Развитие проектного мышления: условия и средства

Тема: «Развитие проектного мышления: условия и средства» План   1. Понятие о проектном мышлении 2. Задачи формирования проектного мышления 3.Этапность формирования проектного мышления учащихся  в ходе работы над проектом 4. Вопросы для учащихся, направляющие проект 5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся   Вопросы для самоконтроля Литература   Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи его формирования у учащихся, рассматрив...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие проектного мышления: условия и средства»

План

1. Понятие о проектном мышлении

2. Задачи формирования проектного мышления

3. Этапность формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом

4. Вопросы для учащихся, направляющие проект

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

Вопросы для самоконтроля

Литература

Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи его формирования у учащихся, рассматриваются вопросы для учащихся, направляющие проект, предлагается программа курса, направленного на формирование проектного мышления учащихся. Материал лекции можно использовать для обучения членов Вашего педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.

1. Понятие о проектном мышлении

Проектное мышление - взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление - эффективнее, чем мышление шаблонное.

Основные черты проектного мышления:

  • Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.

  • Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.

  • Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.


  1. Задачи формирования проектного мышления


  • развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

  • формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

  • формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;

  • овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

  • воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

3. Этапность формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом

Первоначально учитель определяет цель и задачи учебного проектирования. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных способностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений.

С учетом выбранной цели, программы, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями других предметов) и разрабатывается план педагогического проекта.

В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты названия проекта школьников, сформулировать для них потребность (проблему) и краткую формулировку задачи, определить условия запуска проекта и ожидаемые результаты проектной деятельности учащихся.

Затем необходимо уточнить вид проекта, выполняемого школьниками. Если проект, включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным. Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся и должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты (этапы). При планировании проектов на учебный год для каждого из них необходимо определить акцент, или "фокус" на отдельные компоненты (этапы проектирования) с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования.

В проекте на основе проведенных исследований, дискуссий, игр и обзора литературы учащимися изучаются основы формальной логики, формируются такие понятия, как ощущение, восприятие, представление, объект. Учащиеся знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. В процессе игр и упражнений учащиеся рассматривают содержание и объём понятия, отношения между понятиями, учатся классифицировать. Учащиеся знакомятся с видами суждений, учатся формировать умозаключения. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что умение мыслить - уникальная способность, присущая человеку.

  1. Вопросы для учащихся, направляющие проект

Вопросы, направляющие проект делятся на основополагающие, проблемные и учебные. Ниже приведем примеры вопросов разного типа.

Основополагающий вопрос:

  • Как мы мыслим?

Проблемные вопросы:

  • Зачем нужно думать?

  • Мыслят ли предметы, растения, животные, грудные дети?

  • Что значит «мыслить»?

  • Что значит «правильно мыслить»?

  • Можно ли мыслить «неправильно»?

  • Как отличить один предмет от другого?

  • Есть ли правила, как думать?

  • Можно ли их изучить?

  • Какое значение имеет способность мыслить для человека?

  • Как мы создаём представление об окружающем мире?

  • В чём может помочь знание правил мышления?

Учебные вопросы:

  • Когда люди впервые задумались о правилах мышления?

  • Какая наука изучает правила мышления?

  • Кто является её основоположником?

  • Что такое "реальная действительность"?

  • Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

  • Из чего складывается восприятие?

  • Из чего состоят мысли?

  • Что такое «объект», «класс объектов»?

  • Что такое «понятие»?

  • Чем отличается реально существующий объект от понятия?

  • С помощью чего можно описать любой предмет?

  • Как отличить один предмет от другого?

  • Как найти сходство и различие между предметами?

  • Есть ли предметы, которые невозможно сравнить?

  • С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

  • Для чего нужна классификация?

  • Что такое суждение?

  • Какие бывают суждения?

  • Как правильно рассуждать?

  • Что такое умозаключение?

  • Как строятся умозаключения?

  • Как делать правильные выводы?

  • Как знание правил мышления может помочь в решении задач?

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения - важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае - учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме мы назвали проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление. Развитие проектного мышления мы рассматриваем как важную образовательную задачу школы, над решением которой должны работать различные школьные специалисты, используя для этого специфические ситуации своего профессионального общения со школьниками (урок, время самоподготовки, проектную работу, факультативные часы и т.д.). Кроме того, с нашей точки зрения, необходимы и специальные краткосрочные программы, непосредственно направленные на развитие навыков проектного подхода к проблемам.

Почему именно младшие подростки? С нашей точки зрения, дети этого возраста уже способны осуществлять учебную деятельность такой направленности. Тем более что в рамках нашей школы мы специально формируем готовность детей к проектному подходу к проблемам. На эту задачу работают проектные и исследовательские технологии, применяемые на уроках учителями начальной школы и учебная программа по психологии «Профессия - школьник». Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 10-12 лет, увлекает их, а следовательно, способствует общему психологическому развитию. Наконец, - и это немаловажно - навыки проектного мышления чрезвычайно востребованы в средней школе, и целесообразно готовить детей к такой деятельности уже в самом начале обучения в среднем звене.

Целью данного курса является развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решение следующих задач:

  1. Формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности.

  2. Формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению.

  3. Развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе.

  4. Формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения с другими людьми.

  5. Развитие ряда социально-психологических качеств личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры и др.

Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях и в парах, и в мини-группах, и в составе всей учебной группы (оптимальное количество участников - 15-20 человек). Однако авторами предпочтение отдается работе в мини-группах по 3-5 человек (в зависимости от упражнения).

Продолжительность занятий: курс включает цикл из 17 учебных часов: 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры - во второй половине дня.

Необходимое оборудование и условия проведения: рабочие тетради школьника, цветные карандаши по числу участников для каждого занятия, музыкальное сопровождение, листы бумаги, картинки для раскрашивания по одной на 4 участников, тематические карточки, мозаика - пазлы, описанные в приложении к курсу и другие материалы, подобранные по теме каждого занятия.

Примечания: курс сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. В течение всех уроков дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения. Кроме того, каждый урок включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В конце каждого урока дети обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни.

Структура учебного курса. Курс состоит из трех частей.

Первая часть - вводная - направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.

Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций (их три), формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.

Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.

Курс включает цикл из 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры - во второй половине дня.

Вопросы для самоконтроля


  1. Раскройте понятие проектного мышления.

  2. В чем отличие проектного мышления от шаблонного?

  3. Какими типичными чертами характеризуется проектное мышление?

  4. Можете ли вы на сегодняшний день назвать свое педагогическое мышление проектным?

  5. Раскройте задачи, направленные на формирование проектного мышления.

  6. Какие из задач удается достигать в процессе работы над проектами с учащимися?

  7. Какие операции мышления формируются на каждом конкретном этапе работы над проектом?

  8. Какова роль каждого вида вопросов, направляющих проект?

  9. Используете ли Вы прием направляющих вопросов в своей педагогической деятельности? Если да, то преимущественно какие вопросы Вы используете?

  10. Ставите ли Вы себе цель формирования у учащихся проектного мышления и если да, то каким образом Вы это осуществляете на практике?


Литература

1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2009.

2. Бурков, В.Я. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. -М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2007.

  1. Воропаев, В.Я. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. - М: Алане, 2005.

  2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование разви­тия образования / Ю.В. Громыко. - М.: МАРО, 2006.

  3. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологиче­ских исследований / В.Г. Гречихин. - М.: Изд-во МГУ,
    2008.

  4. Джонс, Дж. К Методы проектирования / Дж. К. Джонс. -
    М.: Мир, 2006.

  5. Зягвязинскип, В. И. Как учителю подготовить и провести экс­перимент: методическое пособие / В.И. Зягвязинский, М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

  1. Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 2000.

  1. Котов, Л.Ю. Возможности технологии проектного обуче­ния в развитии творческого потенциала учащихся / Л.Ю. Ко­тов // Повышение квалификации и переподготовка работников об­разования: теория и практика: Сборник статей по материалам научно- практических конференций сотрудников ВГИПК РО, 2001-2002 гг. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007.

  2. Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как прин­цип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крыло­ва // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 113-121.

  1. Новикова, С.М. Методика составления социологической анке­ты / С. Новикова. - М.: МПА, 2005.

  2. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образова­тельных системах / Т. Г. Новикова. - М.: ACADEMIA, 2007.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования / под ред. Е.С. Полат, - М, 2008.

  4. Панов, А.И. Проектная и экспертная работа в образовании / А.И. Панов. - Томск, 2008.

  5. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образо­вании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова; под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2008.

  6. Пахомов, В.П. Методика социально-образовательного про­екта «Гражданин» / В.П. Пахомов. - Самара: Изд-во
    «НТЦ», 2005.

  7. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат // Наука и школа. - 2007. - № 4. - С. 25-30.

  8. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат. - М.: Просвещение,
    2000.

  9. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 2,3.

  10. Попова, Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроке истории: методическое пособие для учителя / Л.В. По­пова. - М.: АРКТИ, 2007.

  11. Прутченков, А.С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов / А.С. Прутченков. - М.: Просвещение, 2001.

  12. Родионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектиро­вание / В. Е. Родионов. - СПб.: Питер-Пресс, 2006.

  1. Шапиро В. Д. и др. Управление проектами / В.Д. Ша­пиро. - СПб.: «Два ТРИ», 2005.

  2. Ядов, В. А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. - М.: Наука, 2002.


© 2010-2022