Формирование профессиональных компетенций студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жигунова Татьяна Павловна,

преподаватель специальных дисциплин,

Екатеринбургский экономико-технологический

колледж (ЕЭТК) Сухоложский филиал

г. Сухой Лог Свердловской области


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ситуация сегодняшней жизни такова, что конкурентоспособность необходима не только предприятиям и фирмам, но и любому профессионалу. Для педагогов профессионального образования это особенно важно, поскольку от уровня компетентности будущих специалистов зависит их дальнейшее продвижение, становление и успешное закрепление на рынке труда. Проблема компетентностного подхода стала центральной в образовательной политике государства. Об этом свидетельствуют положения основных статей Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Система компетентностного образования трактуется как альтернатива классической. Переход на ее основы является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности специалиста, который мог бы успешно адаптироваться к условиям рыночной экономики, демократического устройства современного общества.

В соответствии с этим важнейшим направлением развития студентов является компетентностный подход в учебной деятельности. Сущность его заключается в том, что в процессе обучения не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретённых в системе профессионального образования. Чтобы достичь подлинной эффективности, знания должны быть увязаны с более широким спектром полезной информации, приобретённой человеком вне системы образования.

Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в такой учебной среде, которая позволяет преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль над деятельностью каждого студента. Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределённости и попытках самостоятельно справиться с проблемами. Проявляются они в деятельностных ситуациях: дискуссиях, выступлениях, в процессе реализации исследовательских проектов и др.

Быть компетентным специалистом - значит обладать способностью мобилизовать полученные знания и практические навыки в определённой субъективной ситуации. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на субъективные условия конкретной деятельности.

Компетентность нельзя свести к совокупности знаний, умений, так как в жизни часто встречаются люди, которые обладают глубокими знаниями, но не умеют мобилизовать их в нужный момент, применить их в своей профессиональной деятельности. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

В соответствии с этим главная задача педагога заключается в том, чтобы научить применять теоретические знания к конкретным условиям деятельности в ходе профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной задачи наиболее эффективным способом является групповая работа, которая позволяет в рамках одной темы обеспечить усвоение учебной информации и использование её на практическом материале. Для этого моделируются проблемные ситуации, которые позволяют накладывать теорию на практическую обстановку.

Профессиональные компетенции студентов формируются не только через определённые формы занятий, активизацию познавательных интересов обучающихся, ориентацию их на способы добывания знаний, но и через умение педагога сделать научную информацию доступной, понятной, удобной в применении. В ходе учебных занятий студенты учатся работать с научной информацией, анализировать её, отбирать необходимую для решения практических задач, что в дальнейшем значительно облегчает процесс освоения профессиональных требований.

Формируя профессиональные компетенции, необходимо большое внимание уделять этическим вопросам, так как в профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться со справедливостью и несправедливостью, истиной и ложью, поэтому необходимо принимать решения, руководствуясь этическими принципами. В конечном итоге именно из них складывается нравственный климат в организации, а затем в обществе в целом. Будущий специалист в рамках учебного заведения должен учиться тому, как принимать подлинно нравственные решения.

На учебных занятиях применяются такие приёмы, как подборка тематического раздаточного материала с обязательным приложением тезауруса, позволяющего употребить новые термины в речи, описание проблемной ситуации, которую необходимо решить с учётом этических норм, варианты возможных решений для размышления по данной проблеме в рамках учебного занятия групповым методом. Мнение каждого студента в группе учитывается, создаёт дополнительный материал для размышлений и влияет на выработку коллективного решения. В этой позиции есть определённый смысл, так как будущим специалистам нужна помощь в процессе анализа этических принципов, которые лежат в основе принимаемых решений и этических рекомендаций, исходящих от других.

В результате студенты учатся мыслить, правильно излагать свою позицию, аргументировано её доказывать, творчески преобразовывая учебный материал в возможные практические действия. Это весьма важные факторы формирования профессиональной компетенции, так как активная групповая динамика, целенаправленность при разрешении той или иной проблемы являются неотъемлемой частью опыта, который студенты получают в рамках профессионального образовательного учреждения.

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Андреев А. Знания или компетенции? /Высшее образование в России. -2005. - №2.

3. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / Высшее образование в России. - 2004. - №11.

4. Сидорова Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования / Педагогическое образование в России. - 2012. - №6.




© 2010-2022