- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Моделирование из бумаги
Рабочая программа кружка Моделирование из бумаги
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Владимиров А.И. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Аннинская станция юных техников
«Рассмотрено»
На методическом совете СЮТ
Протокол № ____________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СЮТ
С.А.Шубин
_______________
Программа объединения
« Моделирование из бумаги »
Срок реализации 2 года
для обучающихся 8-12 лет
Разработал
педагог доп. образования:
А.И.Владимиров
с. Верхняя Тойда
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
-
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
-
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
-
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
-
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа по курсу "Моделирование из бумаги" состоит из 3х разделов:
- "Плоскостные композиции";
- "Модульное оригами";
- "Бумагопластика"
Цели данной программы:
1. Личностная.
По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
восприятия (целостности и структурности образа);
внимания (концентрации и устойчивости);
памяти (зрительной и кинестетической);
мышления (пространственного, креативного).
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная
Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал "Оригами" или непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).
6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)
7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал "Оригами" и других изданиях, книги и т.п.
Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается "по спирали", изменяется степень сложности выполнения задания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
* учебные занятия групповые по 2 часа 2 раза в неделю.
* учебные группы формируются по возрасту;
* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
Воспитательный процесс организован путём:
* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли "солиста" (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего "хора" (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);
* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме "модульное оригами" из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.
* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Годовая учебная программа рассчитана на 144часа. В состав программы входят следующие части:
* теория техники моделирования;
* практические задания;
* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
* наглядные пособия и оборудование;
* межпредметные связи.
Тематическое планирование на 1-й год обучения:
N
Количество часов
п/п
Разделы
всего
в том числе
(S)
теория
практика
I
Введение
4
2
2
II
Плоскостные композиции:
46
2
44
А.
Аппликация
30
2
28
Б.
Художественное вырезание
16
2
14
III
Модульное оригами
30
4
26
IV
Бумагопластика или объемное конструирование
60
6
54
А.
Объемные изделия из спичечных коробков
30
4
26
Б.
Конструирование игрушек из цветной бумаги
20
2
18
В.
Конструирование движущей модели из картона
10
10
V
Заключение
4
4
Всего
144ч.
14ч.
130ч.
На каждый из разделов:
-
Введение
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
(S)
в том числе
теория
практика
1
Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.
2
2
-
2
Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.
2
-
2
II. Плоскостные композиции
N
Количество часов
занятия
Тема
всего
в том числе
(S)
теория
практика
А. Аппликация
3
Технология аппликации. Какие бывают аппликации.
2
2
-
4
Аппликация из полосок
2
-
2
5
Аппликация из геометрических фигур
2
-
2
6
Обрывная аппликация
2
-
2
7
Аппликация из скрученных салфеток
2
-
2
8
Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток
2
-
2
9
Аппликация из рекламных проспектов
2
-
2
10
Сюжетная аппликация
2
-
2
11
Симметричная аппликация
2
-
2
12
Аппликация из серпантина
2
-
2
13
Композиция на основе аппликации
10
10
Б. Художественное вырезание
14
Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты
2
2
-
15
Ажурное вырезание бабочки
2
-
2
16
Ажурное вырезание цветов
2
-
2
17
Создание композиции с бабочками и цветами
2
-
2
18
Ажурный веночек
2
-
2
19
Цветочный хоровод
2
-
2
20
Ажурный слоник
2
-
2
21
2
-
2
III. Модульное оригами
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
(S)
в том числе
теория
практика
22
История модульного оригами
2
2
-
23
Техника выполнения треугольного модуля
2
2
-
24
Отработка техники выполнения треугольного модуля
2
-
1
25
Апельсин из модулей
2
-
2
26
Клубника из модулей
2
-
2
27
Мини-ананас из модулей
2
-
2
28
Снеговик из модулей
8
-
8
29
Дед Мороз из модулей
10
-
10
IV. Бумагопластика
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
(S)
в том числе
теория
практика
А. Объемные изделия из спичечных коробков.
30
Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания
2
-
2
31
Мебель из коробков
2
-
2
32
Гусеница из коробков
2
-
2
33
Лошадь из коробков
2
-
2
34
Слон из коробков
2
-
2
35
Жираф из коробков
2
-
2
36
Автомобили из коробков
8
-
8
37
Создание композиции
10
-
10
Б. Конструирование игрушек из цветной бумаги.
38
Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания
2
2
-
39
Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги
2
2
-
40
Транспорт
6
-
6
41
Животные
4
-
4
42
Объемная архитектура
6
-
6
В. Конструирование движущей модели из картона
Движущая карусель
10
1
9
V. Заключение
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
(S)
в том числе
теория
практика
43
Подготовка работ к выставке
2
-
2
44
Выставка работ за год
2
-
2
Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.
Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию:
1. В. Гончар. Альбом "Кристаллы", М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
2. В. Гончар. "Модели многогранников", М.: Аким, 97, 64 с.
3. В. Гончар. "Игрушки из бумаги", М.: Аким, 97, 64 с.
4. Журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги" номера за 96-99 год.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки оригами в школе и дома", М.: Аким, 97.
6. Т.В. Хлямова "Звёздное небо" , М.: Аким, 97.
7. В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва "Легенды о цветах", М.: Аким, 97. и другие тематич. издания
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по курсу "Бумажное моделирование" необходимы следующие условия:
* материально-технические условия
- Отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями.
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования
могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
* методические условия
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
* кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
* внешние условия
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:
1. "Оригами и педагогика", материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции "Оригами в учебном процессе", (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал "Оригами" № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки оригами в школе и дома", М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. "Кусудамы - волшебные шары" М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. "Рождественское оригами" М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л "Оригами".
8. Белим С.Н. и др. "Задачи по геометрии, решаемые методом оригами" М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., "Как понять ребёнка", СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер "Модели многогранников", М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом "Кристаллы", М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. "Модели многогранников", М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. "Игрушки из бумаги", М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги". Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. "Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе", Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. "Легенды о цветах", М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. "365 моделей оригами", М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. "Русские народные сказки", М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. "Игрушки-оригамушки", части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. "Звёздное небо", М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. "Полезные предметы и украшения для письменного стола", М.: Аким, 98, 64 с.
ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ
stranamasterov.ru/
Календарно - тематический план
первого года обучения.
2013-2014 г.
№
п/п
Наименование разделов и темы
Коли-
чество часов
Сроки проведения занятий
плани-
руемые
факти-ческие
Вводное занятие
4
1
Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.
2
2
Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.
2
Плоскостные композиции
46
а) Аппликация
30
3
Технология аппликации. Какие бывают аппликации.
2
4
Аппликация из полосок
2
5
Аппликация из геометрических фигур
2
6
Обрывная аппликация
2
7
Аппликация из скрученных салфеток
2
8
Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток
2
9
Аппликация из рекламных проспектов
2
10
Сюжетная аппликация
2
11
Симметричная аппликация
2
12
Аппликация из серпантина
2
13
Композиция на основе аппликации
2
14
Композиция на основе аппликации
2
15
Композиция на основе аппликации
2
16
Композиция на основе аппликации
2
17
Композиция на основе аппликации
2
б) Художественное вырезание
16
18
Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты
2
19
Ажурное вырезание бабочки
2
20
Ажурное вырезание цветов
2
21
Создание композиции с бабочками и цветами
2
22
Ажурный веночек
2
23
Цветочный хоровод
2
24
Ажурный слоник
2
25
Ажурная ёлочка
2
Модульное оригами
30
26
История модульного оригами
2
27
Техника выполнения треугольного модуля
2
28
Отработка техники выполнения треугольного модуля
2
29
Апельсин из модулей
2
30
Клубника из модулей
2
31
Мини-ананас из модулей
2
32
Снеговик из модулей
2
33
Снеговик из модулей
2
34
Снеговик из модулей
2
35
Снеговик из модулей
2
36
Дед Мороз из модулей
2
37
Дед Мороз из модулей
2
38
Дед Мороз из модулей
2
39
Дед Мороз из модулей
2
40
Дед Мороз из модулей
2
Бумагопластика
60
а) Объемные изделия из спичечных коробков
30
41
Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания
2
42
Мебель из коробков
2
43
Гусеница из коробков
2
44
Лошадь из коробков
2
45
Слон из коробков
2
46
Жираф из коробков
2
47
Автомобили из коробков
2
48
Автомобили из коробков
2
49
Автомобили из коробков
2
50
Автомобили из коробков
2
51
Создание композиции
2
52
Создание композиции
2
53
Создание композиции
2
54
Создание композиции
2
55
Создание композиции
2
б) Конструирование игрушек из цветной бумаги.
20
56
Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания
2
57
Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги
2
58
Транспорт
2
59
Транспорт
2
60
Транспорт
2
61
Животные
2
62
Животные
2
63
Объемная архитектура
2
64
Объемная архитектура
2
65
Объемная архитектура
2
в) Конструирование движущей модели из картона
10
66
Движущая карусель
2
67
Движущая карусель
2
68
Движущая карусель
2
69
Движущая карусель
2
70
Движущая карусель
2
Заключение
4
71
Подготовка работ к выставке
2
72
Выставка работ за год
2
ИТОГО
144