Работа с гиперактивными детьми в детском саду, статья

Работа с гиперактивными детьми в детском саду Ключевые слова: детская гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте, признаки гиперактивности, рекомендации по коррекции поведения детей с СГВД. Аннотация: в данной статье затрагивается актуальная тема для современного дошкольного образовательного учреждения – особенности работы с детьми с СГВД. Статья содержит краткую историческую справку, определение детской гиперактивности, а так же её признаки. Даны практиче...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жарикова М.Н. Педагог-психолог, МБДОУ №264

Ключевые слова: детская гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте, признаки гиперактивности, рекомендации по коррекции поведения детей с СГВД.

Аннотация: в данной статье затрагивается актуальная тема для современного дошкольного образовательного учреждения - особенности работы с детьми с СГВД. Статья содержит краткую историческую справку, определение детской гиперактивности, а так же её признаки. Даны практические рекомендации по работе с такими детьми.

Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду.

Гиперактивность широко распространена среди детей дошкольного возраста, такие детки значительно энергичнее своих сверстников и выделяются среди остальных. Детям при гиперактивности очень сложно концентрировать свое внимание и контролировать поведение. Каждый специалист детского учреждения хотя бы однажды сталкивался с трудностями воспитания таких детей. По данным исследований синдромом гиперактивности страдают от 2 до 20% дошкольников. Синдром гиперактивности в 1845 году впервые описал доктор Генрих Хоффман. Провоцирующими факторами для развития синдрома гиперактивности могут быть осложнения течения беременности или родов, а так же неправильный образ жизни женщины в период беременности.

Детская гиперактивность - отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это может привести к слабой успеваемости и низкой самооценке.

К основным симптомам гиперактивности относят невнимательность, повышенную двигательную активность, импульсивность. Это неизменно ставит педагогов перед сложной задачей работы с такими детьми в рамках группы. Такие детки не замечают деталей, с трудом удерживают внимание, редко слушает говорящего, испытывают сложности в организации выполнения задания, стараются сделать быстрее, но часто переключаются на другое задание или стороннюю деятельность, не относящуюся к заданию. Повышенная активность не дает ребенку долго усидеть на месте, когда это требуется, зачастую воспитанник лезет куда-либо, когда это не разрешается или же выпаливает ответы с ходу, не дожидаясь своей очереди, прерывает воспитателя и старается внести свои коррективы в ход занятия.

В ходе работы с детьми были выявлены некоторые особенности и разработаны рекомендации, позволяющие улучшить взаимодействие с ними. Для общения с гиперактивными детьми важно установление контакта: обращайтесь к ребенку, когда он спокоен - так он будет способен воспринять ваши требования. Не стоит повышать тон или высказывать упреки ребенку, не говорите, пока ребенок не начнет вас слушать. Покажите малышу свою заинтересованность разговором с ним, и он тоже увлечется беседой с вами, слушайте такого ребенка с особым вниманием, иначе и он впоследствии откажется вас слушать.

Для деток с гиперактивностью бывает сложно организовать развивающие и обучающие занятия. При занятии с группой, где присутствуют гиперактивные дети, нужно постараться организовать занятие, подразумевающее свободное перемещение или в виде обучающей игровой деятельности. Если организовать подобное занятие невозможно, то устроить чередование образовательной программы и игровой деятельности. Во время занятия не стоит пытаться усадить ребенка, если он этого не хочет, постарайтесь привлечь его данной деятельностью - «вовлечь в процесс».

Работа с детьми с СГВД ведется с целью коррекции гиперактивного поведения, развития концентрации и объема внимания; формирования произвольности психических процессов, развитие самоконтроля.

В связи с этим, программа коррекционных занятий включает задачи:

- снижение эмоционального напряжения, излишней двигательной активности;

- обучение ребенка способам снятия отрицательной энергии, отрицательных эмоций;

-психологическая помощь в преодолении негативных переживаний;

- помощь в преодолении страхов, комплексов;

- обучение управлению собственным поведением, эмоциями;

-развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе;

-снижение агрессивности;

- воспитание уверенности в себе.

Занятия проходит в игровой форме с обязательным включением разных подвижных игр и упражнений, интеллектуальных игр, физминуток. Используются видео, аудио записи с привлечением различных театральных, игрушечных или литературных персонажей. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, обстановка психологически комфортной.

Повышению уровня работоспособности способствует поддержание режима дня, установленного в детском саду. На консультациях родителей мы рекомендуем приблизить режим ребенка дома к режиму дошкольного учреждения. А так же давать ребенку возможность расходовать свою энергию с помощью посещения различных секций: плаванье, футбол, легкая атлетика и др. Чтобы ребенок с СГВД быстро и спокойно заснул, рекомендуется перед сном заниматься спокойными видами детской деятельности (раскрашивание, чтение сказок, теплый душ, массаж).

Для повышения эффективности обучающих занятий с такими детьми действенно постепенно наращивать время занятия на 1-2 минуты. В начале занятия мы проводим дыхательные упражнения и глазодвигательную гимнастику для расслабления ребенка и настроя его на учебную деятельность.

Для развития внимания и волевой сферы гиперактивных детей в условиях детского сада мы используем занятия снимающие напряжение, например, игры с песочным планшетом (для небольшой группы детей, 3-4 человека) или же различные техники арт-терапии, где дети рисуют красками с помощью пальцев.

Главное, - нужно хвалить ребенка даже за то, что он старался или прикладывал какие-то усилия.

Литература:

1. Мурашова В.Е., Дети-«тюфяки» и дети «катастрофы», г. Екатеринбург, - 2003г.

2. ЦДИК Советского района, Взаимодействие с ребенком 3-7 с синдромом дефицита внимания, г.Ростов-на-Дону, - 2014г.

3. Сиротюк А.Л., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, г. Москва, - 2002.

4. Куражева Н.Ю., «Цветик-семицветик» - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников, СПб-М., - 2014.

5. Купцова А.М., Посполита В.С., «Цветной мир» - программа студии арт-терапии, г. Калуга, - 2013.

6. Сакович Н.А., Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов образования: учебно-методическое пособие», г.Минск, - 2003.

7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет, г.Москва, - 2005.

8. Титарь А.И., Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате, г. Москва, - 2008.

© 2010-2022