Урок по музыке в 5 классе не молкнет сердце чуткое Шопена

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Краткое описание: разработка урока музыки в 5 классе по программе Критской, Сергеевой. Цель урока: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося через соприкосновение с жизнью и многогранным творчеством Ф.Шопена. Оборудование:                                                   1) фортепиано,2)ноутбук ,3) проектор, 4)нотный материал ("Музыка, здравствуй", "Давайте сохраним", польская нар. песня "Кукушк...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20"













План-конспект урока

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема: "Гармонии задумчивый поэт"



Урок разработал:

учитель музыки молодой специалист

Пантелеева Валентина Юрьевна







г.Набережные Челны, 2014.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Краткое описание: разработка урока музыки в 5 классе по программе Критской, Сергеевой.

Цель урока: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося через соприкосновение с жизнью и многогранным творчеством Ф.Шопена.

Оборудование:

1) фортепиано,2)ноутбук ,3) проектор, 4)нотный материал ("Музыка, здравствуй", "Давайте сохраним", польская нар. песня "Кукушка", "Полонез A- Dur", Ф. Шопен , его прелюдии № 7 и № 20,5) аудио, видеоматериал, 6)акустическая система.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена, выявить особенности музыки Шопена, знакомство с различными жанрами фортепианной музыки и закрепление таких понятий, как "вальс", "мазурка", "полонез", "прелюдия" познакомить детей с характерным шагом полонеза.

Развивающие: развивать вокально- хоровые навыки в песнях "Кукушка", "Давайте сохраним",развивать пластику и координацию движений в разделе дин. минутка, развивать слуховые навыки в разделе слушания музыки, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, развивать творчество детей.

Воспитательные: воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, воспитывать патриотические чувства учащихся через постижение музыкальных образов высокого смысла и содержания.

План:

1) Организационный момент, муз. приветствие " Музыка, здравствуй";

2)Повторение пройденного материала на прошлом уроке (В.Гаврилин, "Перезвоны").

3) Распевание.

4) Разучивание новой польской народной песни "Кукушка", жанр "мазурка".

5) Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шопена и жанрами его инструментальной музыки.

6)Слушание "Полонез A- Dur", движения под него.

7) Повтор песни "Давайте сохраним".

8) Продолжение знакомства с Ф. Шопеном и его произведениями.

9)Итог.



План

Задачи

Ход урока

Методы

1.Орг. момент, муз.приветствие

" Музыка, здравствуй"

Настроить детей на урок музыки, поприветствовать друг друга.

У.- Здравствуйте. Дружно поприветствуем друга друга и пожелаем хорошего настроения. ("Музыка, здравствуй").

Практический

наглядно- слуховой.

2.Повторение пройденного материала на прошлом уроке (В.Гаврилин, "Перезвоны").

Вспомнить пройденный материл, понятие "колокольность" в музыке, активизировать мыслительную деятельность.

У.- Ребята, на прошлом уроке мы разговаривали о значение колокольного звона. А кто помнит, что значит колокольный звон для православной церкви и когда он звучал?(СЛАЙД 2)

Д.(ответы)

У.- Верно. На прошлом уроке мы познакомились с композитором, в чьем творчестве так же присутствует колокольность. Послушайте и вспомните композитора, название произведения и название конкретного номера. (У. ставит фрагмент В. Гаврилин).

Д.- (ответы)(СЛАЙД 3,4,5).

У.- Все верно.

Словесный, наглядно- слуховой, беседа, наглядно- зрительный,

вопрос- ответ. метод сопоставления.

2. Распевание

Развитие вокально- хоровых навыков, настроиться на правильное пение.

Развивать навыки исполнения на legato, чувство синкопированного ритма и метра, подготовить детей к новой песне.

Развитие четкой дикции, подготовить детей к новой песне.

У.- Ребята, пришло нам время распеться. Нам необходимо распеться и разогреть наш голосовой аппарат.

Итак, сначала я показываю, затем вы повторяете за мной по моей руке, будьте внимательны.

1 распевание:

Ку- ку, ку- ку(долгие поступенные два звука)

2 распевка:

О- ди- ри- ни дина, о-ди-ри- ди-

дина, у- ха.( фрагмент из песни)

Вокально -практический,

словесный.

4.Разучивание новой польской народной песни "Кукушка", знакомство с жанром "мазурка".

Разучить первый куплет песни "Кукушка", познакомить с танцем мазурка.

У.- Фраза из последней распевки это- вокализ на польском языке...Сегодня мы перенесемся в Польшу, познакомимся с великим польским композитором Фредериком Шопеном.(СЛАЙД 6) Шопен- это тот, который композитор болел родиной и всей душой ей был предан, любил народные мотивы и песни. Вот, например возьмем мазурки Шопена. Мазурка- это польский народный танец, произошел от названия местности в Польше Мазовия(СЛАЙД 7). Изначально танец был популярен среди простых людей, но потом его стали танцевать на балах в домах аристократии. Давайте сравним мазурку Глинки из оперы "Иван Сусанин" и мазурку № 3 Фредерика Шопена и найдем отличия .(СЛАЙД 8,9).( У. ставит фрагменты).

У.- Чем же отличается эта музыка?

Д.(ответы)

У.- Действительно, мазурки разные бывают. У Шопена мазурки песенные, напевные очень лиричные, он превратил сделал ее концертным отдельным произведением, верно. Чтобы нам лучше прочувствовать дух польской народной музыки, мы с вами разучим польскую народную песню "Кукушка"в этой песне мы можем услышать характерный для мазурки ритм с синкопой. Синкопа- это перемещение акцента с сильной доли на слабую(СЛАЙД 10).

( разучивание первого куплета по фразам, вместе простучать ритм каждой фразы).(СЛАЙД 11)

Вокальный, словесный, беседа, практический, вопрос- ответ, метод повторения прошлого материала.

5.Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шопена и жанрами его инструментальной музыки.

Познакомить с великим польским композитором, выявить особенности музыки Шопена.

У.- Вернемся к великому польскому композитору Фредерику Шопену.

Родился в 1810 году в деревне Желязова Воля, в Польше (СЛАЙД 12). Фредерик Шопен занимался на фортепиано, он был прекрасным, виртуозным пианистом. Выступал в различных аристократических домах. Восстания в Польше, навсегда заставили покинуть его любимую Родину, всей душою он любил Польшу, но жил в Париже (СЛАЙД 13).Он блестяще играл на фортепиано, поэтому и вся его музыка в основном инструментальная и написана для его любимого инструмента фортепиано. Не смотрю на то, что он был очень худой, щупленький с маленькими руками, его произведения очень сложные, для них характерны, как мощные насыщенные звучания, так и виртуозно быстрая техника игры.

Словесный,

Слуховой, наглядный, беседа.

6.Слушание "Полонез A- Dur", движения под него.

Выявить особенности Полонеза №1, развить пластику движений, чувство ритма и метра, познакомить детей с характерным шагом полонеза.

У.- Сейчас мы с вами послушаем один из многочисленных полонезов Шопена "Полонез № 1". (СЛАЙД 14). Полонез- это польский торжественный танец- шествие, который танцевали на балах в домах аристократии. (СЛАЙД 15).Послушайте внимательно и определите характер музыки, обратите внимание на особенности музыкальной фактуры . (У. играет фрагмент на ф-но).

Д(ответы).

У.-Сейчас мы с вами подвигаемся и пошагаем под Полонез. Но для начала посмотрим видео этого танца, чтобы наглядно посмотреть шаг полонеза.( ставит видео- фрагмент СЛАЙД 16). Ваша задача будет: выставить ногу, а руки держим за спиной. (У. показывает характерный шаг полонеза, дети повторяют).

Словесный, наглядный, практический, слуховой.

7.Повтор песни "Давайте сохраним".

Развитие вокально- хоровых навыков, чувства коллективизма и товарищества.

У.- О Шопене можно говорить очень долго, но урок у нас идет 45 минут, поэтому нам надо заработать оценки. Встанем и исполним песню "Давайте сохраним", с которой мы уже хорошо знакомы.( исполняют)

Словесный, практический.

8.Продолжение знакомства с Ф. Шопеном и его произведениями.

Вспомнить ранее пройденный муз. материал., познакомить с вальсом №7, продолжить выявлять особенности музыкального языка Ф. Шопена.

У.- Вернемся в Польшу. Шопен писал очень много мазурок, полонезов, прелюдий, вальсов. Послушайте отрывки из двух абсолютно разных прелюдий № 7 и № 20, и посмотрите, насколько разнохарактерная музыка в одном и том же жанре и Шопена и подберите соответствующие рисунки. (СЛАЙД 17)(У. ставит фрагмент, либо играет сама).

Д.( отвечают).

У.- Все верно. И так давайте повторим, с каким композитором мы сегодня познакомились и какие его произведения слушали.

Д.(ответы).

У.- Шопена помнят, уважают, его музыка признана во всем мире. Каждый год в память о Шопене устраиваются концерты, где выступают пианисты и вокалисты, исполняются произведения Шопена. Такие концерты называются Шопенианы.(СЛАЙД 18)

Словесный, беседа, метод повторения прошлого материала.

9. Итог

Подвести урок к логическому завершению.

У.- Наш урок подходит к концу, за урок все получат оценки, а вашим домашним заданием будет: написать программу музыкального вечера, посвященного Ф.Шопену.





Используемы источники:

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012

sozvezdieoriona.ru›…garmonii_zadumchivyj_poeht…

festival.1september.ru›articles/611029/

nsportal.ru›Школа›Музыка›…-shopen-stranichki-iz…

122.72.0.6openclass.ru›node/91917



© 2010-2022