• Преподавателю
  • Другое
  • Психолого педагогический условия развития творческих способностей младшего школьника

Психолого педагогический условия развития творческих способностей младшего школьника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викина У.С.

Магистрант 2 курс

Кафедра изобразительного искусства и дизайна

ДВГГУ

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно развивающегося мира, меняющихся условий и необходимости принятия быстрого решения, особое значение приобретает развитие и активизация творческих способностей, креативности. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а суметь выбрать наиболее значимые из них, применить их при решении самых различных вопросов. Минимальными затратами добиться максимальной выгоды.

Исследования творческих способностей стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческих способностей. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение. [1]

Задача педагога создать такие условия, в которых ребенок будет не только приобретать умения, навыки и знания, но и может применять их в стандартных и не стандартных условиях.

Главное научить ребенка мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое), не боятся предлагать и защищать даже фантастические теории решения проблемы, не боятся ошибиться и уметь воспринимать критику.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

-творческое мышление,

-творческое воображение,

-применение методов организации творческой деятельности.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческих способностей, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

-перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

-комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

В младшем школьном возрасте ярко проявляются такие творческие способности, как:

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Чтобы педагог смог работать над развитием творческих способностей каждого ребёнка в классе, ему необходимо чётко знать психологические особенности детей данного возраста, уметь наблюдать, владеть методами диагностики. Кроме того важна личность самого педагога, который должен быть сам креативным человеком, т.к. креативный человек более привлекателен в общении.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству). Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий [5].

Каждый ребёнок способен достичь выдающихся результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцветания его одарённости. Ведь какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы учёных, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии» [4]. «Способности существуют только в развитии… Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование её происходит в условиях обучения и воспитания» [3]. «Способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека» [2].

Занятия требуют от педагога не только знания предмета, но и способности заинтересовать учащихся, увлечь их творчеством. «Интерес к учению, - писал В. А. Сухомлинский, - появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха...». Например, Ш. А. Амонашвили основу успеха видит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. Признание уникальности человека, ребенка приводит к перестройке всего учебно-воспитательного процесса, к переходу от всех к каждому. Создавая условия для успешного обучения, каждый учитель ищет свои приемы, средства и формы. По мнению М. Н. Ахметовой, готовность учителя к «переносу» новых идей соотнесения их с индивидуальными качествами». Эти идеи как личностно значимые, поистине гуманистические, являются следствием соприкосновения Миров ученых, носителей передового опыта и обучающихся в ситуациях переживания, сопереживания, эмпатии. [1]

Список литературы:

  1. Теплов Б.М.Способности и одаренност\-М;1984.-243с.

  2. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб: Санкт-Петербург, 2001. - 229 с.

  3. Петровский А.В. Способности и труд.-М;Дрофа,1996-259с.

  4. Бим-Бад, М. Б. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад / Большая Российская энциклопедия. - М.: 2003. - 568 с.

  5. Ковалёв, А. Г. Психологические особенности человека: В 2 т. Т.2 / А. Г. Ковалев. - Л.: Издательский центр «Академия», 1960. - 59 с.



© 2010-2022