять во внимание сложность школьной культуры, терпели неудачу в выборе времени для осуществления преобразования и в признании успехов и силы существующей системы, в которой вводилась реформа. Также, многие усилия школьного преобразования потерпели неудачу, так как они не устанавливали равных отношений между теми, кто поддерживал реформу и теми, кто осуществлял ее. Стало ясно, что реформа может быть осуществлена тогда, когда отношения между всеми сторонами в процессе преобразования будут определены высоким доверием, уважением, сотрудничеством и обязательством.

Описания усилий школьного преобразования включают, конечно, и успехи на многих уровнях. Например, автор этих строк, вместе с другими коллегами начала работать с педагогами больше 25 лет назад в Виржинии и в Луизиане по осуществлению реформы в педагогической практике, которая должна была улучшить продолжающееся преобразование на уровне классной комнаты. Эти ранние усилия способствовали успешному внедрению инновационных методов, которые расширили обучение ученика, в тоже время, расширили возможности самостоятельного мышления и самостоятельного обучения. Позже, эта работа развилась в модель для осуществления школьного преобразования, которая успешно "прошла испытание" во многих школах Соединенных Штатов. Эти усилия школьного преобразования в США были основаны на стойких ценностных представлениях об обучении, учении и процессе преобразования. Эти ценностные представления сегодня служат основой для проекта RWCT.

Школьное преобразование требует огромных человеческих ресурсов и времени. Оно требует выделения обширного времени школой или округом. Соответственно, успех будеттогда, когда импульс преобразования на уровне классной комнаты и всей школы в целом, будет пронизывать всю школу или район. Навязанное преобразование редко было успешным и не без нанесения вреда школьной культуре. Преобразование, рассчитанное на длительное время, не может быть навязано без платы высокой цены, выражающейся в потере права собственности на процесс преподавания и чувства профессиональных полномочий учителя.

Проект RWCTпостроен на шести фундаментальных ценностных представлениях:

1. Учителя должны иметь основное право собственностина весь процесс преобразования, тем не менее, преобразование должно быть совместным процессом, вовлекающим школьную администрацию, университетских коллег, учеников и родителей.

2. Преобразование - это манифест в классных комнатах, и отношения между учителями и учениками, и между учениками.

3. Процесс преобразования должен быть последовательным, хорошо сформулированным, теоретически доказуемым, практическим и прикладным.. 4. Очень важно понять, что преобразование содержит риск и, что учителя, вовлеченные в процесс преобразования, тоже рискуют (а) профессионально, так как выходят за рамки того, чему их первоначально обучали при подготовке к профессии; (б) социально, возлагая новые ожидания по отношению к школьной культуре и взаимоотношениям учителей с учениками; и (в) эмоционально, так как рискуют потерпеть неудачу в апробировании новых, незнакомых подходов в преподавании. Следовательно, учителя, вовлеченные в процесс преобразования, должны работать совместно с коллегами и быть обеспеченными постоянной, формальной поддержкой.

5. Процессу преобразования должно быть уделено значительное время. Время необходимо для проектирования моделей, их внедрения, развития опыта и измерения воздействия.

6. Внедрение, содержание и результаты на выходе не могут быть полностью зафиксированы, если процесс является коллективным. Скорее, заключительные результаты и шаги для их достижения должны оставаться гибкими, чтобы отвечать на изменяющийся пейзаж, создаваемый самим процессом преобразования. Лидеры проекта, с нежностью называют этот элемент как «Принцип Раскрывающегося Дизайна». (Этот термин был первоначально представлен Брайаном Ширли, координатором учебной программы в АугустаКаунти, Вирджиния, США.)

Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно (все, у кого есть дети, прекрасно это знают). В своей познавательной деятельности ученики и учителя,писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Н.А.Назарбаев обращаясь к народу Казахстана, сказал: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов».

Проект "Развитие Критического Мышление через Чтение и Письмо" в Казахстане начался осенью 1997 года. С тех пор, проект расцвел, расширяясь от первоначального трехгодового гранта в рамках Института Открытого Общества Сороса и Международной Ассоциации по Чтению. (МАЧ) до дополнительных грантов от Американского Агентства по Международному развитию (ЮСАИД), нефтяных компаний Шелл и Шеврон. Проект внедряется почти во всех регионах страны, и разнообразные образовательные аудитории приняли участие в обучающих семинарах RWCT и тренингах.

Проект RWCT уникален, потому что он полагается на обширные профессиональные знания и навыки волонтеров, членов Международной Ассоциации по Чтению (МАЧ), работающих в партнерстве с высококвалифицированными педагогами из стран-организаторов. Чтобы преуспеть, этот проект должен был полагаться на навыки, опыт, интеллектуальную и профессиональную целостность большого количества людей в пределах и за пределами региона. Нет сомнения, что успех проекта RWCT, профессионализм волонтеров и лидеров стран-это меры, установленные на одной чаше.

Проект RWCT в Казахстане соответствует другим социальным и экономическим преобразованиям, происходящим в стране. Учителя RWCT помогают своим школьным социумам стать более демократичными и заинтересованными в моделировании обсуждений в открытых классных комнатах, критического мышления и лучших опытов преподавания. Без сомнения, в долгосрочных и краткосрочных перспективах прогресс Казахстана зависит от наличия массы, которая думает так, что отражает политические и социальные цели страны - проект RWCT вносит вклад в это усилие.

Каково предназначение этой организации? Казахстанская Ассоциация по чтению (КазАЧ) способствует созданию профессионального сообщества, которая призвана содействовать развитию грамотности в стране. Целями деятельности Ассоциации являются улучшение качества обучения на всех уровнях, развитие осознания значимости критического мышления и постоянного самообучения среди учителей. Цикл курсов, состоящих из четырех семинаров с обязательным мониторингом апробирования в классе, по Международному проекту "Развитие критического мышления через чтение и письмо" является начальным этапом нашей деятельности. Прошедшим эти курсы онипредлагают ряд возможностей для углубления понимания и самосовершенствования. На этом этапе они уже видятвсех участников проекта - членов КазАЧ - не только реципиентами, а активными участниками поисков, созидания и взаимообмена. В первую очередь, это ведение постоянной исследовательской работы для предоставления своих находок на ежегодную национальную конференцию и областные конференции, публикация своих наблюдений и размышлений на страницах ежеквартального журналаКазАЧ "Голос и Видение", а также книги из серии "Школа профессионального развития". Таким образом, ониработают над тем, каким должен быть учитель в классе сегодня, а также и над тем, что он должен делать, чтобы отвечать всем требованиям и завтра.



© 2010-2022