Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы

как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача  Формировать абстрактное понятийное мышление.  Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение» использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс « Ключ к успеху»

План

1 клиповое мышление

2.технология Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»


3.Проблемное обучение на уроках русской литературы

при изучении эпических произведений и лирических произведений

4.Фрагмент технологии


  1. Все чаще мы говорим о том. Что современные дети не умеют слушать, лучше усваивают материал яркий, представленный в виде презентации или фильмов. Появился термин «клиповое мышление».

Что такое клиповое мышление

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении - окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

На что влияет клиповое мышление

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.

Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века - уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили от­ветить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления - ослабление чувства сопереживания, ответственности.

Как бороться с клиповым мышлением?
как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»


2. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения - этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

3.задания экспертам

1группа. Прием сравнения.

Предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните).»

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель

Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

2 группа:

прием сопоставления репродукций.

При изучении темы: «Возникновение древнерусской литературы. А.Н. Толстой «Земля «оттич и дедич». Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») Эта работа стала бы логичным началом к разговору о каноне в древнерусской литературе.

3 группа:

Произведение

Вопрос

Высказывания

И. А. Куприн «Гранатовый браслет»,

Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг?

В. Львов - Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... "Гранатовый браслет" Куприна - это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с
умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»

Какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися?

.

  1. ключевой вопрос урока.

«Чем опасны молчалины?»

2. использование цитат.

3. использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры

4. прием «столкновения» цитат

  1. урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.

Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь, как следует из примеров, приведенных выше, я отдаю предпочтение использованию технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, возможны и другие способы использования проблемно-диалогического обучения в комплексе с другими педагогическими технологиями. Но связано это должно быть с творческим потенциалом и предпочтениями самого педагога.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке. через использование

Однако хочется остановиться на примере урока, когда рефлексивная деятельность была организована в сочетании различных приемов, в том числе, с помощью сигнальных карточек, и способствовала организации активного и внутреннего диалога обучающихся с учителем и одноклассниками. Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока - двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)» Предварительно ребята получили задание по группам: Создайте монолог своего (-их) героя (-ев), в котором раскройте его (их) позицию, причины поведения в ключевых эпизодах рассказа. В ходе работы группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает художественные детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа. Текстовые материалы должны быть оформлены в виде таблицы на слайде.

или желтый квадрат (первая группа сигнальных карточек), отвечая на вопрос:

Синий: «Да. Я мог поступить так же».

Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил».

Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос. Так организуется внутренний диалог.

Помимо учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (2 группа сигнальных карточек):

красный квадрат - «ярко, нестандартно, личностно»,

зеленый квадрат - «интересно, любопытно»,

серый квадрат - «никак, вяло, банально».

Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».

Эксперты в конце урока знакомят класс с общей оценочной таблицей (в таблицу по желанию учителя заносятся персональные результаты каждого обучающегося, отмеченные им в оценочном листе, или результаты работы группы), анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им. Например:

Никак, вяло, банально 0 баллов.

Интересно, любопытно 5 баллов.

Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль - роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002 г.

  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения - М.: Школа 2100, 2009 г.






Что такое клиповое мышление

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении - окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.


На что влияет клиповое мышление

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.

Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века - уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили от­ветить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления - ослабление чувства сопереживания, ответственности.


Как бороться с клиповым мышлением?
как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»



Как бороться с клиповым мышлением?
как считают психологи, преодолеть клиповое мышление невозможно, но возможно противостоять формированию клипового восприятия мира на той стадии, когда сознание еще не сформировалось как система. Как это делать?. Это вопрос к нам, педагогам. Наша задача Формировать абстрактное понятийное мышление. Я использую технологию Мельниковой «Проблемно-диалогическое обучение»

2. Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Технология предполагает, что ребенок под руководством учителя открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения - этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по- настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.




1группа. Прием сравнения.

Предлагается заполнить таблицу словами, обозначающими качества «хорошего» писателя и хорошего» читателя и ответить на вопросы «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них? (Подчеркните).»

Таблица:

хороший писатель

хороший читатель



прием сопоставления репродукций.

сопоставь репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») Эта работа стала бы логичным началом к разговору о каноне в древнерусской литературе.



группа:

И. А. Куприн «Гранатовый браслет»

Вопрос: Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг?

Высказывания:

В. Львов - Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... "Гранатовый браслет" Куприна - это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с
умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»


Какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися?

.

  1. ключевой вопрос урока.

«Чем опасны молчалины?»

2. использование цитат.

3. использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры

4. прием «столкновения» цитат

  1. урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными.


Проблемно-диалогическое обучение, на мой взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами. Здесь, как следует из примеров, приведенных выше, я отдаю предпочтение использованию технологии проблемно-диалогического обучения в сочетании с технологией группового обучения, прежде всего потому, что, во-первых, малый состав группы дает каждому ее участнику больше возможностей, чтобы проявить себя, предложить свои гипотезы и способы решения учебной задачи; во-вторых, это позволяет дополнительно организовать диалог разных групп, что сделает урок еще более эффективным, а иногда и «неинтересную» тему позволит преподнести как увлекательную.

Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

Конечно, возможны и другие способы использования проблемно-диалогического обучения в комплексе с другими педагогическими технологиями. Но связано это должно быть с творческим потенциалом и предпочтениями самого педагога.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. Д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный), через использование технологии «Дартс» и другие. В современной литературе можно найти много приемов, позволяющих организовать рефлексию на уроке.

Однако хочется остановиться на примере урока, когда рефлексивная деятельность была организована в сочетании различных приемов, в том числе, с помощью сигнальных карточек, и способствовала организации активного и внутреннего диалога обучающихся с учителем и одноклассниками. Урок литературы в 7 классе, посвященном анализу рассказа Л. Андреева «Кусака». Проблемная ситуация организована с помощью ключевого вопроса урока - двойной формулировки темы, предполагающей выбор каждым учеником к концу урока: «Уроки равнодушия в рассказе Л. Андреева «Кусака», или «Мы в ответе за тех, кого приручили (Антуан де Сент-Экзюпери)» Предварительно ребята получили задание по группам: Создайте монолог своего (-их) героя (-ев), в котором раскройте его (их) позицию, причины поведения в ключевых эпизодах рассказа. В ходе работы группа выбирает из текста отрывки, цитаты, рассказывающие об ее герое, отмечает художественные детали в портретной, речевой, психологической характеристике персонажа. Текстовые материалы должны быть оформлены в виде таблицы на слайде.

или желтый квадрат (первая группа сигнальных карточек), отвечая на вопрос:

Синий: «Да. Я мог поступить так же».

Желтый: «Нет. Я бы никогда так не поступил».

Учитель не фиксирует результаты. Это лишь возможность ученику, прислушавшись к себе, заглянуть в зеркало своей души, соотнести себя и конкретную ситуацию и ответить себе на вопрос. Так организуется внутренний диалог.

Помимо учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (2 группа сигнальных карточек):

красный квадрат - «ярко, нестандартно, личностно»,

зеленый квадрат - «интересно, любопытно»,

серый квадрат - «никак, вяло, банально».

Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».

Эксперты в конце урока знакомят класс с общей оценочной таблицей (в таблицу по желанию учителя заносятся персональные результаты каждого обучающегося, отмеченные им в оценочном листе, или результаты работы группы), анализируют результаты по системе баллов, которая будет известна только им. Например:

Никак, вяло, банально 0 баллов.

Интересно, любопытно 5 баллов.

Ярко, нестандартно, личностно 10 баллов.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль - роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.







© 2010-2022