- Преподавателю
- Другое
- Программа деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Радуга
Программа деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Радуга
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сорокина И.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа деятельности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию
«Радуга»
Пояснительная записка.
Вопросу духовно-нравственного воспитания детей уделяется большое внимание в современном обществе. На сегодняшней день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах и задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Мы отчаянно торопимся в своем стремлении быть образованными и современными. Некогда думать о нравственности и духовности. Существующая сегодня система образования и воспитания ориентирует каждого учащегося, прежде всего на успех, хорошую карьеру и реализацию своих планов и желаний, которые обычно связаны с материальными ценностями.
Необходимость нравственного образования основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.
Перед педагогами стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающихся. Воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Главное в духовно-нравственном воспитании - мудрость, доброжелательность, смелость.
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
Программа духовно-нравственного воспитания «Радуга» предусматривает добровольное включение обучающихся в решение реальных социальных, культурных и иных проблем семьи, села, района. Основными направлениями являются формирование общей культуры обучающихся, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 8-14 лет.
Срок реализации пять лет.
Цель программы: создать условия для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурных, духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Задачи программы:
-
воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи;
-
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
воспитание уважительного отношение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
-
приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;
-
формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:
1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Совместная деятельность ДДТ, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
5. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Радуга».
-
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.
Программа духовно-нравственного воспитания «Радуга» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
-
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
искусство - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
-
Основные направления программы духовно-нравственного воспитания обучающихся «Радуга».
-
" Моя семья"
-
" В мире прекрасного"
-
"Я - гражданин и патриот"
-
" Земля - наш общий дом "
-
" Здоровый я - здоровая страна"
Направление «Моя семья»
№
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
1
«День открытых дверей»
Ежегодно (сентябрь)
акция
2
« Семейный праздник»
Ежегодно (ноябрь)
Игровая программа, концерт
3
Отчетный концерт, приуроченный к Международному женскому Дню 8 марта
Ежегодно
(март)
концерт
4
День именинника
ежеквартально
Игры, конкурсы
5
Родительские собрания
В течение года
Собрание, круглый стол, практикум
6
Изучение запросов родителей на удовлетворение потребностей в услугах дополнительного образования
Ежегодно
(май)
анкетирование
7
Обновление стенда «Информация для родителей»
Один раз в полугодие
Информация, буклеты, листовки
8
Выпуск газет и видеожурналов для родителей
Один раз в полугодие
Газеты, видеоматериалы
9
«Откуда начинается мой род»
Октябрь 2012г.
беседа
10
«Семейные традиции на Руси »
Апрель 2013г.
Беседа, выпуск газеты
11
«О профессиях разных, нужных и важных…»
Ноябрь 2013г.
Викторина
12
«Национальная культура и традиции в моей семье»
Май 2014г.
Презентация проектов
13
«Семья у книжной полки»
Сентябрь 2014г.
Устный журнал
14
«Традиции семейного чаепития»
Март 2015г.
Беседа, час с родителями
15
«Чей ты помощник дома»
Октябрь 2015г.
Вечер вопросов и ответов
16
«Семейная гармония»
Май 2016г.
Беседа
17
«Герб семьи»
Сентябрь 2016г.
Конкурс проектов
18
«Генеалогическое древо»
Апрель 2017г.
Дидактическая игра
19
«Назови ласково близких и родных»
Октябрь 2017г.
Игровые тренинги
20
Итоговое родительское собрание.
Выставка творческих работ учащихся.
Ежегодно
(май)
Собрание, выставка.
Направление «В мире прекрасного»
№
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
1
Окружной фестиваль детского художественного и декоративно - прикладного творчества «Весенние колокольчики»
Ежегодно
(апрель)
Фестиваль
2
Областной конкурс детского сольного пения «Серебряный микрофон»
2013г, 2015г,2017г
Конкурс
3
Областной конкурс детско - юношеского творчества «Истории великие страницы»
Ежегодно
Конкурс
4
Областной фестиваль театрального искусства «Легенды Жигулей»
2013г, 2015г,2017г
Фестиваль
5
Областной фестиваль хореографического искусства «Зимняя сказка»
2012г,2014г,2016г
Фестиваль
6
Областной фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Символы великой России»
Ежегодно
Фестиваль - конкурс
7
Областной фестиваль хореографического творчества «Звезды будущего»
Ежегодно
Фестиваль
8
Всероссийские и международные конкурсы и фестивали детского и юношеского творчества.
По графику
Конкурсы, фестивали
9
Международный конкурс - фестиваль «Радуга над Волгой»
По графику
Конкурс - фестиваль
10
Областной фестиваль русской народной культуры «Свет бересты»
Ежегодно
Фестиваль
11
Дистанционные конкурсы декоративно - прикладного и изобразительного искусства.
Ежегодно
Конкурсы
12
Межепархиальный конкурс - фестиваль хореографических коллективов «Рождественская сюита»
2013г.
(декабрь)
Конкурс - фестиваль
13
Окружной фестиваль «Рождество Христово»
2014г.
(январь)
Фестиваль
14
Областной межнациональный детский фестиваль «Радуга Поволжья»
2014г.
(февраль)
Фестиваль
15
Областной фестиваль детского и юношеского творчества «Вифлиемская звезда»
2014г.
(январь)
Фестиваль
16
«Рыцарский турнир вежливости»
2012г
(февраль)
Конкурс
17
«Встреча с поэтами и с творческими личностями села»
2013г
(март)
Круглый стол
18
«Этика общения человеческих отношений»
2014г
(ноябрь)
Беседа
19
«Красота повседневной жизни»
2015г
(декабрь)
Устный журнал
20
«Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?»
2016г
(март)
Диспут
21
«По каким правилам мы живем?»
2017г
(май)
Игра
22
«Новогодние приключения Димы и Тани»
2012г
Спектакль
23
«Рождество Христово»
2012г
Спектакль (совместно с детским епархиальным центром)
24
«Маленький принц»
2013г
Спектакль
25
«Сказание о Петре и Февронье Муромских»
2013г
Спектакль
(совместно с детским епархиальным центром)
26
«Морозко»
2014г
Спектакль
27
«Обыкновенное чудо»
2014г
Спектакль
(совместно с детским епархиальным центром)
28
«Снежная королева»
2015г
Спектакль
(совместно с детским епархиальным центром)
29
«Девочка со спичками»
2015г
Спектакль
30
«Пасхальная сказка»
2016г
Спектакль
(совместно с детским епархиальным центром)
31
«Красная шапочка»
2017г
Спектакль
32
Окружной фестиваль творчества «Пасхальные перезвоны»
Ежегодно
Фестиваль
33
Концертные выступления, выступления со спектаклями
Ежегодно
Выездные выступления в ОУ района
Направление «Я - гражданин и патриот»
№
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
1
Областной конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».
Ежегодно
Конкурс
2
День защитника Отечества
Ежегодно
Смотр - конкурс, игровая программа
3
«Мои права»
2012г
(октябрь)
Беседа
4
«Я - гражданин России»
2012г
(декабрь)
Эрудит - викторина
5
«Зов белых журавлей»
2013г
(октябрь)
Вечер - реквием
6
«День народного единства»
Ежегодно
Праздник
7
Областная спартакиада боевых искусств «Непобедимая держава»
2013г.
(ноябрь)
Спартакиада
8
Всероссийский турнир по рукопашному бою среди юношей и девушек 12-17 лет посвященный «Памяти погибших товарищей…»
Ежегодно
Турнир
9
Мероприятие, посвященное Дню памяти воинов - интернационалистов «Афганистан к нам тянется сквозь годы»
2014г.
(февраль)
Вечер - реквием
10
Областной конкурс «Мы отстояли этот мир»
2014г.
(апрель)
Конкурс
11
Областной фестиваль детского и юношеского творчества «И воспоют тебя все народы…»
Ежегодно
Фестиваль
12
«Читаем детям о войне»
Ежегодно
Акция
13
Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне».
2012г.
(май)
Конкурс
14
Выставка рисунков «Будущее нашего села»
2015г
(в течение года)
Выставка
15
Музыкально - литературная композиция «Село, в котором ты живешь»
2015г
Композиция
16
Викторина «Знай и люби свой край»
2016г
Викторина
17
«Знаешь ли ты Конституцию?»
2017г
Тест, беседа
18
«Рода войск в современной армии»
2017г
Устный журнал
19
Мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы.
2013 г
Вечер - реквием
20
70 лет со времени снятия блокады Ленинграда
2014г
(январь)
Беседа, конкурс стихов
21
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ:
1.Проведение акций «Забота», «Подарок ветерану», «Дари добро».
2.Выставка рисунков «Дорогами войны».
3.Патриотическая акция «Георгиевская ленточка».
4.Акция «Твой вопрос ветерану» в рамках медиа - проекта «История устами ветеранов».
5.Праздничный концерт «Победа во имя живущих».
2015г.
(в течение года)
Акция, выставка, концерт.
22.
Цикл бесед о развитии культуры в России в рамках 400-летия Дома Романовых.
2014г
Беседа
Направление «Земля - наш общий дом».
№
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
1
Областной конкурс новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка»
Ежегодно
Конкурс
2
Областной конкурс детского рисунка «Мое любимое животное»
Ежегодно
Конкурс
3
Областной конкурс детского творчества «Зеркало природы»
Ежегодно
Конкурс
4
Экологическая викторина «Родная природа»
2012г
Викторина
5
Экологическая игра «Волшебное море»
2013г
Игра
6
Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
Ежегодно
Выставка
7
Акция «Подкорми птичек»
Ежегодно
Акция
8
«Планета Земля - наш общий дом»
2013 г
Беседа
9
Посадка комнатных растений в учреждении, уход за ними.
Ежегодно
Акция
10
Осенний карнавал «Золотая осень »
Ежегодно
Праздник, карнавал, шоу, фестиваль.
11
День здоровья
Ежегодно
Веселые старты, поход в лес, игры
12
Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор»
Ежегодно
Десант, субботник
13
Конкурс чтецов к празднику «Золотая осень»
2014г
Конкурс
14
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»
2015г
Конкурс
15
Биологическая игра «По следам Робинзона»
2016г
Игра
16
Эколого-познавательная игра «Лесные великаны»
2017г
Игра
17.
Экологическая акция «Аллея памяти им. М.Е.Казакова»
2013г.
Посадка деревьев
Направление «Здоровый я - здоровая страна»
№
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
1
Областной конкурс агитбригад по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Ежегодно
Конкурс
2
Туристическая прогулка «Спортивный муравейник»
Ежегодно
(весна, лето)
Поход, игра
3
Подвижные игры, спортивные праздники
Ежегодно
Игры, праздники
4
Соревнования международного, всероссийского, областного уровней
Ежегодно
Соревнования
5
День здоровья
Ежегодно
Игровая программа
6
«Папа, мама, я - спортивная семья»
Ежегодно
Игры, конкурсы
7
«Здоровье - это здорово»
Ежегодно
Час - игра
8
Тематический цикл бесед «Береги свою жизнь и здоровье»
Ежегодно
Беседа
9
Тематический цикл бесед по ПДД.
Ежегодно
Беседа
-
Совместная деятельность ДДТ, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Одной из задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия Дома детского творчества, семьи и социальных институтов в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с самого раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Поэтому целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с воспитанниками и родителями, а возникающие проблемы решать сообща.
В результате тесного взаимодействия с социальными институтами района (Центр «Семья»; Комитет по вопросам семьи, материнства и детства; Управление культуры, молодежной политики и спорта; средние и профессиональные образовательные организации, учреждения дошкольного образования, организационный центр спортивно-массовых мероприятий; районная библиотека) происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека.
-
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Направление «Моя семья»:
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения бережное отношение к ним;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознанное принятие ценностей и национальных традиций семейной жизни;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознанное значение семьи для успешной и здоровой жизни человека, формирование уважительного отношения к своему роду.
Направление «В мире прекрасного»:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
- способность к самореализации в различных видах творческой деятельности;
Направление «Я - гражданин и патриот»:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Направление «Земля - наш общий дом»:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в учреждении, микрорайоне;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- участие в благоустройстве окружающей среды.
Направление «Здоровый я - здоровая страна»:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- принятие ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Все направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
После завершения программы наш обучающийся - это человек:
-
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-
активно и заинтересованно познающий мир;
-
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
-
уважающий других людей;
-
умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
-
знающий элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, в учреждении.
5. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Радуга».
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно - нравственного развития и воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, а самого себя как носителя нравственности.
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения, наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, тестирование, анкетирование, социометрия, рисуночный тест, ситуация выбора.
В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности дома детского творчества, методики диагностики осознанности гражданской позиции учащихся, диагностика нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации.
Используемые источники.
-
festival.1september.ru
-
nsportal.ru
-
prosv.ru
-
ru.wikipedia.org
-
prodlenka.org
-
duxovnost.3dn.ru
-
chkola12bal.ucoz.ru
-
consultant.ru
-
Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //ВЕСТНИК. - 2008.