Программа сопровождения элективных курсов Мой выбор

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5


1.Пояснительная записка.

Ранняя юность - единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста - учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают осуществляется методом "проб и ошибок".

Цели - формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

- повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры;

- развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

- формирование актуального для подростков "информационного поля" мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

- повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

- формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и

труду с учетом потребностей нашей области , её развития и благополучия;

- развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических

условиях;

- развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

- выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

- формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

- создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);

- формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

2. Основное содержание программы:

  1. класс:

  1. Я в мире других людей ( 14 ч).

Цель и задачи курса. Мои проблемы. Дом моей души. Общение в системе межличностного отношения и взаимодействия людей. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения и их место в повседневной жизни. Роль эмоций и чувств в процессе общения. Взаимодействие в системе групповой деятельности. Психологические механизмы воздействия на других людей. Жизнь без конфликта.

  1. Диагностика в профильной подготовке. (8 ч).

Факторы,влияющие на выбор профессии.. Типы личности и их диагностика. Интеллект и его роль при выборе профессии.

  1. Мотивация в процессе профессионального самоопределения. ( 12 ч).

Что такое профориентация. Как рождается интерес к профессии. Что я могу. Мир возможностей.

  1. класс:

  1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. ( 14 ч).

Внутренний мир человека и возможности его познания. Многообразие мира профессий. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Основные признаки профессиональной деятельности.

  1. Психические особенности личности. ( 6 ч).

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и типы профессий. Волевые качества личности.

  1. Информационная подготовка. ( 14 ч).

Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. Возможности приобретения профессий. Общение как часть профессиональной деятельности.

Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе "Мой выбор" опирается на использование следующих важных принципов:

- свободного выражения своего мнения;

- взаимоуважения;

- доверительности;

- обратной связи;

Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течении учебного года .

Организационно-методическое сопровождение курса осуществляет педагог-психолог. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.




3.Тематическое планирование для 8 класса

раздела /темы

Наименование тем

Количество часов

1.

Введение. Цели и задачи курса

1

2.

Личность как индивид

1

3.

Современный независимый человек-какой он

1

4.

Дом моей души

1

5.

Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей

1

6.

Общение как коммуникация

1

7.

Вербальные и невербальные средства общения

1

8.

Профконсультационная игра

1

9.

Самостоятельная работа

1

10.

Роль эмоций и чувств в процессе общения

1

11.

Взаимодействие в системе групповой деятельности

1

12.

Психологические механизмы воздействия на других людей

1

13.

Профконсультационная игра

1

14.

Оценка коммуникативных и организаторских способностей

1

15.

Жизнь без конфликта

1

16.

Факторы, влияющие на выбор профессии

1

17.

Профконсультационная игра

1

18.

Типы личности и их диагностика

1

19.

Ролевые игры. Реалистический,социальный и артистический типы личности

1

20.

Интеллектуальный,предприимчивый и конвенциональный типы личности

1

21.

Интеллект и его роль при выборе профессии

1

22.

Диагностика интеллекта

1

23.

Мотивация в процессе профессионального самоопределения

1

24.

Особенности мотивационного выбора

1

25.

Что такое профориентация

1

26

Профконсуольтационная игра

1

27

Профессиональные стереотипы: вымысел или реальность

1

28.

Хочу,могу,надо.

1

29.

Как рождается интерес к профессии

1

30 .

Самостоятельная работа

1

31

Реализация творческих идей

1

32.

Что я могу. Мир возможностей.

1

33.

Способности и одаренность

1

34.

Викторина « Путешествие в мир профессий»

1

35.

Рефлексия

1

Всего

35

Тематическое планирование 9 класс

раздела /темы

Наименование тем

Количество часов

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии

1.

Вводное занятие

1

2.

Внутренний мир человека и возможности его познания

1

3.

Многообразие мира профессий.

1

4.

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

5.

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

1

6.

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Профессиональная проба

1

7.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профессиональная проба

1

8.

Социальные пролемы труда.Разделение труда

1

9.

Содержание и характер труда.

1

10.

Процесс и условия труда. Профессиональная проба

1

11.

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1

12.

Основные признаки профессиональной деятельности.

1

13.

Классификация профессий.

1

14.

Профессиональная карьера и здоровье. Профессиональная проба

1

Психические особенности личности

15.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Профессиональная проба

1

16.

Темперамент в профессиональном становлении личности. Профессиональная проба

2

17.

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

18.

Эмоциональные состояния личности.

1

19.

Волевые качества личности. Профессиональная проба

1

Информационная подготовка

1

20.

Диагностика готовности к профессиональному самоопределению

1

21

Особенности получения среднего(полного)общего образования

1

22

Самостоятельная работа

1

23

Возможности приобретения профессий

1

24

Составление мини-проекта « Моя профессия»

2

25

Общение как часть профессиональной деятельности

1

26

Классификация профессий

2

27

Профессиональные пробы

4

Всего

34


4. Ожидаемые результаты

Изучив элективные курсы « Мой выбор» в 8 - 9 классах учащиеся должны иметь представления о ресурсах собственной личности, знать структуру процесса общения,его виды и формы, владеть основными коммуникативными навыками, объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности


5.Литература

1. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии» / М.Аксенова, Е.Ананьева, А. Ростоцкая, О. Носкова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,Астрель,2009.

2. Книга « Практическая психология в тестах» / Р.Римская, С.Римский - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2004.

3. Книга « Тестирование детей» / В.Богомолов - Ростов н/Д.: Феникс ,2004.

4.Методическое пособие «Информационная подготовка»/ Л.Н.Бобровская,Е.А.Сапрыкина,О.Ю.Просихина.- М.:Планета,20011.

5. Методическое пособие «Подросток в мире профессий» / М.Р. Григорьева - Волгоград.: Учитель, 2007.


© 2010-2022