«Инновационные методы преподавания в рамках ФГОС»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Заволжский автомоторный техникум

«Инновационные методы преподавания в рамках ФГОС»

«Инновационные методы преподавания в рамках ФГОС»Автор: преподаватель

Кувырков Роман Александрович

г. Заволжье, 2014

Содержание:

Введение 3

1. Основная часть 5

1.1 Из личного опыта работы 6

2. Заключение 9

Литература 10

Введение

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной образовательных учреждений становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться, грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике.

1. Основная часть

1.1 Из личного опыта работы

В рамках ФГОС современный студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Полагаясь на собственный опыт, использования инновационных технологий, позволяет обучающимся лучше и легче запомнить новый материал, повышается качество образования.

Динамика успеваемости представлена за три года обучения студентов, в сравнении традиционных методов обучения и не традиционных методов с элементами технологии РКЧМП.

Год

Форма обучения

Дисциплина

Кол-во

студ.

Оценки

Ср.

балл

%

2

3

4

5

Качества

2013

Технология РКЧМ

ЭО АТТ

27

-

10

13

4

3,78

63,00

2012

Традиционная лекция

ЭО АТТ

23

-

16

7

-

3,30

30,43

2011

Традиционная лекция

ЭО АТТ

23

-

17

6

-

3,26

26,0

В России проект РКМЧП реализовывался с 1997 года благодаря деятельности Фонда Сороса через Институт "Открытое общество". В ходе его реализации были подготовлены команды российских экспертов в 5 регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Новосибирске. Сотни преподавателей уже используют в своей деятельности основы и приемы данной технологи.

Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов» - реализация смысла (осмысление) - рефлексия (размышление)», которая позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено). То есть для любого педагога она может стать «своей». Это очень важно в том случае, когда педагогический коллектив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей.

На методическом уровне технология РКМЧП представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы и методы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Это касается не только структуры отдельного занятия или темы, но и курса в целом.

Одним из примеров использования инновационных технологий представлено в структуре одного из проводимых мной урока, который проходит в три логически связанных между собой этапами:

1 этап «Вызов»: группам раздаются карточки с изображением эффективных показателей рабочего цикла для определения названия темы. Студентам в подгруппах предлагается высказать основные понятия по заданной теме, вынося основные моменты темы на доску. Это дает возможность студентам активизировать уже имеющие знания по изученному разделу МДК01.02 «Двигатели автотракторной техники», раздел 2 «Основы рабочих процессов двигателей», мотивируя их для более углубленного изучения материала.

После этого, по ключевым словам и понятиям, которые указаны в карточках и выписаны на доску, в подгруппах нужно составить свой вариант описания темы эффективные показатели рабочего цикла двигателя.

На базе собственных знаний студентам в группах предлагается оценить утверждения в виде ответа да или нет. Ответы выносим на доску в виде таблицы.

2 этап «Осмысление»: Студентам индивидуально предлагается ознакомиться с текстом «Эффективные показатели рабочего цикла двигателя», сравнивая с ключевыми словами и утверждениями. Далее происходит обсуждение текста, сравнивания текст с ключевыми словами и утверждениями, вынесенными на доску.

3 этап «Размышление»: Студентам в подгруппах предлагается составить кластер (карту мысли) по изучаемой теме.

Изложение групп самостоятельно изученного материала по кластеру. Группы или их представители по очереди выходят к доске, объясняя тему по кластеру.

Урок получился органичным, без суеты. Студенты развили навыки работы с текстом - выделение главного и последующим изложением. Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Студенты думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль преподавателя - в основном координирующая.

Стратегия Зигзаг-2, часто применяемая стратегия на проводимых мною занятиях.

Основные элементы структуры занятия на основе этой стратегии:

1 тап «Вызов»:

Студентам в подгруппах предлагается высказать основные понятия по заданной теме, вынося основные моменты темы на доску.

2 этап «Осмысление»:

Чтение текста в «домашних группах» (выделить то, что не знали о соответствующей теме).

3 этап «Размышление»:

  1. В домашние группы выдаются задания (экспертные листы), количество которых зависит от количества членов в «домашней группе» и от общего количества слушателей в аудитории.

  2. Каждый выбирает, по какому заданию он готов стать Экспертом.

  3. Происходит пересадка в «экспертные группы».

  4. Выполняют задание, обсуждают в экспертных группах. В конце работы ответ на задание должен быть сформулирован у каждого эксперта.

  5. Возвращение в «домашние группы».

  6. Эксперты докладывают о проделанной работе и записывают отзывы и предложения от членов «домашней группы».

  7. Возвращение в «экспертные группы».

  8. Обмен предложениями и советами от «домашних групп».

  9. Подготовка доклада от «экспертной группы» на аудиторию о выполненном задании.

  10. Возвращение в «домашнюю группу».

  11. Составить тематику излагаемого материала.

В ходе проведениях таких занятий, студенты думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное.

Заключение

Существует множество различных примеров и стратегий инновационных методов преподавания, таких как: метод «Шести шляп», стратегия « Бортовой журнал», рабочая таблица «З-Х-У», «Толстый и тонкий вопрос».

Какие изменения произойдут на Ваших занятиях, если Вы будете применять инновационные методы преподавания?

- Ваши студенты участвуют в постановке целей занятия, высказывают свою точку зрения и выслушивают точку зрения других.

- Вы предлагаете задания, направленные не только на проверку знаний, но и на развитие у студентов мыслительных навыков.

- Вы умеете сами и учите студентов задавать вопросы высокого уровня.

- На занятиях используются альтернативные источники информации, любая учебная информация изучается с заранее заданной целью.

- Студенты владеют разнообразными способами представления материала.

- Вы работаете над получением обратной связи.

Изучение новых методов преподавания подобно обучению новому движению или приему в спорте: нужно увидеть, как они выполняются, попытаться их выполнить под наблюдением кого-то, кто знает, как их следует выполнять, и затем услышать предложения, как можно улучшить их выполнение.

Список литературы

1. Швец И.М., Марико В.В. Технология развитие критического мышления в системе повышения квалификации педагогов.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(6). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. - С. 189-201.

2. Швец И.М., Беленов А.Ф. Грудзинская Е.Ю., Алексеева Е.В., Игнатьева Г.А., Копосова Н.Н., Марико В.В. Естественнонаучное образование в школах Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский Гуманитарный центр, 1999. - 214 с. - (Серия «Библиотека директора школы»).

3. Марико В.В. Технология развития критического мышления: опыт деятельности в рамках новой образовательной парадигмы// «Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегии развития»: Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28-29 октября 2003 года. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - с.148-150.

4. Грудзинская Е.Ю. Мониторинг образовательных сюжетов в посткурсовом пространстве// Статья в сборнике «Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегии развития»: Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28-29 октября 2003 года. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. - С.143-145.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. - М.: «Арена», 1994.

10


© 2010-2022