Программа духовно-нравственного воспитания Круг светлых дней

  Система воспитания подрастающего поколения находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития наша школа планирует внедрение разработки новой программы. Програ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Новоникольска

Уссурийского городского округа



КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ

Масютина С.А.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ с.Новоникольска.

Романцова Л.Д.,

учитель русского языка

МБОУ СОШ с.Новоникольска

Твердохлебова Н.А.

учитель истории

МБОУ СОШ с.Новоникольска.





















2014г.

Оглавление.


Введение.

Основная часть.

1. Общешкольный учебно-тематический план православных праздников.

2. Примерные варианты планов для проведения православных праздников.

3. Выводы о результативности проведенной работы

Заключение.

Библиографический список.

Приложение.











Введение.


Система воспитания подрастающего поколения находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития наша школа планирует внедрение разработки новой программы. Программа «Круг светлых дней» является составным элементом программы духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков. Школа - это единый организм: школа-ребенок-семья и организация внеурочной деятельности школьников, в том числе досуговой, в нашей школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности. Организована эта работа по таким видам деятельности как познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Сегодня одной из главных задач национального образования является приобщение подрастающего поколения к ценностям отечественной культуры и через осмысление духовных традиций возрождение наследия великой страны. В условиях современного информационного пространства программа направлена на актуализацию школьных знаний, активное усвоение и наполнение конкретным содержанием понятий «Родина», «Отечество». Чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество и окружающий нас мир.

Предлагаемая программа духовно-нравственного воспитания детей и подростков необходима для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века идеалов веры, свободы, семьи, родины. Воспитательная система школы помогает формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие.

Цель программы: через знакомство с календарными праздниками православной и светской традиций воспитание уважительного отношения к культурному наследию России, развитие в учениках способности понимать праздничные формы, посредством которых родная культура выражает свои главные смыслы и воспитывает потребность в их освоении.

Основные задачи программы:

  • Знакомство с праздниками православного календаря, изучение их происхождения, духовного смысла и обычаев празднования;

  • Воспитание посредством православных праздников уважения к Отечественной истории, фольклору, семейным традициям;

  • Получение опыта подготовки и участия в празднике православного календаря;

  • Знакомство с правилами поведения в храме, монастыре, на улице во время проведения праздников.

Организация работы по данной программе.

Очень важно осуществлять приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и православной религии как неотъемлемой части национальной культуры. Наша школа является базовой площадкой ПКиРО по изучению основ православной культуры и работает над программой духовно-нравственного воспитания учащихся. Так как ОПК изучается только один год в четвертом классе, мы попытались продолжить духовно-нравственное воспитание учащихся через внеклассную деятельность и разработали на основе программы «Круг светлых дней» цикл внеклассных занятий по теме: «Православные праздники» для 5-х и 10 -х классов.

Лучшие формы работы - беседы - диалоги, экскурсии, виртуальные путешествия, творческие задания, игровые занятия, встречи с родителями. Организация совместных праздников с использованием элементов народной традиции.

Основными методами обучения являются наглядность, представленная многообразием средств, интерактивные методы, широкое использование ИКТ. Мы выбрали метод проектов. Это работа учащихся в сотрудничестве, где основной акцент делается на самостоятельность и самодеятельность детей. Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы, согласует его с учениками. Учащиеся 10 класса разбиваются на микрогруппы и выбирают предложенные праздники, формулируют гипотезу (А интересно ли сегодня детям знать о православных праздниках?), работают над этой проблемой: готовят сообщения, презентации, творческие задания, вопросы для анкетирования. Результатом проекта является проведение внеклассного мероприятия для учеников 5-х классов.

Общешкольный учебно-тематический план православных праздников


Православных праздников много и все охватить довольно сложно. Мы выбрали основные и особо почитаемые на Руси, с учетом дат и применительно к учебному году.

Дата

Название православного праздника

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Праздник святых благоверных князя Петра и княгини Февронии

Муромских Чудотворцев.

Покров Пресвятой Богородицы.

1ч.

1 ч.

Ноябрь

Декабрь

Икона Казанской Божией Матери.

Праздник Святителя Николая Чудотворца

1 ч.

1 ч.

Январь

Февраль -

Март

.Светлый лик Рождества. Крещение

Прощеное воскресенье. Масленица. Великий пост.

.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Апрель

Май

Со Светлым Воскресением Христовым! Пасхальная радость.

Праздник славянской письменности. Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители Словенские.

1 ч.

Примерные варианты планов для проведения православных праздников.

Блок предполагает знакомство школьников с православными праздниками, раскрывает смысл православной веры, православного мировоззрения. Он направлен на возрождение традиций празднования таких православных праздников как Рождество, Пасха, Троица, Покров Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери.

Праздник святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские Чудотворцы- покровители семьи. Житие Святых Чудеса и помощь людям. Понятие « православная семья». Песни и стихи о семье.

Покров Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы - один из великих праздников, отмечаемый преимущественно в русском православии. История установления праздника на Руси. Покров - начало зимы. Русские поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Народные приметы: снег на Покров - предвестник снежной и холодной зимы. Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы в г.Уссурийске.

Икона Казанской Божией Матери.

Связь православного праздника с Днем народного единства. История чудесного обретения иконы. Помощь Казанской Богородицы в борьбе с врагами Руси в 1612г и во время блокады Ленинграда.

Праздник Святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай Чудотворец особо почитаемый на Руси. Житие Святого. Рассказ о празднике и о том, как его проводят на Руси. Чудеса творимые, святым. Посещение храма Святителя Николая Чудотворца в г.Уссурийске.

Светлый лик Рождества. Крещение.

Этот праздник посвящен Рождеству Господа Иисуса Христа. Учащиеся знакомятся с Евангельскими рассказами, с целью формирования представления о Рождестве Христовом как празднике всех христиан.

Чтение рождественских рассказов и их обсуждение с детьми. Автор книги О. Першина «Рождественское чудо». История возникновения Рождества. Народные обычаи празднования Рождества и Крещения. Обычаи празднования Рождества в семье, суеверия и народные обычаи, подготовка открыток, подарков. Рассказ о том, что такое святая вода и как с ней обращаться. ( чудо и наука).

Прощеное воскресенье. Масленица. Великий пост.

Прощеное воскресенье - прекрасная православная традиция. Притча о Блудном сыне и ее смысл. Великий пост и его значение в жизни православных людей. Широкая Масленица. Народные игры и обычаи на масленицу.

Со Светлым Воскресением Христовым! Пасхальная радость.

Смысл праздника - воскресение Христа и спасение человека. Православные народные обычаи подготовки и празднования Пасхи. Благодатный огонь Иерусалима. Колокольный звон (благовест) во время праздника. Пасхальный стол. Крашеные яйца, их символическое значение. Пасхальные игры и забавы.

Праздник славянской письменности. Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители Словенские.

Святые Кирилле и Мефодие- создатели славянской азбуки. Кириллица и её роль в культурном развитии страны. Житие святых. Особенности празднования на Руси.

Выводы о результативности проведенной работы.

Ожидаемый результат от внедрения программы «Круг светлых дней»:

-интерес детей к познанию исторических событий и культурных традиций посредством православных праздников;

-умение ориентироваться в календарных обычаях отечественной традиции;

-умение вести себя воспитанно на занятиях по христианской культуре (в музее, храме, группах, обществе, с близкими и незнакомыми людьми).

-формирование собственных ценностей с учетом отечественной духовной традиции.

Результаты анкетирования учащихся 10-х классов.

Количество участников проекта

17 чел.

Степень интереса и увлеченности учащихся в процессе работы над проектом

Мне было очень интересно, я многое узнал, улучшились отношения с одноклассниками в процессе работы

Проектная деятельность не показалась мне увлекательной и большого интереса не вызвала.

17 чел - 100 %

0 чел

Результаты анкетирования учащихся 5-х классов.

Количество участников проекта

51 чел

Степень восприятия информации с точки зрения значимости

Мне было очень интересно, я многое узнал, информация нужная.

информация ненужная.и большого интереса не вызвала.

49 чел - 96 %

2 чел - 4 %

Заключение.

Новизна программы заключается в том, что она выстраивается по принципу восстановления многочисленных связей русской традиционной культуры и отечественной духовной традиции По нашему мнению, сегодня нет другого выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. Определить цели, задачи, методы работы с подрастающим поколением в современной школе очень сложно. Вполне логичным и объяснимым стало использование нами метода проектов, результатом которого стало проведение внеклассных мероприятий учениками 10-го класса в 5-х классах.

Программа «Круг светлых дней» может быть использована для тематических факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях, классных часах, в иных формах внеурочной деятельности учащихся, поскольку данная проблематика несёт в себе глубокий воспитательный потенциал, предполагает знакомство с национально - религиозным наследием русской культуры, способствует пробуждению национального самосознания личности школьника, воспитывает патриотизм. Может органично вписаться в базовые программы по истории, обществознанию, литературе, мировой художественной культуре, краеведению.

Без обращения к духовным традиционным основам жизни, благодаря которым мы когда - то стали великой державой, невозможно дальнейшее развитие страны.



Библиографический список.

1. Захарченко М.В. Круг светлых дней. - М., 1992.

2. Коняев Н.М. Русский хронограф. - СПб, 2000.

3. Священник Алексий Мороз, педагог В.С. Безрукова. Образ русской

школы. - СПб.: Сатис, 2002.- 160 с.

4. Громыко М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа.- М.:

Паломникъ, 2000. - 541 с.

5. «Дом Божий»: Учебный фильм о православном храме, праздничных

службах, о правилах поведения в храме / Л.А. Голубкова.- СПб.:

АППО, 2005.

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.- Народное образование. М.,2000,№9, с.177-180.

7. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности. Народное образование. М.,2000,№7, с.151-157.

8. Интернет-ресурсы:www/http: upm.orthodoxy.ru - сайт «Духовное просвещение» СПб.: АППО.

9. festival.1september.ru


7

© 2010-2022