• Преподавателю
  • Другое
  • Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности дошкольников

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности дошкольников

Одной из проблем, волнующей воспитателей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Дошкольники не могут учиться “для самих себя”. Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому воспитателю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку дол...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности дошкольников

"Как правило, можно принять,
что учитель знает свой предмет
и владеет соответствующим
материалом, но не всегда
он умеет сделать его интересным.
Вот где корень зла. Если учитель
вокруг себя распространяет
дыхание скуки, то в такой
атмосфере все захиреет. Умеет
учить тот, кто учит интересно".
А.Эйнштейн

Одной из проблем, волнующей воспитателей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Дошкольники не могут учиться "для самих себя". Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому воспитателю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если дети на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Воспитателю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы. Такая работа способствует подведению детей к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Воспитатель же ненавязчиво корректирует деятельность учащихся, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Особенно эта тема актуальна при работе по УМК "Перспективная начальная школа". Курс русского языка вмещает в себя очень большой объем знаний по орфографии, морфологии, синтаксису. Система заданий в учебнике (Н.А.Чуракова "Русский язык") представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений, в которых учащиеся выступают в роли непосредственных участников процесса изучения материала. Данный учебник подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию. Разработана система работы, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет кусочек знаний в "другой" книге. Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которую органично включен ученик как субьект деятельности.



© 2010-2022