Использование ИКТ в учебном процессе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникационных технологий

в учебном процессе


Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

Использование различных образовательных средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • освоение предметной области на разных уровнях глубины и деятельности;

  • выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

  • выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;

  • развитие способностей к определенным видам деятельности;

  • проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

  • восстановление знаний, умений и навыков;

  • контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать и разнообразить процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, такие дидактические принципы, как доступность, наглядность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, формированию общих и профессиональных компетенций, повышению познавательной активности и интереса к изучаемым дисциплинам, развитию творческих способностей и исследовательской деятельности обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилии образовательные эффекты. Поэтому, в последнее время, наряду с традиционными методами обучения преподавателями активно используются информационно-коммуникационные технологии.

Наиболее распространенной формой использования информационных технологий при проведении занятий являются электронные презентации. Применение слайдов обеспечивает более высокий уровень проведения урока, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентаций преподаватели могут использовать данные учебников, информацию сети Интернет, размещать на слайдах необходимые формулы, таблицы, рисунки в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. Для закрепления изученного материала, как правило, последнем слайде помещаются контрольные вопросы или тесты. Благодаря использованию гиперссылок, у обучающихся, испытывающих затруднения при ответе на тот или иной вопрос, появляется возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа.

К созданию презентаций могут привлекаются сами обучающиеся. Кроме того, в настоящее время на сайтах глобальной сети (uchportaI.ru/, presfiz.narod.ni/ school-collection.edu.ru/, rusedu.ru/ и др.) выложено большое количество уже готовых интересных презентаций по физике, химии, информатике, биологии, математике и другим дисциплинам. Конечно, перед использованием таких презентаций необходимо внести кое-какие изменения, но отредактировать готовую презентацию значительно проще, нежели создать заново новую.

Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает преподавателю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

Следующая форма использования информационных технологий на различных дисциплинах - видеоматериалы. К ним относятся видеоролики, анимации (class-fizika.narod.ru/vid.htm, chemistry-chemists.com/Video.html, ximiascience.ru/, alhimikov.net/, video/neorganika/menu.html и др.), которые позволяют осуществлять знакомство обучающихся с новыми физическими, химическими и биологическими явлениями, техникой; наблюдение процессов, сжатых во времени; демонстрацию экспериментов и показ явлений, непосредственное наблюдение которых недоступно в условиях учебного заведения. Применение видеосюжетов приводит к тому, что обучающиеся более эффективно воспринимают изучаемый материал и активно участвуют в его обсуждении.

Многие видеоролики длительны по времени и иногда содержат несущественные для данной темы сведения. Поэтому перед использованием видеоматериалов необходимо их отредактировать: обрезать, разбить на фрагменты, удалить ненужные, склеить, используя переходы и т.д. Все это можно сделать с помощью программ обработки видеофайлов - видеоредакторов.

Достаточно эффективной формой использования информационных технологий в учебном процессе является применение готовых программных продуктов, которые позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей урока. Так, преподавателям математики думаю будет интересна программа UMS (Универсальный Математический Решатель), с помощью которой можно получить развернутое решение задач из таких разделов математики, как «Решение уравнений и неравенств», «Исследование рациональных функций, построение графиков» и других. А преподавателям физики и электротехники такие программы, как «Начала Электроники» - электронный конструктор, с помощью которого можно создавать на мониторе полную имитацию самых разнообразных электрических схем, контролировать в них различные параметры: ток, напряжение и т.д. программа «ЕlectroM» - для составления электрических цепей, программа «Трансформатор» - для расчета трансформаторов, «Конденсатор» предназначена для определения ёмкости конденсатора по разным маркировкам. Табличный процессор MS Excel можно использовать как на математике, так и на физике и электротехнике: например, устанавливать аналитические зависимости между различными физическими величинами, строить графики этих зависимостей, производить сложные расчеты, а также решать задачи на оптимизацию. Для оформления текстовой документации (практических и лабораторных работ, докладов) широко используется текстовый редактор MS Word.

К готовым программным продуктам относятся также обучающие программы и электронные учебники, отражающие основное содержание учебной дисциплины. Они помогают быстро найти необходимую информацию, существенно экономят время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала. Особенно эффективными являются мультимедийные электронные учебники, в которых вывод текста сопровождается показом связанных с текстом изображений, анимаций, фрагментов фильмов, экспериментов и т.д. Мультимедийный учебник значительно повышает интерес обучающихся к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний. Так, например, на уроках физики можно использовать мультимедийный электронный учебник «Физика 10 класс (Г.Я. Мякишев и др.)». Данный учебник содержит теоретический раздел, который насыщен рисунками и анимацией физических процессов, справочный раздел, в котором сведены все определения, константы, физические зависимости, размерности различных физических величин. В учебник интегрированы модели для проведения компьютерного эксперимента, при этом обучающийся имеет возможность изменять параметры модели (массу тел, скорость, коэффициент трения и др.) и сразу оценивать результат компьютерного эксперимента. Виртуальные лабораторные работы позволяют более подробно изучить физические процессы, провести численные эксперименты с различными параметрами модели, найти физические зависимости. В электронный учебник интегрированы тесты и задачи для контроля знаний обучающихся, а также приведены примеры решения задач. На занятиях электротехники также можно использовать мультимедийный учебник «В мир электричества - как в первый раз», содержащий теоретический материал, видеосюжеты, модели, рисунки фотографии.

Следующей формой применения ИКТ в педагогической деятельности преподавателей является использование Интернет-ресурсов. Глобальная сеть Интернет дает неограниченный доступ к профессиональной информации, к современным научным данным, позволяет изучить опыт и адаптировать имеющиеся в Сети планы Интернет-уроков, методические пособия и разработки, инновационные идеи других педагогов для собственного использования, привлечь мультимедийные возможности и электронные on-linе учебники для организации учебного процесса. Например, для составления заданий и тестов можно использовать on-line сервисы, также применять эти сервисы на заключительных занятиях.

Закрепление изученного материала на уроках также может сочетаться с использованием электронных заданий - тестовых и контролирующих программ, которые позволяют быстро устанавливать обратную связь с обучающимися, вносить коррективы в их знания, экономить время преподавателя и объективно выставлять оценки. Использование тестовых и контролирующих программ помогает проверить знания обучающихся при выполнении практических работ, домашних заданий, при закреплении изученного материала, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. С этой целью преподаватель информатики и ИКТ лицея с помощью тестирующей программной оболочки MyTest разработан ряд компьютерных тестов по многим дисциплинам.

Информационно-коммуникационные технологии, к сожалению, в лицее используются преподавателями при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий. Так, в рамках аттестации, интересно прошли открытый урок и внеклассное мероприятие по башкирскому языку (преподаватель Идрисова З.Н.), на которых использовались такие формы информационно-коммуникационных технологий, как слайд-презентации, видеоматериалы. Такие же формы ИКТ использовал на открытом уроке по производственному обучению, кот. проводил в рамках конкурса «Мастер года-2012», мастер п/о Леонтьев С.Ф. Также проводила уроки с использованием ИКТ преподаватель Юсупова Н.Т.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий при обучении позволяет совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к обучению, организовать самостоятельную, творческую деятельность обучающихся; использовать новые способы поиска и обработки информации, увеличить долю исследовательской деятельности обучающихся, расширить их кругозор, повысить познавательную активность, качество и эффективность усвоения знаний.

Нашим преподавателям и мастерам п/о хочется пожелать не бояться и учиться работать с информационными технологиями, и активно внедрять их в свою деятельность, ведь как говорил великий русский педагог, основоположник русской отечественной педагогики Д.К. Ушинский «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»!



© 2010-2022