Тренинг Роль отца в воспитании ребенка

Заседание «Гостиной для родителей» Тема: «Роль отца в воспитании ребенка»                                                                                        Автор: Чупрова Надежда Витальевна             Цель: выявить отношение родителей к заявленной теме: актуальность, осознание наличия проблемы.   Задачи:   - знакомство участников тренинговой группы;   - расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;   - анализ значимост...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Заседание «Гостиной для родителей»

Тема: «Роль отца в воспитании ребенка»

Автор: Чупрова Надежда Витальевна

Цель: выявить отношение родителей к заявленной теме: актуальность, осознание наличия проблемы.

Задачи:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;

- анализ значимости и обсуждение выявленных проблем отцовства в воспитании ребёнка.

Входная рефлексия:

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 1. Приветствие: «Ладошки»

Процедура проведения: Все родители делятся на две команды - мам и пап. Каждый родитель получает двухцветные «ладошки» из картона.

Ведущий: «В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек. Красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией, синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки.

Теперь давайте проголосуем с помощью ладошек: красный - да, синий - нет».

Упражнение № 2. Разминка: «Общение детей и родителей в лицах»

Процедура проведения: Психолог: «Отвечая на вопрос, обсудив ответ в группе, нарисуйте на пиктограмму, которая подходит для вашего ответа, и приклейте на общий лист».

Варианты пиктограмм:

С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение:

Каких пиктограмм больше?

Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?

Есть ли разница в ответе на второй и третий вопрос?

Упражнение № 3. «Поговорим об отцах»

Процедура проведения:

Ведущий: «Мы поговорим сегодня об отцах, о тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ. Аплодисменты всем отцам пришедшим сегодня на занятие, героям сегодняшнего дня!».

Отрывок из статьи Ричи Уоррен «Одинокий мужчина»:

«Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании - от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы, в самом деле, думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим, не только мамы. Каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать все для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто-то имеет право мешать им, заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства тоже заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит».

Ведущий: «Отцовское влияние - это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.

В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием «Отцы - тоже родители». Самим названием автор несмело, намеками, сообщил, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном процессе. Прошло 50 лет, а проблема осталась. Когда говорят о влиянии семьи на ребенка, то обычно имеют в виду влияние матери. В школе, на родительские собрания приходят в основном женщины - матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям - такова укоренившаяся практика.

Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет два типа любви: отцовский и материнский.

Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть. По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведет к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более «безотцовским». Сетование феминисток на инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда. Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако отец, слишком занятый зарабатыванием денег, вообще забывает о существовании семьи и детей. Это, конечно, крайности, но к этим крайностям тяготеет поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль».

Упражнение № 4. «10 правил плохих отцов»

Процедура проведения: Психолог: «А сейчас я хочу попросить вас составить правила «плохих пап» сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать».

Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж.

Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? Чтобы никогда не следовать им».

Можно перед занятием попросить составить детей советы папам, а потом, в группах, проанализировать их.

Советы детей папам

  • Получай больше денег.

  • Побольше давай денег.

  • Не сердись на мои письма.

  • Не будь таким строгим.

  • Работай меньше.

  • Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания.

  • Будь добрым.

Не заставляй меня выучивать уроки.

Не соглашайся работать по выходным.

Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.

Никогда не проверяй дневник.

Меньше смотри телевизор.

Будь осторожен за рулем.

Отпускай меня играть в футбол.

Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу.

Я не хочу ее ловить.

Будь чаще дома и езди реже в поездки.

Обсуждение:

- Какие эмоции вызывают у вас советы?

- Как хочется их прокомментировать?

- Что вы заметили, анализируя советы?

«Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце».

Упражнение № 5 «Анализ кинестетического рисунка семьи»

Процедура проведения: Перед занятием нужно провести эту методику с детьми:

Психолог: «Давайте посмотрим рисунки детей и ответим себе на несколько вопросов:

- Есть ли отец на рисунке?

- Чем чаще занят отец в рисунках детей?

- Каково место отца на рисунках? Размеры, прорисовка деталей?

- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? Очень часто голова отца повернута назад, то есть, показан затылок, отец нарисован за перегородкой или в отдалении, резкая штриховка - это тревожность ребенка.

- Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ним деятельностью или игрой?».

Можно представить анализ опроса детей, которым перед занятием можно задать 5 вопросов об отцах и тому, что они делают дома и как общаются с ребенком.

Упражнение № 6 «Когда отца нет»

Процедура проведения: Женской и мужской группе можно задать вопрос о том был ли у них отец и как они воспринимали его отсутствие.

Упражнение № 7 «Мозговой штурм»

Процедура проведения: Психолог: «Александр Сергеевич Грибоедов почти 200 лет назад писал:

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца.

Актуальны ли они в наши дни?».

Присутствующих родителям предлагается в течение 7 минут составить таблицу:

1- я группа - «Роль отца в воспитании сына»;

2-я группа - «Роль отца в воспитании дочери».

Таблицы обсуждаются в группах, затем результаты мозгового штурма представляются всем.

Ведущий: «Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.

Для воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам, необходима совместная деятельность с отцом. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: « Принцесса, красавица»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах, о разумных способах их разрешения».

Упражнение № 8. Завершение: «Полянка»

Процедура проведения: Родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Какие конкретные приемы вы будете использовать?



© 2010-2022