Рабочая программа кружка Моделирование из бумаги

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Аннинская станция юных техников



«Рассмотрено»

На методическом совете СЮТ

Протокол № ____________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор СЮТ

С.А.Шубин

_______________




Программа объединения

« Моделирование из бумаги »

Срок реализации 2 года

для обучающихся 8-12 лет





Разработал

педагог доп. образования:

А.И.Владимиров



с. Верхняя Тойда

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу "Моделирование из бумаги" состоит из 3х разделов:

- "Плоскостные композиции";

- "Модульное оригами";

- "Бумагопластика"

Цели данной программы:

1. Личностная.

По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

восприятия (целостности и структурности образа);

внимания (концентрации и устойчивости);

памяти (зрительной и кинестетической);

мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал "Оригами" или непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).

6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)

7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал "Оригами" и других изданиях, книги и т.п.

Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается "по спирали", изменяется степень сложности выполнения задания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:

* учебные занятия групповые по 2 часа 2 раза в неделю.

* учебные группы формируются по возрасту;

* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.

Воспитательный процесс организован путём:

* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли "солиста" (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего "хора" (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);

* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме "модульное оригами" из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.

* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Годовая учебная программа рассчитана на 144часа. В состав программы входят следующие части:

* теория техники моделирования;

* практические задания;

* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;

* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;

* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.

* наглядные пособия и оборудование;

* межпредметные связи.

Тематическое планирование на 1-й год обучения:

N

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

(S)

теория

практика

I

Введение

4

2

2

II

Плоскостные композиции:

46

2

44

А.

Аппликация

30

2

28

Б.

Художественное вырезание

16

2

14

III

Модульное оригами

30

4

26

IV

Бумагопластика или объемное конструирование

60

6

54

А.

Объемные изделия из спичечных коробков

30

4

26

Б.

Конструирование игрушек из цветной бумаги

20

2

18

В.

Конструирование движущей модели из картона

10

10

V

Заключение

4

4


Всего

144ч.

14ч.

130ч.

На каждый из разделов:

  1. Введение

N


занятия


Тема



Количество часов


всего

(S)



в том числе


теория



практика


1

Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

2


2

-


2

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

2

-

2



II. Плоскостные композиции

N

Количество часов

занятия

Тема

всего

в том числе

(S)

теория

практика

А. Аппликация

3

Технология аппликации. Какие бывают аппликации.


2



2

-

4

Аппликация из полосок


2


-


2

5

Аппликация из геометрических фигур


2


-


2

6

Обрывная аппликация

2

-

2

7

Аппликация из скрученных салфеток

2

-

2

8

Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток

2

-

2

9

Аппликация из рекламных проспектов

2

-

2

10

Сюжетная аппликация

2

-

2

11

Симметричная аппликация

2

-

2

12

Аппликация из серпантина

2

-

2

13

Композиция на основе аппликации

10


10

Б. Художественное вырезание

14

Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты

2

2

-

15

Ажурное вырезание бабочки

2

-

2

16

Ажурное вырезание цветов

2

-

2

17

Создание композиции с бабочками и цветами

2

-

2

18

Ажурный веночек

2

-

2

19

Цветочный хоровод

2

-

2

20

Ажурный слоник

2

-

2

21

2

-

2

III. Модульное оригами

N


занятия


Тема



Количество часов


всего

(S)



в том числе


теория



практика


22

История модульного оригами

2


2

-


23

Техника выполнения треугольного модуля

2

2

-

24


Отработка техники выполнения треугольного модуля

2

-

1


25

Апельсин из модулей

2

-

2

26

Клубника из модулей

2

-

2

27

Мини-ананас из модулей

2

-

2

28

Снеговик из модулей

8

-

8

29

Дед Мороз из модулей

10

-

10

IV. Бумагопластика

N


занятия


Тема



Количество часов


всего

(S)



в том числе


теория



практика


А. Объемные изделия из спичечных коробков.

30

Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания

2

-

2


31

Мебель из коробков

2

-


2


32

Гусеница из коробков

2

-

2

33

Лошадь из коробков

2

-

2

34

Слон из коробков

2

-

2

35

Жираф из коробков

2

-

2

36

Автомобили из коробков

8

-

8

37

Создание композиции

10

-

10

Б. Конструирование игрушек из цветной бумаги.

38

Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания

2

2

-

39

Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги

2

2

-

40

Транспорт

6

-

6

41

Животные

4

-

4

42

Объемная архитектура

6

-

6

В. Конструирование движущей модели из картона


Движущая карусель

10

1

9

V. Заключение

N


занятия


Тема



Количество часов


всего

(S)



в том числе


теория



практика


43

Подготовка работ к выставке

2

-

2


44

Выставка работ за год

2

-

2


Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.

Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию:

1. В. Гончар. Альбом "Кристаллы", М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

2. В. Гончар. "Модели многогранников", М.: Аким, 97, 64 с.

3. В. Гончар. "Игрушки из бумаги", М.: Аким, 97, 64 с.

4. Журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги" номера за 96-99 год.

5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки оригами в школе и дома", М.: Аким, 97.

6. Т.В. Хлямова "Звёздное небо" , М.: Аким, 97.

7. В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва "Легенды о цветах", М.: Аким, 97. и другие тематич. издания

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по курсу "Бумажное моделирование" необходимы следующие условия:

* материально-технические условия

- Отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями.

- Наборы бумаги для занятий.

- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.

- В качестве дополнительного оборудования

могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.

* методические условия

- Набор моделей по основным темам курса

- Шаблоны

- Выкройки-развёртки

- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.

- Тематическая литература

- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)

* кадровые условия

- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.

* внешние условия

- наличие тематического учебно-методического журнала

- проведение тематических выставок

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:

1. "Оригами и педагогика", материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2. Материалы II Сибирской конференции "Оригами в учебном процессе", (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.

3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал "Оригами" № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки оригами в школе и дома", М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

5. Афонькин С.Ю. и др. "Кусудамы - волшебные шары" М.: Аким, 97, 64 с.

6. Афонькин С.Ю. и др. "Рождественское оригами" М.: Аким, 98, 64 с.

7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л "Оригами".

8. Белим С.Н. и др. "Задачи по геометрии, решаемые методом оригами" М.: Аким, 97, 64 с.

9. Валявский А.С., "Как понять ребёнка", СПб.: 98, 752 с.

10. М. Веннинджер "Модели многогранников", М.: Мир, 1974, 236 с.

11. В. Гончар. Альбом "Кристаллы", М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

12. В. Гончар. "Модели многогранников", М.: Аким, 97, 64 с.

13. В. Гончар. "Игрушки из бумаги", М.: Аким, 97, 64 с.

14. Журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги". Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).

15. Кумарин В.В. "Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе", Чехов.: 96, 64 с.

16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. "Легенды о цветах", М.: Аким, 98, 64 с.

17. Сержантова Т.Б. "365 моделей оригами", М.: Айрис, 98 г.

18. Соколова С.В. и др. "Русские народные сказки", М.: Аким, 97, 64 с.

19. Соколова С.В. "Игрушки-оригамушки", части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

20. Хлямова Т.В. "Звёздное небо", М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. "Полезные предметы и украшения для письменного стола", М.: Аким, 98, 64 с.



ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ

stranamasterov.ru/







Календарно - тематический план

первого года обучения.

2013-2014 г.

п/п

Наименование разделов и темы

Коли-

чество часов

Сроки проведения занятий

плани-

руемые

факти-ческие

Вводное занятие

4



1


Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

2




2

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

2




Плоскостные композиции

46




а) Аппликация

30



3

Технология аппликации. Какие бывают аппликации.

2



4

Аппликация из полосок

2



5

Аппликация из геометрических фигур

2



6

Обрывная аппликация

2



7

Аппликация из скрученных салфеток

2



8

Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток

2



9

Аппликация из рекламных проспектов

2



10

Сюжетная аппликация

2



11

Симметричная аппликация

2



12

Аппликация из серпантина

2



13

Композиция на основе аппликации

2



14

Композиция на основе аппликации

2



15

Композиция на основе аппликации

2



16

Композиция на основе аппликации

2



17

Композиция на основе аппликации

2




б) Художественное вырезание

16



18

Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты

2



19

Ажурное вырезание бабочки

2



20

Ажурное вырезание цветов

2



21

Создание композиции с бабочками и цветами

2



22

Ажурный веночек

2



23

Цветочный хоровод

2



24

Ажурный слоник

2



25

Ажурная ёлочка

2




Модульное оригами

30



26

История модульного оригами

2



27

Техника выполнения треугольного модуля

2



28

Отработка техники выполнения треугольного модуля

2



29

Апельсин из модулей

2



30

Клубника из модулей

2



31

Мини-ананас из модулей

2



32

Снеговик из модулей

2



33

Снеговик из модулей

2



34

Снеговик из модулей

2



35

Снеговик из модулей

2



36

Дед Мороз из модулей

2



37

Дед Мороз из модулей

2



38

Дед Мороз из модулей

2



39

Дед Мороз из модулей

2



40

Дед Мороз из модулей

2




Бумагопластика

60




а) Объемные изделия из спичечных коробков

30



41

Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания

2



42

Мебель из коробков

2



43

Гусеница из коробков

2



44

Лошадь из коробков

2



45

Слон из коробков

2



46

Жираф из коробков

2



47

Автомобили из коробков

2



48

Автомобили из коробков

2



49

Автомобили из коробков

2



50

Автомобили из коробков

2



51

Создание композиции

2



52

Создание композиции

2



53

Создание композиции

2



54

Создание композиции

2



55

Создание композиции

2




б) Конструирование игрушек из цветной бумаги.

20



56

Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания

2



57

Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги

2



58

Транспорт

2



59

Транспорт

2



60

Транспорт

2



61

Животные

2



62

Животные

2



63

Объемная архитектура

2



64

Объемная архитектура

2



65

Объемная архитектура

2




в) Конструирование движущей модели из картона

10



66

Движущая карусель

2



67

Движущая карусель

2



68

Движущая карусель

2



69

Движущая карусель

2



70

Движущая карусель

2




Заключение



4



71

Подготовка работ к выставке

2



72

Выставка работ за год

2




ИТОГО

144





© 2010-2022