• Преподавателю
  • Другое
  • Работа социально-психологической службы по профилактике употребления ПАВ обучающимися

Работа социально-психологической службы по профилактике употребления ПАВ обучающимися

Одним из факторов успешной социализации является здоровый образ жизни. На протяжении восьми лет с целью  сохранения и укрепления здоровья учащихся, овладения ими объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению ПАВ и приобретению опыта социальных отношений,  в лицее реализуется превентивная программа « Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный Выбор».   Актуальность данной про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа социально-психологической службы по профилактике употребления ПАВ обучающимися.

Одним из факторов успешной социализации является здоровый образ жизни. На протяжении восьми лет с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, овладения ими объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению ПАВ и приобретению опыта социальных отношений, в лицее реализуется превентивная программа « Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный Выбор».

Актуальность данной проблемы очевидна. В последнее время серьёзно усугубилась социальная ситуация, связанная с разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость.

Предметом профилактики явились факторы, которые могут привести к развитию аддикций, т.е. факторы риска. Превентивная работа была направлена, в первую очередь на устранение личностных факторов риска: низкая самооценка, нарушение Я-концепции, недостаточная социально-психологическая компетентность, снижение переносимости затруднений и др.

Анализ полученных данных по «Пре-тестам» и «Пост-тестам» выявил, что учащиеся экспериментальных и контрольных классов обладают примерно одинаковыми знаниями до начала занятий. Как и на предыдущих этапах по окончании проведения цикла занятий выяснилось, что учащиеся экспериментальных классов дают более объективные, соответствующие возрасту ответы на поставленные вопросы, в процентном отношении резко увеличилось количество правильных ответов. Особенностью организации данных занятий являлось использование интерактивных методов обучения. Практически 100% учащихся начальных классов высоко оценили эффективность данных занятий.

Первоначальный уровень знаний подростков по вопросам, касающихся ответственности, образа Я говорил о том, что большинство обучающихся знают, что такое ответственность (64%), что с возрастом ответственность возрастает. До проведения занятий по темам курса «Полезные навыки» 44% обучающихся считали, что важно быть ответственным перед самим собой за свое поведение (64%). После курса занятий, практически 100% отметили, что ответственным необходимо быть не только перед родителями, взрослыми, но и перед самим собой, что употребление психоактивных веществ - это безответственное поведение.

Учащимся 7 класса интересны были темы, связанные с рассмотрением своих личностных особенностей, выработке навыков уверенного поведения, способствующих формированию навыков противостояния негативному давлению.

Среди наиболее понравившихся подросткам тем, рассмотренных в 8-х классах были «Мое настроение и общение с людьми», «Тренинг навыков невербального общения», «Навыки неагрессивного отстаивания своего мнения». Восьмиклассники расширили свои знания о ценностях, среди которых важное место занимает здоровье.

Такие темы как «Правда и ложь о ПАВ», «Мое здоровье» позволили устранить пробел в знаниях подростков о негативном действии психоактивных веществ, выявленный в результате первоначального опроса. Если в начале занятий лишь 8 % считали, что употребление опасно для организма , 36% для жизни человека. В 12% ответов отмечался вред окружающим и лишь 28% - здоровью, то в конце курса большинство подростков обратили внимание на то, что любая проба ПАВ (сигарета, спиртное или наркотик) оставляет след на здоровье человека.

Отслеживание результативности занятия на тему «Зависимости» в 9-х классах показало, что занятия понравились 88,9% участников, 66,7% узнали о зависимостях новое, 33,3% учащихся, принявших участие в обсуждении проблемы, посмотрели на проблему с другой стороны. Вывод о том, что ответственность за здоровье несут сами подростки, сделали все участники занятия.

Качественный анализ «Пре и Пост-тестов» свидетельствуют о том, что в процентном отношении ( на 75%) увеличилось количество учащихся 1А класса, умеющих распознавать ситуации, полезные и вредные для здоровья.

Среди второклассников в среднем, на 82% увеличилось количество учащихся, владеющих информацией об опасных и безопасных ситуациях, о том как принимать решения в различных ситуациях, как находить новых друзей, а также о вреде алкоголя и курения. 78% учащихся 3А класса дали объективные, соответствующие возрасту ответы на вопросы о том, как взаимодействовать, как стать увереннее и уметь настаивать на своем, о самооценке, познакомились с информацией о вреде курения. Четвероклассники показали положительную динамику (которая составила 74%) в своих знаниях по следующим вопросам: самоуважение, полезные привычки, дружба, как говорить «нет» и сопротивляться давлению сверстников, узнали о вреде алкоголя.

Таким образом, анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что большинство учащихся обладают достаточными знаниями о полезных привычках и имеют установку на здоровый образ жизни. У детей сформировалось положительное отношение к превентивному обучению.

В неразрывной связи с циклом развивающих занятий находятся конкурсы рисунков учащихся начальной школы «Мое здоровье», проектов и рефератов в старших классах. В рамках дней здоровья, недель здорового образа жизни социально - психологической службой проводились занятия на темы «Путь к здоровью», «Развлечения в компании», «Рискованное поведение и ВИЧ». Занятия проходили в нетрадиционных формах и побуждали учащихся посмотреть на известные, на их взгляд факты с других сторон.

Психологическое сопровождение учащихся на всем периоде обучения способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся, выработке навыков ответственного поведения, максимальной адаптации в каждом конкретном коллективе.

В целом работу по апробированию учебно-методического комплекта « Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный Выбор» можно оценить как достаточно эффективную и педагогически целесообразную. Таким образом, мониторинг показал не только изменения в знаниях, но и развитие у учащихся таких умений как управлять своими эмоциями, коммуникативные способности, навыки ответственного поведения и многие другие жизненно важные навыки.


© 2010-2022