• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Коррекция синдрома эмоционального выгорания танцевальной терапией

Доклад на тему Коррекция синдрома эмоционального выгорания танцевальной терапией

Что такое эмоциональное выгорание? Как помочь себе и другим? Танцуйте, и все в вашей жизни наладится! Вы станете не только спокойным, но и уверенным в себе, свободным от надоевших комплексов, коммуникабельным и интересным человеком. Танцы помогают совершенствовать не только тело, но и внутреннее состояние.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №2 им. И.П.Гринева

г. Курск










ДОКЛАД




«Коррекция синдрома эмоционального выгорания танцевальной терапией »






Выполнила: преподаватель

Чаева И.С.











2014






Введение

Состояние, когда нет ни сил, ни чувств, ни радости в жизни, - это бич нашего времени. К счастью, с этим можно бороться.

Сайт Тезис.Гуманитарные дискуссии опубликовал лекцию известного австрийского психотерапевта Альфрида Лэнгле о том, что это за симптом, кто виноват и как с этим жить. С разрешения источника AdMe.ru предлагает ее вам, нашим читателям.

Эмоциональное выгорание (burn-out) - это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха - время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. Это время, когда мы эксплуатируем сами и позволяем себя эксплуатировать.

Легкое выгорание


Я думаю, что каждый человек когда-либо ощущал симптомы выгорания. Мы обнаруживаем у себя признаки истощения, если пережили большое напряжение, осуществили что-то масштабное. Например, если мы готовились к экзаменам, работали над каким-то проектом, писали диссертацию или воспитывали двух маленьких детей. Бывает, что на работе потребовалось большое напряжение сил, были какие-то кризисные ситуации или, например, во время эпидемии гриппа врачам приходилось очень много работать.

И тогда возникают такие симптомы, как раздражительность, отсутствие желаний, расстройство сна (когда человек не может заснуть, либо, наоборот, спит очень продолжительное время), снижение мотивации, человек чувствует себя преимущественно некомфортно, могут проявляться депрессивные симптомы. Это несложный вариант выгорания - выгорание на уровне реакции, физиологическая и психологическая реакция на чрезмерное напряжение. Когда ситуация завершается, симптомы исчезают сами по себе. В этом случае могут помочь свободные выходные дни, время для себя, сон, отпуск, занятия спортом. Если мы не восполняем энергию посредством отдыха, организм переходит в режим экономии сил.

В действительности и тело, и психика так устроены, чтобы большое напряжение было возможным, - ведь людям иногда приходится много работать, достигать каких-то больших целей. Например, чтобы вызволить свою семью из какой-то беды. Проблема заключается в другом: если вызов не заканчивается, то есть, если люди по-настоящему не могут отдохнуть, постоянно находятся в состоянии напряжения, если они постоянно чувствуют, что к ним предъявляются какие-то требования, они всегда озабочены чем-то, испытывают страх, постоянно бдительны в отношении чего-то, чего-то ожидают, это приводит к перенапряжению нервной системы, у человека напрягаются мышцы, возникают боли. Некоторые люди во сне начинают скрежетать зубами - это может быть одним из симптомов перенапряжения.

Хроническое выгорание


Если напряжение становится хроническим, то выгорание выходит на уровень расстройства.

В 1974 году психиатр из Нью-Йорка Фройденбергер впервые опубликовал статью о волонтерах, которые работали в социальной сфере от имени местной церкви. В этой статье он описывал их ситуацию. У этих людей были симптомы, похожие на депрессию. В их анамнезе он обнаруживал всегда одно и то же: сначала эти люди были в абсолютном восторге от своей деятельности. Потом этот восторг постепенно начинал уменьшаться. И, в конечном счете, они выгорели до состояния «горсточки пепла». У всех них была обнаружена сходная симптоматика: эмоциональное истощение, постоянная усталость. При одной только мысли, что завтра нужно идти на работу, у них возникало чувство усталости. У них были различные телесные жалобы, они часто болели. Это была одна из групп симптомов.

Что касается их чувств, то они больше не имели силы. Произошло то, что он назвал дегуманизацией. Изменилось их отношение к людям, которым они помогали: сначала это было любящее, внимательное отношение, затем оно превратилось в циничное, отвергающее, негативное. Также ухудшились отношения с коллегами, возникало чувство вины, желание уйти от всего этого. Они работали меньше и делали все по шаблону, как роботы. То есть эти люди уже не были способны, как прежде, вступать в отношения и не стремились к этому.

Это поведение имеет определенную логику. Если у меня в чувствах больше нет силы, тогда у меня нет сил, чтобы любить, чтобы слушать, и другие люди становятся для меня нагрузкой. Такое чувство, что я больше не могу им соответствовать, их требования для меня чрезмерны. Тогда начинают действовать автоматические защитные реакции. С точки зрения психики это очень разумно.

В качестве третьей группы симптомов автор статьи обнаружил снижение производительности. Люди были недовольны своей работой и своими достижениями. Они переживали себя как бессильных, не чувствовали, что достигают каких-то успехов. Всего для них было слишком много. И они чувствовали, что не получают того признания, которого они заслуживают.

Проведя это исследование, Фройденбергер обнаружил, что симптомы выгорания не коррелируют с количеством рабочих часов. Да, чем больше кто-то работает, тем больше страдает от этого его эмоциональная сила. Эмоциональное истощение растет пропорционально числу рабочих часов, но две другие группы симптомов - производительность и дегуманизация, обесчеловечивание отношений - почти не затрагиваются. Человек продолжает быть производительным какое-то время. Это указывает на то, что выгорание имеет свою собственную динамику. Это больше, чем просто истощение.

Стадии выгорания

Фройденбергер создал шкалу, состоящую из 12 ступеней выгорания. Первая ступень еще выглядит очень безобидно:

1. Сначала у пациентов с выгоранием присутствует навязчивое желание утвердить себя («я могу что-то сделать»), может быть, даже в соперничестве с другими.

2. Потом начинается небрежное отношение к собственным потребностям. Человек больше не уделяет себе свободного времени, меньше занимается спортом, у него остается меньше времени для людей, для себя самого, он меньше разговаривает с кем-то.

3. На следующей ступени у человека нет времени для урегулирования конфликтов - и поэтому он их вытесняет, а позднее даже перестает их воспринимать. Он не видит, что на работе, дома, с друзьями имеются какие-то проблемы. Он отступает. Мы видим что-то похожее на цветок, который все больше увядает.

4. В дальнейшем утрачиваются чувства в отношении себя. Люди больше уже не чувствуют себя. Они всего лишь машины, станки и уже не могут остановиться.

5. Через некоторое время они ощущают внутреннюю пустоту и, если это продолжается, то чаще становятся депрессивными.

На последней, двенадцатой стадии человек полностью сломлен. Он заболевает - телесно и психически, переживает отчаяние, часто присутствуют суицидальные мысли.

Самое известное описание синдрома дала психолог Маслач (англ. Maslach):

Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий.

На сегодняшний день различают три дополняющих друг друга подхода к созданию объяснительных моделей возникновения эмоционального выгорания:

1. индивидуально-психологический: в нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится встречаться ежедневно.

2. социально-психологический: в нем причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми.

3. организационно-психологический: причина эмоционального выгорания связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника.

От энтузиазма к отвращению


Чтобы более простыми словами обозначить то, как проявляет себя эмоциональное выгорание, можно прибегнуть к описанию немецкого психолога Матиаса Буриша. Он описал четыре этапа.

1. Первый этап выглядит совершенно безобидно: это действительно еще не совсем выгорание. Это та стадия, когда нужно быть внимательным. Именно тогда человеком движет идеализм, какие-то идеи, некая восторженность. Но требования, которые он постоянно предъявляет по отношению к себе, чрезмерны. Он слишком много требует от себя в течение недель и месяцев.

2. Второй этап - это истощение: физическое, эмоциональное, телесная слабость.

3. На третьей стадии обычно начинают действовать первые защитные реакции. Что делает человек, если требования постоянно чрезмерны? Он уходит из отношений, происходит дегуманизация. Это реакция противодействия в качестве защиты, для того чтобы истощение не становилось сильнее. Интуитивно человек чувствует, что ему нужен покой, и в меньшей степени поддерживает социальные отношения. Те отношения, которые должны проживаться, потому что без них нельзя обойтись, отягощаются отвержением, отталкиванием.

То есть, в принципе, это правильная реакция. Но только та область, где эта реакция начинает действовать, не является подходящей для этого. Скорее, человеку нужно быть спокойнее относительно тех требований, которые ему предъявляются. Но именно это ему не удается - уйти от запросов и претензий.

4.Четвертый этап - это усиление того, что происходит на третьем этапе, терминальная стадия выгорания. Буриш называет это «синдром отвращения». Это понятие, которое означает, что человек больше в себе не несет никакой радости. В отношении всего возникает отвращение.

Для определения эмоционального выгорания существует множество методик. Например:

- Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений".

- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

Профилактика выгорания


Как можно работать с синдромом выгорания и как можно его предотвратить? Многое решается само по себе, если человек понимает, с чем связан синдром выгорания. Если понимать это про себя или про своих друзей, то можно начать решать эту задачу, поговорить с собой или друзьями об этом. Должен ли я продолжать жить таким образом?

Терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения синдрома эмоционального выгорания.

Именно такое расслабляющее, успокаивающее, восстанавливающее действие оказывают танец и музыка, как сопровождение движения человека. Музыка выступает как средство отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Ритмические движения организма тесно связаны с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Танец и музыка неразрывно связаны в создании лечебно-охранительного режима. Танец тренирует не только мышечную, но и сердечнососудистую и нервную системы. Это воздействие танца, движений под музыку на организм и эмоциональное состояние человека и легло в основу танцетерапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания "Я". Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.

Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения, такие как фольклорные танцы или упражнения, усиливают ощущение общности, сплоченности у участников группы. Ритмичное действие также помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.

Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца.

Основоположник телесной психотерапии, известный психоаналитик Вильгельм Райх доказал, что мышечный "панцирь" является результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. А впоследствии накапливаются в теле на протяжении всей жизни как защитная реакция на эмоциональные переживания. Это создает различные напряжения - зажимы и блоки, что является первопричиной всех заболеваний души и тела. Райх добивался восстановления естественного дыхания и спонтанных движений тела пациента. По его мнению, это активизировало движение энергии, провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональных всплесков. Благодаря этому мышечное напряжение полностью растворялось.

Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

Танцевальная терапия применима, как для тех, кто имеет танцевальное образование, так и для тех, кто на танцполе двигается очень неуклюже. В танцевальной терапии акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Главными элементами танцевально-двигательной терапии являются: 1) личность; 2) терапевтический процесс; 3) движение как форма невербальной коммуникации. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной танцевальной терапии происходит перенос акцента с использования танца как средства психофизической регуляции на использование его как средства установления, поддержания и коррекции личностных и межличностных отношений. Эта перестановка акцентов привела к расширению круга целей в танце. Среди них представляют интерес те, которые касаются системы отношений личности:

1. Самовыражение и самоактуализация личности.

2. Стимуляция творческого потенциала личности.

3. Становление более индивидуализированного самовосприятия и самоотношения.

4. Катарсическое высвобождение подавляемых чувств и отношений.

5. Принятие тела и создание более положительного его образа.

6. Коррекция системы отношений личности.

7. Коррекция отношений в группе.

Отличие между различными направлениями танцевальной терапии лишь в расстановке акцентов на тех или иных целях и в использовании преимущественно того или иного методического приёма. Так как танцевальная терапия возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, не сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Объединяющим фактором является общее для всех танцевальных терапевтов понимание танца, названное в литературе «basic dance» (основным танцем): «Танец - это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет прождён творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни».

Танцевальная терапия является одной из перспективных форм невербальной психотерапии, которая тренирует моторные и эмоциональные компоненты поведения, задействуя в процессе сессии также и когнитивные функции. В танцевальной терапии велика роль личностного подхода, так как главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне личности самого больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром.

Теоретической основой танцевальной терапии, являются: аналитическая психология К.-Г. Юнга - «active imagination» - использование танца, как выражение бессознательного в активном воображении.

Большое значение для танцевальной терапии имела также индивидуальная психология А. Адлера, на языке которой формулируются цели танцевальной терапии, «основанные на развитии счастливого Я, человека креативного, ответственного и сильного». Существенное значение в теоретическом развитии основ танцевальной терапии имела холистическая телесноориентированная психология и психотерапия В.Райха и А.Лоуэна.

Необходимо отметить, что танцевальная терапия строится на основе интегративного подхода в современной психотерапии, включающего в себя практическую, коммуникативную и сценическую составляющие.

По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт - театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца "пяти ритмов". Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим - именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:

Зона номер 1 - голова и шея;

Зона номер 2 - плечи;

Зона номер 3 - локтевые суставы;

Зона номер 4 - кисти рук;

Зона номер 5 - таз и позвоночник;

Зона номер 6 - колени;

Зона номер 7 - ступни.

Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему - если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.


Методы телесно-ориентированной терапии

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия - практика воздействия на душу через тело. Пионером телесно-ориентированной терапии выступил Вильгельм Райх.

Большинство групп практикуют физический контакт. Все системы стремятся научить человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они направлены на устранение ненужных напряжений и сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Наиболее важно - отучиться от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости. Кое-кто утверждает, что таким образом именно это и удается.

Тело - это дом души, и важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные затруднения не исчезают бесследно - они остаются в теле в виде мышечных зажимов, и когда зажимов становится слишком много, радость жизни сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

На что это похоже? На мягкую гимнастику, где люди учатся слушать свое тело. Тем, кому они телесно-ориентированные тренинги действительно нужны, они вначале непонятны: зачем? Когда же в результате этих тренингов ваше тело начнет петь и радоваться жизни, настраивать ваши душевные состояния на легкость и гармонию, вопрос "зачем?" исчезнет. Тренинг станет вам, возможно, и не нужным, но вас будет к этим занятиям тянуть так же, как хочеться встретиться с хорошими друзьями или вкусному столу.

Биоэнергетика Александра Лоуэна

Биоэнергетика Лоуэна представляет собой модификацию райхианской терапии. Понятие «энергия» имеет для телесно-ориентированной терапии особое значение. Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха, изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. Она включает райхианскую технику дыхания, многие из традиционных приемов эмоционального раскрепощения. Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела. В конце концов оно усиливается настолько, что человек вынужден расслабить мышцы, «распустить мышечный панцирь».

Участники групп телесно-ориентированной терапии обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. В некоторых группах поощряется и полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Таким образом, на протяжении всех занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения.

Терапия Моше Фельденкрайса

Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:

а) биологической конституцией,

б) воспитанием в специфической социальной среде,

в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.

Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание - это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) ичувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это - эквивалент эмоционального расстройства.

Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.

Метод Ф. Матиаса Александера

Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения.

Австрийский актер Фредерик Матиас Александер после ряда лет профессиональной деятельности потерял голос, что явилось для него подлинной жизненной трагедией. Девять лет он посвятил тщательному самонаблюдению перед трехстворчатым зеркалом. Наблюдая за своими речевыми действиями, Александер обратил внимание на привычку запрокидывать голову назад, всасывая воздух и фактически сжимая голосовые связки, и попытался избавиться от неправильных движений и заменить их более подходящими. В результате он создал метод обучения интегрированным движениям, основанный на уравновешивании головы и позвоночника; начал обучать других своему методу и благодаря своей настойчивости смог вернуться на сцену.

Метод Александера направлен на использование привычных телесных поз и их совершенствование. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника, имеется в виду естественное вытягивание вверх. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Как правило, терапия начинается с легкого надавливания на голову, при этом мышцы задней части шеи удлиняются. Пациент делает головой легкое движение вверх, голова как бы приподнимается, и таким образом создаются новые соотношения между весом головы и тонусом мышц". Далее продолжаются легкие манипуляции в движении, в положении сидя, при вставании. В результате возникает сенсорное переживание «кинестетической легкости», при котором человек внезапно чувствует себя невесомым и расслабленным. Кроме упражнений подобного типа, метод Александера включает также коррекцию психологических установок и устранение нежелательных физических привычек. Этот метод особенно популярен среди артистов, танцоров и т. п. Он также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

Терапия Иды Рольф (рольфинг)

Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту.

Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 г. и двенадцать лет проработала ассистентом в биохимической лаборатории Рокфеллеровского института. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности.

Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. В то же время многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психотерапии, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические блоки, способствуя продвижению в других областях.

Я хочу предложить один из комплексов танцевальной терапии, взятый из книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"

Практические упражнения для групп танцевальной терапии


Отображение

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым.

Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

Животные

Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Следование за ведущим

Цель: Это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Поделите большую группу на более маленькие - по четыре-пять человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим.

В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями тела. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Свободный танец

Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Это упражнение лучше проводить под музыкальный аккомпанемент.

Подготовка: Никого нельзя принуждать к участию.

Процедура: Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть "хорошим" танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.

Литература:
- Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. / Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - Спб. : Речь, 2011. - 288 с.,ил., С. 267.
- Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская СВ. Методы групповой психотерапии психически больных / Методические рекомендации. - Л.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1982. - 36 с.
- Краузе К.А. Техники адаптивной физической культуры в структуре танцевально-терапевтической сессии // Материалы I Российской научно-практической конференции с международным участием 20-21 сентября 2012 г., Санкт-Петербург.- СПб.: 2012, с. 36-37.
- Виттхен Г.У.Энциклопедия психического здоровья / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушановского. - М.: Алетейа, 2006. - 552с.

- azps.ru/ptherapy/rudestam_practice_tanec.html






© 2010-2022