Программа деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Радуга

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Программа деятельности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию

«Радуга»













Пояснительная записка.

Вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяется большое внимание в современном обществе. На сегодняшней день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах и задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

Мы отчаянно торопимся в своем стремлении быть образованными и современными. Некогда думать о нравственности и духовности. Существующая сегодня система образования и воспитания ориентирует каждого учащегося, прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями.

Необходимость нравственного образования основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

Перед педагогами стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающихся. Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Главное в духовно-нравственном воспитании - мудрость, доброжелательность, смелость.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

Программа духовно-нравственного воспитания «Радуга» предусматривает добровольное включение обучающихся в решение реальных социальных, культурных и иных проблем семьи, села, района. Основными направлениями являются формирование общей культуры обучающихся, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа рассчитана на обучающихся 8-14 лет.

Срок реализации пять лет.

Цель программы: создать условия для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурных, духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.

Задачи программы:

  • воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;


  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;


  • воспитание уважительного отношение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;


  • приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;


  • формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Совместная деятельность ДДТ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

5. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Радуга».



  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа духовно-нравственного воспитания «Радуга» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.


  1. Основные направления программы духовно-нравственного воспитания обучающихся «Радуга».


  • " Моя семья"

  • " В мире прекрасного"

  • "Я - гражданин и патриот"

  • " Земля - наш общий дом "

  • " Здоровый я - здоровая страна"

Направление «Моя семья»

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

«День открытых дверей»

Ежегодно (сентябрь)

акция

2

« Семейный праздник»

Ежегодно (ноябрь)

Игровая программа, концерт

3

Отчетный концерт, приуроченный к Международному женскому Дню 8 марта

Ежегодно

(март)

концерт

4

День именинника

ежеквартально

Игры, конкурсы

5

Родительские собрания

В течение года

Собрание, круглый стол, практикум

6

Изучение запросов родителей на удовлетворение потребностей в услугах дополнительного образования

Ежегодно

(май)

анкетирование

7

Обновление стенда «Информация для родителей»

Один раз в полугодие

Информация, буклеты, листовки

8

Выпуск газет и видеожурналов для родителей

Один раз в полугодие

Газеты, видеоматериалы

9

«Откуда начинается мой род»

Октябрь 2012г.

беседа

10

«Семейные традиции на Руси »

Апрель 2013г.

Беседа, выпуск газеты

11

«О профессиях разных, нужных и важных…»

Ноябрь 2013г.

Викторина

12

«Национальная культура и традиции в моей семье»

Май 2014г.

Презентация проектов

13

«Семья у книжной полки»

Сентябрь 2014г.

Устный журнал

14

«Традиции семейного чаепития»

Март 2015г.

Беседа, час с родителями

15

«Чей ты помощник дома»

Октябрь 2015г.

Вечер вопросов и ответов

16

«Семейная гармония»

Май 2016г.

Беседа

17

«Герб семьи»

Сентябрь 2016г.

Конкурс проектов

18

«Генеалогическое древо»

Апрель 2017г.

Дидактическая игра

19

«Назови ласково близких и родных»

Октябрь 2017г.

Игровые тренинги

20

Итоговое родительское собрание.

Выставка творческих работ учащихся.

Ежегодно

(май)

Собрание, выставка.

Направление «В мире прекрасного»

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

Окружной фестиваль детского художественного и декоративно - прикладного творчества «Весенние колокольчики»

Ежегодно

(апрель)

Фестиваль

2

Областной конкурс детского сольного пения «Серебряный микрофон»

2013г, 2015г,2017г

Конкурс

3

Областной конкурс детско - юношеского творчества «Истории великие страницы»

Ежегодно

Конкурс

4

Областной фестиваль театрального искусства «Легенды Жигулей»

2013г, 2015г,2017г

Фестиваль

5

Областной фестиваль хореографического искусства «Зимняя сказка»

2012г,2014г,2016г

Фестиваль

6

Областной фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Символы великой России»

Ежегодно

Фестиваль - конкурс

7

Областной фестиваль хореографического творчества «Звезды будущего»

Ежегодно

Фестиваль

8

Всероссийские и международные конкурсы и фестивали детского и юношеского творчества.

По графику

Конкурсы, фестивали

9

Международный конкурс - фестиваль «Радуга над Волгой»

По графику

Конкурс - фестиваль

10

Областной фестиваль русской народной культуры «Свет бересты»

Ежегодно

Фестиваль

11

Дистанционные конкурсы декоративно - прикладного и изобразительного искусства.

Ежегодно

Конкурсы

12

Межепархиальный конкурс - фестиваль хореографических коллективов «Рождественская сюита»

2013г.

(декабрь)

Конкурс - фестиваль

13

Окружной фестиваль «Рождество Христово»

2014г.

(январь)

Фестиваль

14

Областной межнациональный детский фестиваль «Радуга Поволжья»

2014г.

(февраль)

Фестиваль

15

Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлиемская звезда»

2014г.

(январь)

Фестиваль

16

«Рыцарский турнир вежливости»

2012г

(февраль)

Конкурс

17

«Встреча с поэтами и с творческими личностями села»

2013г

(март)

Круглый стол

18

«Этика общения человеческих отношений»

2014г

(ноябрь)

Беседа

19

«Красота повседневной жизни»

2015г

(декабрь)

Устный журнал

20

«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?»

2016г

(март)

Диспут

21

«По каким правилам мы живем?»

2017г

(май)

Игра

22

«Новогодние приключения Димы и Тани»

2012г

Спектакль

23

«Рождество Христово»

2012г

Спектакль (совместно с детским епархиальным центром)

24

«Маленький принц»

2013г

Спектакль

25

«Сказание о Петре и Февронье Муромских»

2013г

Спектакль

(совместно с детским епархиальным центром)

26

«Морозко»

2014г

Спектакль

27

«Обыкновенное чудо»

2014г

Спектакль

(совместно с детским епархиальным центром)

28

«Снежная королева»

2015г

Спектакль

(совместно с детским епархиальным центром)

29

«Девочка со спичками»

2015г

Спектакль

30

«Пасхальная сказка»

2016г

Спектакль

(совместно с детским епархиальным центром)

31

«Красная шапочка»

2017г

Спектакль

32

Окружной фестиваль творчества «Пасхальные перезвоны»

Ежегодно

Фестиваль

33

Концертные выступления, выступления со спектаклями

Ежегодно

Выездные выступления в ОУ района


Направление «Я - гражданин и патриот»


Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

Областной конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».

Ежегодно

Конкурс

2

День защитника Отечества

Ежегодно

Смотр - конкурс, игровая программа

3

«Мои права»

2012г

(октябрь)

Беседа

4

«Я - гражданин России»

2012г

(декабрь)

Эрудит - викторина

5

«Зов белых журавлей»

2013г

(октябрь)

Вечер - реквием

6

«День народного единства»

Ежегодно

Праздник

7

Областная спартакиада боевых искусств «Непобедимая держава»

2013г.

(ноябрь)

Спартакиада

8

Всероссийский турнир по рукопашному бою среди юношей и девушек 12-17 лет посвященный «Памяти погибших товарищей…»

Ежегодно

Турнир

9

Мероприятие, посвященное Дню памяти воинов - интернационалистов «Афганистан к нам тянется сквозь годы»

2014г.

(февраль)

Вечер - реквием

10

Областной конкурс «Мы отстояли этот мир»

2014г.

(апрель)

Конкурс

11

Областной фестиваль детского и юношеского творчества «И воспоют тебя все народы…»

Ежегодно

Фестиваль

12

«Читаем детям о войне»

Ежегодно

Акция

13

Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне».

2012г.

(май)

Конкурс

14

Выставка рисунков «Будущее нашего села»

2015г

(в течение года)

Выставка

15

Музыкально - литературная композиция «Село, в котором ты живешь»

2015г

Композиция

16

Викторина «Знай и люби свой край»

2016г

Викторина

17

«Знаешь ли ты Конституцию?»

2017г

Тест, беседа

18

«Рода войск в современной армии»

2017г

Устный журнал

19

Мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы.

2013 г

Вечер - реквием

20

70 лет со времени снятия блокады Ленинграда

2014г

(январь)

Беседа, конкурс стихов

21

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ:

1.Проведение акций «Забота», «Подарок ветерану», «Дари добро».

2.Выставка рисунков «Дорогами войны».

3.Патриотическая акция «Георгиевская ленточка».

4.Акция «Твой вопрос ветерану» в рамках медиа - проекта «История устами ветеранов».

5.Праздничный концерт «Победа во имя живущих».

2015г.

(в течение года)

Акция, выставка, концерт.



22.

Цикл бесед о развитии культуры в России в рамках 400-летия Дома Романовых.

2014г

Беседа

Направление «Земля - наш общий дом».

Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

Областной конкурс новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка»

Ежегодно

Конкурс

2

Областной конкурс детского рисунка «Мое любимое животное»

Ежегодно

Конкурс

3

Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»

Ежегодно

Конкурс

4

Экологическая викторина «Родная природа»

2012г

Викторина

5

Экологическая игра «Волшебное море»

2013г

Игра

6

Выставка поделок из природного материала «Дары осени»

Ежегодно

Выставка

7

Акция «Подкорми птичек»

Ежегодно

Акция

8

«Планета Земля - наш общий дом»

2013 г

Беседа

9

Посадка комнатных растений в учреждении, уход за ними.

Ежегодно

Акция

10

Осенний карнавал «Золотая осень »

Ежегодно

Праздник, карнавал, шоу, фестиваль.

11

День здоровья

Ежегодно

Веселые старты, поход в лес, игры

12

Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»

Ежегодно

Десант, субботник

13

Конкурс чтецов к празднику «Золотая осень»

2014г

Конкурс

14

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

2015г

Конкурс

15

Биологическая игра «По следам Робинзона»

2016г

Игра

16

Эколого-познавательная игра «Лесные великаны»

2017г

Игра

17.

Экологическая акция «Аллея памяти им. М.Е.Казакова»

2013г.

Посадка деревьев

Направление «Здоровый я - здоровая страна»


Название мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

Областной конкурс агитбригад по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Ежегодно

Конкурс

2

Туристическая прогулка «Спортивный муравейник»

Ежегодно

(весна, лето)

Поход, игра

3

Подвижные игры, спортивные праздники

Ежегодно

Игры, праздники

4

Соревнования международного, всероссийского, областного уровней

Ежегодно

Соревнования

5

День здоровья

Ежегодно

Игровая программа

6

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Ежегодно

Игры, конкурсы

7

«Здоровье - это здорово»

Ежегодно

Час - игра

8

Тематический цикл бесед «Береги свою жизнь и здоровье»

Ежегодно

Беседа

9

Тематический цикл бесед по ПДД.

Ежегодно

Беседа


  1. Совместная деятельность ДДТ, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия Дома детского творчества, семьи и социальных институтов в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с самого раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Поэтому целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с воспитанниками и родителями, а возникающие проблемы решать сообща.

В результате тесного взаимодействия с социальными институтами района (Центр «Семья»; Комитет по вопросам семьи, материнства и детства; Управление культуры, молодежной политики и спорта; средние и профессиональные образовательные организации, учреждения дошкольного образования, организационный центр спортивно-массовых мероприятий; районная библиотека) происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека.


  1. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Направление «Моя семья»:

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения бережное отношение к ним;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознанное принятие ценностей и национальных традиций семейной жизни;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- осознанное значение семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду.

Направление «В мире прекрасного»:

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

- способность к самореализации в различных видах творческой деятельности;

Направление «Я - гражданин и патриот»:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Направление «Земля - наш общий дом»:

- ценностное отношение к природе;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в учреждении, микрорайоне;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- участие в благоустройстве окружающей среды.

Направление «Здоровый я - здоровая страна»:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- принятие ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- потребность в занятиях физической культурой и спортом.

Все направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

После завершения программы наш обучающийся - это человек:

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей;

  • умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  • знающий элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, в учреждении.

5. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Радуга».

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно - нравственного развития и воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, а самого себя как носителя нравственности.

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения, наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, тестирование, анкетирование, социометрия, рисуночный тест, ситуация выбора.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности дома детского творчества, методики диагностики осознанности гражданской позиции учащихся, диагностика нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации.





Используемые источники.

  • festival.1september.ru

  • nsportal.ru

  • prosv.ru

  • ru.wikipedia.org

  • prodlenka.org

  • duxovnost.3dn.ru

  • chkola12bal.ucoz.ru

  • consultant.ru

  • Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //ВЕСТНИК. - 2008.








© 2010-2022