• Преподавателю
  • Другое
  • СтатьяЦенностно-смысловая и общекультурная компетенции, возможности их формирования на уроках гуманитарного цикла

СтатьяЦенностно-смысловая и общекультурная компетенции, возможности их формирования на уроках гуманитарного цикла

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глаголева Татьяна Васильевн,

учитель обществознания

МБОУ гимназии №1
г. Липецк, Липецкая область

Ценностно-смысловая и общекультурная компетенции, возможности их формирования на уроках гуманитарного цикла

Аннотация: Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции среди ключевых компетенций имеют первостепенное значение для развития личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения. Особое внимание их развитию следует уделить именно на уроках гуманитарного цикла.

Ключевые слова: компетенции, ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, проектная деятельность, диалогичность обучения

Наши ученики - это люди нового поколения, нового информационного конкурентного общества. И умение творить себя, свою жизнь в таком обществе очень важно. Именно на развитие учащихся, их становление как личности, и направлен компетентностный подход в образовании и воспитании учащихся, заложенный в стандартах нового поколения.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции среди ключевых компетенций имеют, на мой взгляд, первостепенное значение для развития личности. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции проявляются в том, что дети:

- учатся адекватно оценивать свои способности и возможности;

- понимают важность таких ценностей как здоровье, семья и интересная работа;

- создаются внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования;

- формируют собственное представление о необходимости соблюдать общечеловеческие, нравственные законы и нормы.

Наибольшим потенциалом в плане развития ценностно-смысловой и общекультурной компетентности обладают дисциплины гуманитарного цикла, это связано с их личностно-ориентированным характером. На уроках истории и обществознания идёт процесс формирования этих компетентностей через разные формы работы учащихся:

- изучение различных источников и их оценку;

- исследование своей родословной;

- через создание презентаций на заданные темы, самостоятельный поиск, анализ и отбор необходимой информации;

- через работу в группах.

Эффективным средством развития ценностно-смысловой компетентности выступает и проектная деятельность аксиологической, т.е. ценностной тематики. Например, у обучающихся значительный интерес вызвал такой проект как «Динамика системы семейных ценностей на современном этапе (на примере моей семьи)», который выполнялся в рамках предмета «Обществознание». Эта тема оказалась близка учащимся, поскольку предполагала обращение к ценностям своей семьи. Ребята с интересом выясняли социальные, политические, культурные и экономические факторы, оказывающие влияние на ценности их семьи (родителей, её и братьев или сестер). Работа над данным проектом помогла не только лучше понять своих родителей, но и переосмыслить собственные ценности.

Возможность апробировать свой опыт предоставляется учащимся в научно-исследовательской деятельности по преодолению возникающих в обществе проблем. Примером может служить проведение исследования по теме «Велосипед в городе», которое было сделано Вендеревским Максимом.

Ученик провёл анализ роли велоспорта в жизни человека, значения и необходимости для города велосипедных дорожек. С этой целью он изучил различные источники, документальные материалы, составил опросный лист и провел социологическое исследование. В процессе такой деятельности активно формируется ценностно-смысловая компетенция.

Знания о роли велодорожек для города помогли сделать вывод о степени его важности для изменения экологической обстановки. Всё это, а также заинтересованность ученика в представлении его работы на научных конференциях, является примером проявления его общекультурной компетенции.

Гуманитарные и обществоведческие предметы связаны с решением главной социальной функцией образования - передачей опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Общественные изменения в России в образе жизни людей привели к усилению значимости материальных ценностей, которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в определенные кризисные времена. Единственным условием, удерживающим общество на гуманистических основах, остается правильно сформированная система ценностей. Этот процесс осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение учениками идеи любви к семье, к Родине, развитие нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности.

На уроках обществознания в 10-11 классах ученики готовят сообщения о событиях в мире на основе выпусков новостей. Это не просто передача того, что слышали или читали, это обязательная самостоятельная оценка произошедшего, с аргументацией, основанной на полученных знаниях. Задание не простое. Старшеклассники часто проявляют аполитичность, а потому не могут дать адекватной, взвешенной оценки происходящему, поэтому считаю важным привитие интереса к событиям в стране и в мире, развитие способности применять полученные знания в диалогах и дискуссиях об истории и современности.

При написании эссе, а это наиболее сложное задание части С в ЕГЭ по обществознанию, ребята задумываются над вопросом о социальной значимости деятельности человека, о необходимости сотрудничества, милосердия, героизма, патриотизма.

Диалогичность обучения, подразумевает не только установление диалога между педагогом и воспитанниками в процессе обучения, уважении точки зрения собеседника, выявлении различных позиций, но и понимание диалога в более широком смысле. Обучающиеся должны применять диалогичность в общении с миром, анализируя и оценивая как свои поступки, так и поступки других людей, идеи, высказывания, материальные и духовные объекты, с которыми взаимодействует человек, значимые события.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции формируют понимание проблем государственного масштаба. К примеру, на уроке обществознания по проблемам национально - территориального устройства учащиеся размышляли над вопросом, для чего наша страна делится на субъекты и почему государство выбрало именно такие способы деления страны. Дискуссия позволила ребятам еще раз вспомнить про многонациональный состав нашего государства, про проблемы в отношения между народами.

Российское государство и общество сегодня предъявляют к системе образования обоснованное требование усилить внимание к вопросам формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, что признано приоритетом государственной образовательной политики. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

При организации учебной деятельности на уроке необходимо создавать условия саморазвития. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно - творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого.

Подводя итог, хочу отметить, что ценностно-смысловые и общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются самой личностью как результат её творческой активности, и задача педагога создать все необходимые условия для этого.

Список литературы:

  1. Гавриленко Т. Обучение через желание // Учитель. - 2005. - № 6. - С. 12-13 Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ООО «Издательство Асртель», 2004. - 78.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - С. 3-13

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.

  4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.

  5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

© 2010-2022