- Преподавателю
- Другое
- Программа сопровождения элективных курсов Мой выбор
Программа сопровождения элективных курсов Мой выбор
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ловчева О.И. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
1.Пояснительная записка.
Ранняя юность - единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста - учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают осуществляется методом "проб и ошибок".
Цели - формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;
- повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры;
- развитие у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- формирование актуального для подростков "информационного поля" мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
- формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и
труду с учетом потребностей нашей области , её развития и благополучия;
- развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических
условиях;
- развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
- формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
2. Основное содержание программы:
-
класс:
-
Я в мире других людей ( 14 ч).
Цель и задачи курса. Мои проблемы. Дом моей души. Общение в системе межличностного отношения и взаимодействия людей. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения и их место в повседневной жизни. Роль эмоций и чувств в процессе общения. Взаимодействие в системе групповой деятельности. Психологические механизмы воздействия на других людей. Жизнь без конфликта.
-
Диагностика в профильной подготовке. (8 ч).
Факторы,влияющие на выбор профессии.. Типы личности и их диагностика. Интеллект и его роль при выборе профессии.
-
Мотивация в процессе профессионального самоопределения. ( 12 ч).
Что такое профориентация. Как рождается интерес к профессии. Что я могу. Мир возможностей.
-
класс:
-
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. ( 14 ч).
Внутренний мир человека и возможности его познания. Многообразие мира профессий. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Основные признаки профессиональной деятельности.
-
Психические особенности личности. ( 6 ч).
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Ведущие отношения личности и типы профессий. Волевые качества личности.
-
Информационная подготовка. ( 14 ч).
Диагностика готовности к профессиональному самоопределению. Возможности приобретения профессий. Общение как часть профессиональной деятельности.
Особенности организации занятий курса:
Организация занятий по программе "Мой выбор" опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течении учебного года .
Организационно-методическое сопровождение курса осуществляет педагог-психолог. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.
3.Тематическое планирование для 8 класса
№
раздела /темы
Наименование тем
Количество часов
1.
Введение. Цели и задачи курса
1
2.
Личность как индивид
1
3.
Современный независимый человек-какой он
1
4.
Дом моей души
1
5.
Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей
1
6.
Общение как коммуникация
1
7.
Вербальные и невербальные средства общения
1
8.
Профконсультационная игра
1
9.
Самостоятельная работа
1
10.
Роль эмоций и чувств в процессе общения
1
11.
Взаимодействие в системе групповой деятельности
1
12.
Психологические механизмы воздействия на других людей
1
13.
Профконсультационная игра
1
14.
Оценка коммуникативных и организаторских способностей
1
15.
Жизнь без конфликта
1
16.
Факторы, влияющие на выбор профессии
1
17.
Профконсультационная игра
1
18.
Типы личности и их диагностика
1
19.
Ролевые игры. Реалистический,социальный и артистический типы личности
1
20.
Интеллектуальный,предприимчивый и конвенциональный типы личности
1
21.
Интеллект и его роль при выборе профессии
1
22.
Диагностика интеллекта
1
23.
Мотивация в процессе профессионального самоопределения
1
24.
Особенности мотивационного выбора
1
25.
Что такое профориентация
1
26
Профконсуольтационная игра
1
27
Профессиональные стереотипы: вымысел или реальность
1
28.
Хочу,могу,надо.
1
29.
Как рождается интерес к профессии
1
30 .
Самостоятельная работа
1
31
Реализация творческих идей
1
32.
Что я могу. Мир возможностей.
1
33.
Способности и одаренность
1
34.
Викторина « Путешествие в мир профессий»
1
35.
Рефлексия
1
Всего
35
Тематическое планирование 9 класс
№
раздела /темы
Наименование тем
Количество часов
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии
1.
Вводное занятие
1
2.
Внутренний мир человека и возможности его познания
1
3.
Многообразие мира профессий.
1
4.
Представление о себе и проблема выбора профессии
1
5.
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
1
6.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Профессиональная проба
1
7.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профессиональная проба
1
8.
Социальные пролемы труда.Разделение труда
1
9.
Содержание и характер труда.
1
10.
Процесс и условия труда. Профессиональная проба
1
11.
Социально-психологический портрет современного профессионала.
1
12.
Основные признаки профессиональной деятельности.
1
13.
Классификация профессий.
1
14.
Профессиональная карьера и здоровье. Профессиональная проба
1
Психические особенности личности
15.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Профессиональная проба
1
16.
Темперамент в профессиональном становлении личности. Профессиональная проба
2
17.
Ведущие отношения личности и типы профессий.
1
18.
Эмоциональные состояния личности.
1
19.
Волевые качества личности. Профессиональная проба
1
Информационная подготовка
1
20.
Диагностика готовности к профессиональному самоопределению
1
21
Особенности получения среднего(полного)общего образования
1
22
Самостоятельная работа
1
23
Возможности приобретения профессий
1
24
Составление мини-проекта « Моя профессия»
2
25
Общение как часть профессиональной деятельности
1
26
Классификация профессий
2
27
Профессиональные пробы
4
Всего
34
4. Ожидаемые результаты
Изучив элективные курсы « Мой выбор» в 8 - 9 классах учащиеся должны иметь представления о ресурсах собственной личности, знать структуру процесса общения,его виды и формы, владеть основными коммуникативными навыками, объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности
5.Литература
1. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии» / М.Аксенова, Е.Ананьева, А. Ростоцкая, О. Носкова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,Астрель,2009.
2. Книга « Практическая психология в тестах» / Р.Римская, С.Римский - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2004.
3. Книга « Тестирование детей» / В.Богомолов - Ростов н/Д.: Феникс ,2004.
4.Методическое пособие «Информационная подготовка»/ Л.Н.Бобровская,Е.А.Сапрыкина,О.Ю.Просихина.- М.:Планета,20011.
5. Методическое пособие «Подросток в мире профессий» / М.Р. Григорьева - Волгоград.: Учитель, 2007.