- Преподавателю
- Другое
- Педагогический проект Подвиг солдата
Педагогический проект Подвиг солдата
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якорнова Е.А. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Педагогический проект
«Подвиг солдата»
Исполнитель:
воспитатель МДОУ № 24 г. Кушва
Якорнова Е. А.
Кушва
2010
-
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания, несомненно, является актуальной в наши дни. В современном понимании оно означает педагогическое взаимодействие взрослого и детей, которое способствует формированию чувства уважении к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к отечественному историко-культурному наследию. В результате такого взаимодействия в ребенке формируются общечеловеческие нравственные, в том числе и патриотические, установки и качества личности.
Приобщение к ценностям народной культуры и истории, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, в свою очередь, являются неотъемлемыми в процессе социально-личностного развития дошкольника. Именно эти составляющие легли в основу педагогического проекта «Подвиг солдата», посвященному 100-летию со дня рождения Н.И. Кузнецова.
Метод проектов как форма реализации был выбран не случайно. Проектирование - это такой вид деятельности, в котором взаимодействие педагога и воспитанников строится на соучастии. Т. е. проектирование выступает как иная, субъектная (партнерская), а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни. Данная педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самодеятельность.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время предполагает коллективное творчество. Вследствие работы в режиме группового творчества развиваются самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию. Таким образом, проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития педагогов и детей.
Данный проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. В ходе каждого этапа предусмотрен ряд мероприятий.
Цели проекта
-
Образовательные цели:
-
пробудить интерес детей к истории своей страны и событиям Великой Отечественной войны (далее ВОВ);
-
систематизировать и углубить знаний детей о событиях ВОВ;
-
познакомить с подвигом разведчика Н.И. Кузнецова в годы ВОВ.
-
-
Развивающие цели:
-
развивать коммуникативные навыки старших дошкольников;
-
развивать физические качества детей;
-
развивать навыки работы в команде.
-
Воспитательные цели:
-
-
-
воспитывать чувство уважения к старшему поколению - участникам ВОВ;
-
воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и подвига разведчика Н.И. Кузнецова.
В соответствии с данными целями поставлены следующие задачи:
-
обобщить и закрепить знания детей по теме ВОВ;
-
рассказать детям о подвиге разведчика Н.И. Кузнецова в годы ВОВ;
-
способствовать формированию активной речи старших дошкольников;
-
содействовать формированию опыта практической работы в коллективе;
-
способствовать привитию детям чувства эмпатии;
-
содействовать формированию у старших дошкольников собственной активной позиции по теме проекта.
Реализация проекта осуществляется посредством взаимодействия педагогического коллектива МДОУ № 24 с родителями воспитанников, Городской библиотекой №1, МОУ СОШ № 10, Вагонным депо.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный (сбор информации о событиях ВОВ и подвиге разведчика Н.И. Кузнецова в военные годы и последующим ознакомлением с ней участников проекта; выпуск альбома «Герои земли уральской» памяти Н.И. Кузнецова и других земляков-участников ВОВ и тружеников тыла; выставки рисунков и поделок, посвященных ВОВ и др.).
В ходе реализации проекта с детьми планируется провести несколько циклов тематических бесед, ряд познавательных занятий, оформить выставки рисунков и поделок, организовать спортивное мероприятие и экскурсию к памятникам ВОВ в родном городе. Также реализация данного проекта предполагает проведение увлекательной игры-путешествия, посвященной Н.И. Кузнецову, «Герой военного времени» и выпуск альбома об участниках ВОВ и тружениках тыла «Герои земли уральской».
Методы проекта
-
изучение научно-практической литературы по теме проекта;
-
анализ передового педагогического опыта;
-
методы педагогического анализа (анкетирование, опрос);
-
метод теоретического анализа и синтеза.
Участниками проекта являются дети подготовительной группы (6-7
лет), их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Срок реализации: январь - май 2011 г. Данный проект является долгосрочным.
Ожидаемые результаты
-
повышение интереса детей к истории родной страны и событиям ВОВ;
-
развитие у детей чувства гордости за своих земляков-участников ВОВ;
-
повышение интеллектуального, культурного, физического и нравственного уровня развития воспитанников.
В проекте представлены следующие приложения:
-
анкета для родителей (Приложение 1);
-
план мероприятий по реализации проекта (Приложение 2);
-
план бесед «Наша армия» (Приложение 3);
-
конспект игры-путешествия, посвященной Н.И. Кузнецову, «Герой военного времени» (Приложение 4);
-
мультимедийная презентация к конспекту игры-путешествия «Герой военного времени» (Приложение 5);
-
мультимедийная презентация о педагогическом проекте «Подвиг солдата» (Приложение 6).
-
Содержательная часть
От того, что мы забываем о Солнце, оно не перестает светить, прощая нас забывчивых. Не так ли?
А мы?
В сегодняшней жизни мы часто торопимся, не обращаем внимания на происходящие вещи и события. Забываем их, пропускаем мимо, оставляем на потом. Уделяем меньше внимания друг другу, близким. С трудом вспоминаем, как звали нашу прабабушку или кем был прадедушка.
Как часто мы бываем ленивы и нелюбопытны. И, проходя мимо богатства и гордости нашей истории, памятников и обелисков, кажущимися невзрачными, серыми монументами, лишь окидываем их взглядом, изредка припоминая о тех событиях и людях, которым они посвящены.
И, пожалуй, нет в нашей необъятной многонациональной стране такого города, деревни или села, где не стоял бы памятник, хранился музейный экспонат или жил человек, хранящий летопись событий ВОВ.
Тема ВОВ - необычная. С одной стороны, потому, что до сих пор не престает волновать людей, бередить их души и сердца. Вызывает неподдельный интерес, искренние чувства и эмоции. С другой стороны, она невероятна глубока, многогранна и непроста для восприятия.
Пробудить интерес дошкольников к этой значимой главе в истории нашей страны стало моей основной целью.
Тут же возник ряд вопросов: Как в доступной и интересной форме рассказать детям о войне? Как не вызвать у них чувства страха и появления негативных эмоций?
Актуальной во все времена, несомненно, остается тема подвига. События ВОВ не исключение. Конечно, времена меняются. А с ними и эталоны мужества и силы. Статный рыцарь на лихом коне давно передал бразды правления Бэтмэну и Человеку-пауку. Но главным остается тот факт, что героические поступки являются как нельзя показательными для ребят.
А почему бы тогда не рассказать им о подвиге наших земляков? Тех, кто родился, учился, работал рядом с нами и защищал нашу страну на полях сражений.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения героя Советского Союза, разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Наш детский сад также хотел бы внести свой вклад в сохранение памяти о жизни и подвиге нашего земляка.
Поэтому возникла идея разработать и реализовать на базе МДОУ детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей педагогический проект «Подвиг солдата», посвященный памяти Н. И. Кузнецова.
Как упоминалось выше, для осуществления проекта разработан план мероприятий, включающий три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
В ходе подготовительного этапа удалось реализовать следующие задачи:
-
собрать необходимые материалы для организации тематического уголка в группе, посвященному ВОВ;
-
подобрать коллекцию аудио- и видеоматериалов;
-
разработать мультимедийные презентации
для проведения занятий и мероприятий; -
познакомить детей с произведениями художественной литературы, иллюстрациями, аудиозаписями и видеоматериалами, посвященных ВОВ;
-
провести анкетирование родителей с целью изучения их отношения к теме проекта и определения возможности помощи в ходе реализации планируемых мероприятий.
Ключевыми мероприятиями основного этапа являются:
-
составление конспектов занятий и создание мультимедийных презентаций;
-
подбор необходимых материалов и проведение выставок рисунков и поделок;
-
разработка сценария спортивного мероприятия и помощь в создании костюмов;
-
проведение игры-путешествия, посвященной Н. И. Кузнецову «Герой военного времени»;
-
оформление фотоотчета о прошедшей экскурсии в исторический музей МОУ СОШ №10;
-
подбор материала для тематических бесед с детьми.
Конечным продуктом, таким образом, станет: игра-путешествие, посвященная Н. И. Кузнецову «Герой военного времени»
На заключительном этапе планируется провести анализ проведенных мероприятий. Выявить положительные и отрицательные моменты. Также хотелось бы провести повторное анкетирование родителей и предложить им поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов и предложений».
В заключении хотелось бы отметить следующее.
Надеюсь, если вы сейчас читаете этот документ, то разделяете те же чувства, убеждения и стремления, которые побудили меня к работе над данным проектом. Это интерес к детям, чувство уважения к своей стране, понимание своей связи с ее историческим прошлым, желанием активно участвовать в ее настоящем и осознано готовить ее будущее. А будущее нашей страны - сегодняшние дошколята, наши солнечные лучики, которые, хочется верить, будут любить и уважать свою страну, знать ее историю и гордиться ею.
Русская народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».
Какими будут «всходы» моего проекта покажет время!
Приложение 2
План мероприятий по реализации проекта
Сроки
Мероприятия
Деятельность
Результат деятельности
детей
родителей
I. Подготовительный этап
Январь
Подбор произведений художественной литературы о ВОВ
Чтение, разучивание
Предоставление литературы
Создание книжного уголка
Январь
Подбор изобразительного материла о ВОВ (репродукции картин, фотографии, книжные иллюстрации)
Рассматривание, обсуждение
Предоставление материла
Материалы для организации тематического уголка в группе
Январь
Отбор музыкальных произведений и видеоматериалов по теме ВОВ
Прослушивание, просмотр, заучивание
Предоставление аудио- и видеоматериалов
Создание коллекции аудио- и видеофайлов
Январь
Работа с электронными ресурсами
Просмотр
Предоставление оборудования для презентации
Создание мультимедийных презентаций
II. Основной этап
Февраль-март
Цикл бесед «Наша армия»
Посещение городской библиотеки
Беседы с детьми в семье о родственниках-героях ВОВ
Конспекты занятий
Февраль
Оформление выставки «Герои военного времени»
Рисование на тему «Герои военного времени»
Предоставление материала для организации выставки в группе
Материалы для проведения выставки: детские рисунки, военные фотографии из семейных архивов и др.
Февраль
Спортивное мероприятие «Юные защитники»
Участие в мероприятии
Изготовление костюмов для соревнований
Сценарий мероприятия, военные костюмы для праздника
Март
Цикл занятий «Огоньки памяти»
Изготовление поделок, рисунков
Предоставление необходимого материала для изготовления поделок
Выставка детских рисунков и поделок
Март
Экскурсия в музей военной истории в МОУ СОШ № 10
Посещение школьного музей
Помощь в организации экскурсии
Презентация-фотоотчет о прошедшей экскурсии
Апрель
Игра-путешествие, посвященная Н. И. Кузнецову, «Герой военного времени»
Разучивание стихов
Посещение мероприятия
Конспект занятия, мультимедийная презентация
Апрель-май
Тематические беседы «Герои земли уральской»
Изучение иллюстраций земляков-участников ВОВ
Помощь в подборе фотоматериалов и иллюстраций
Создание альбома «Герои земли уральской»
Май
Конкурс поделок для ветеранов «Твори добро»
Изготовление поделок ветеранам ВОВ
Помощь в изготовление поделок
Выставка поделок
Май
Беседа «Знаем и помним» (знакомство с памятниками, посвященными событиям и участникам ВОВ)
Посещение городской библиотеки, рисование на тему «Память о войне»
Помощь в организации и проведении беседы и выставки рисунков
Выставка рисунков «Память о войне»
Май
Экскурсия к мемориалу, посвященному ВОВ в Вагонном Депо
Участие в экскурсии, возложение цветов к мемориалу
Помощь в организации экскурсии
Материал для бесед с детьми о памятниках, посвященных ВОВ