• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия по русскому языку по темеСогласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже

Конспект занятия по русскому языку по темеСогласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект коррекционного занятия по русскому языку в 9 классе

для учащихся, обучающихся по специальной коррекционной программе

VIII вида



Выполнила: Калинина Светлана Владимировна учитель-дефектолог МКОУ «Песчановская СОШ»

Тема: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже»

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»;

  2. Закрепить умение использовать имя прилагательное в речи; согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже;

  3. Развивать зрительное восприятие с помощью специальных упражнений, развивать внимание, словесно-логическое мышление;

  4. Воспитывать мотивацию к учению, воспитывать эстетические чувства

  5. Оборудование: таблицы, карточки существительных и прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями, с падежами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуй, Маша! Чтобы настроиться на урок мы должны сказать себе:

Я всё - умею!

Я всё - могу!

У меня всё - получится!

  1. Вводная беседа

На парте у тебя лежит карточка. Прочитай, что в ней написано.

Чтение отрывка стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (на карточке)

учащимся

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Учитель: Назови слова, которые выделены тёмным шрифтом (голубыми, великолепными, прозрачный). Как ты думаешь, какая это часть речи? Поставь к ним вопросы? (имя прилагательное)

Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном. Будем согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе и падеже.

  1. Повторение

Попробуй прочитать данный отрывок стихотворения без выделенных прилагательных.

Как ты думаешь, когда звучит лучше стихотворение, с прилагательными или без них? (конечно с прилагательными).

А почему? Какую роль играют прилагательные в стихотворении? (подчёркивают красоту природы)

Что же такое имя прилагательное? (часть речи, обозначает признак предмета). Прозрачный, значит какой? (светлый, голый) и отвечает на вопрос какой? какая? какие? какое?

Давай опять обратимся к нашему стихотворению. К строке прозрачный лес один чернеет. От какого слова мы задаём вопрос к прилагательному? От существительного лес. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.

  1. Закрепление

Учитель: А теперь поработаем с учебником

  1. Работа в тетради

Открой тетрадь, запиши число.

- Упр.100, стр.77 1 часть задания: дописать окончания прилагательных, согласуя их с данными существительными в роде, числе, падеже. От существительных к прилагательным устно поставить вопрос.

Для чего задаём вопрос? (чтобы правильно написать окончания)

Например: главное слово монет (каких?) золотых.

Учитель: от существительного к прилагательному ставим вопрос

Учитель: Следующая часть задания: подчеркнуть прилагательные, которые употреблены в переносном значении. Как ты понимаешь смысл этих выражений? Но сначала давай вспомним, что значит переносное значение слова? Например, давай сравним золотое кольцо и золотое сердце.

Золотое сердце - доброе, отзывчивое

Дорогую мамочку - любим, жалеем, уважаем

Голубыми просторами - чистыми, широкими, большими

Крутой характер - резкий

Озорной ветерок - быстрый, тёплый, порывистый, то есть, то нет.

  1. Работа у доски

Карточки с именами существительными в одном столбике и карточки с именами прилагательными в другом столбике. Соединить существительные и прилагательные с помощью стрелок по смыслу так, чтобы не менять форму слова.

- записать словосочетания существительных с прилагательными. Указать

- как мы определяем род, число и падеж в словосочетаниях существительного с прилагательным? (по существительному)

Например: на лодке (какой?) парусной (ж.р., ед.ч., П.п.)

  1. Релаксация (Путешествие на облаке) под музыку

  2. Задания, на развитие зрительного восприятия, внимания, мышления

А теперь продолжаем наш урок

По карточкам выполни задания

1. Найди лишнее слово в каждой строчке

- высокий, большой, болезнь, больной (болезнь - сущ.)

- весёлая, белое, быстрая, печальная ( белое - средн.рода)

- умный, красивый, светлая, тонкий (по роду или вопросу)

2. «Скажи наоборот» (к данным прилагательным подбери прилагательные с противоположным значением)

Белый - чёрный кислое - сладкое

Высокая - низкая толстый -тонкий

Широкое - узкое горячий - холодный

Мягкий - твёрдый сытый - голодный

  1. Итог урока

О какой части речи мы сегодня говорили?

Что мы вспомнили об имени прилагательном?

С чем согласуется имя прилагательное?

Какие ещё задания ты выполняла?

Что на уроке тебе особенно запомнилось?

  1. Оценка работы на уроке

Маша на уроке была активна, старалась выполнять все задания. Молодец!

Дополнительно (резерв)

Работа с деформированными предложениями. Вставь нужные по смыслу прилагательные.

На поляне рос ….. дубок. Стайка птиц пролетала над ….. поляной. Ходят гуси по краю оврага, щиплют ….. траву. На ….. небе показалось тёплое солнышко. Лесная поляна покрыта ….., ….. снегом.


© 2010-2022