• Преподавателю
  • Другое
  • Производственное обучение учащихся в условиях производства и производственная практика

Производственное обучение учащихся в условиях производства и производственная практика

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА   1. Производственное обучение учащихся в условиях производства Производственное обучениеи практика на предприятиях — завершающие этапы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. На этих этапах происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка  качеств, характеризующих профессиональное мастерство квалифицированных рабочих, их морального облика, качеств личности. Этапы учебного проце...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА


1. Производственное обучение учащихся в условиях производства

Производственное обучение и практика на предприятиях - завершающие этапы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. На этих этапах происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка качеств, характеризующих профессиональное мастерство квалифицированных рабочих, их морального облика, качеств личности. Этапы учебного процесса в значительной степени отличаются от обучения в учебных мастерских как по целям и содержанию, так и по методам организации.

Если в учебных мастерских учащиеся осваивают основы профессии и главная цель обучения - формировании и умений и навыков качественного выполнения основных приемов, операций и их сочетаний в работах комплексного характера, то цели обучения на завершающих этапах профессиональной подготовки более сложные и многогранные. Здесь уже формируется рабочий-профессионал, способный выполнять работы, соответствующие характеристике. Только при обучении в условиях производства учащиеся имеют возможность изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работ передовиков производства, осознать себя членами трудового коллектива.

Обучение учащихся в учебных мастерских и на предприятиях отличается также и условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Если в мастерских все подчинено решению учебно-воспитательных задач, то на предприятиях учащиеся обучаются, участвуя в производственном процессе, реальные условия которого не всегда позволяют в полной мере рационально сочетать учебные и производственные задачи. Производственный темп, ритм, "производственная необходимость" объективно вносят коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса.

Условия производства не всегда позволяют мастеру постоянно влиять на каждого учащегося. Определенную часть обучающих функций выполняют рабочие, совместно с которыми трудятся учащиеся, руководящий персонал цехов и участков предприятия, бригадиры ученических бригад. Это требует от мастера умений рационально осуществлять координацию этих влияний и функций. Вместе с тем, условия обучения на предприятиях дают возможность более успешно, чем в учебных мастерских, решать ряд важнейших задач обучения и воспитания молодых квалифицированных рабочих. Общение с производственным коллективом, восприятие их лучших традиций, совместное участие в выполнении производственных заданий, в борьбе за повышение эффективности и качества производства являются важными факторами, как обучения, так и воспитания.

Однако, несмотря на значительные различия и в целях, и в условиях обеспечение на предприятиях, как и в учебных мастерских - есть процесс производственного обучения. Объединяет их то, что и там, и здесь учащиеся постепенно и постоянно продвигаются в овладении профессиональным мастерством, и там, и здесь процесс обучения проводится под руководством и направлением мастера производственного обучения и там, и здесь процесс обучения строится на единой методической основе.

Задачи производственного обучения учащихся в условиях производства.

Задачи во многом обусловлены содержанием трудовой деятельности рабочих соответствующей профессии. Это также определяет продолжительность производственного обучения в условиях производства, включая и производственную практику. По этим признакам можно выделить три основные группы профессий.

При обучении профессиям первой группы значительную часть трудовых процессов можно воспроизвести в учебных мастерских училища с достаточным приближением к способам выполнения их на производстве. К этой группе относятся профессии, по преимуществу связанные с непосредственной отработкой предметов труда вручную или с применением станочного оборудования, электрифицированного инструмента, несложных машин и механизмов: станочники широкого профиля, слесари-инструментальщики, столяры ,плотники, электро-радиомонтажники, портные и т. п. профессии. Для обучения в условиях производства на производственную практику для этих профессий отводится 40-45% учебного времени. Задачи этих периодов обучения состоят главным образом в совершенствовании ранее приобретенных учащимися профессиональных умений и навыков, освоении некоторых видов сложных работ, приобщение учащихся к производственным условиям производства. Одновременно учащиеся осваивают и отрабатывают те операции и работы, которые не изучались в учебных мастерских из-за отсутствия требуемого оборудования, сложных инструментов и приспособлений или по другим причинам.

Ко второй группе относятся профессии, в содержании труда которых можно выделить для освоения в учебных мастерских или в других учебных условиях только некоторую часть приемов и способов труда, опера­ций и видов работ, остальная часть содержания труда может быть освоена только в условиях производства. В эту группу профессий входят: слесари всех специализаций (ремонтники, монтажники, сборщики), наладчики Мои ин и оборудования, машинисты различных специализаций, электро­-монтеры, строители-монтажники, строители-отделочники, регулировщики и многие другие профессии. В учебных мастерских будущие рабочие этих профессий осваивают общеслесарные, электромонтажные, сварочные, слесарно-сборочные и другие виды работ общепрофессионального характера.

Для обучения этим профессиям непосредственно на производстве отводится 65-80% учебного времени.

Задачи обучения этим профессиям в условиях производства - освоение учащимися операций и видов работ, которым нельзя научиться в учебной мастерской и специализации, т. е. выполнение более сложных и ответственных действий по техническому обслуживанию, наладке, управлению, и ремонту оборудования определенной номенклатуры, выполнение монтажных, сборочных, установочных, отладочных и других работ соответствующего уровня квалификации, характерных для данного предприятия.

Третью группу составляют профессии, связанные с облуживанием производственных процессов, протекающих в специальных аппаратах и агрегатах (печах, ваннах, конверторах, теплообменниках и т. п.). Основные функции рабочих этих профессий - наблюдение за работой аппаратов и регулирование протекающих в них процессов в соответствии с техноло­гическими инструкциями и установленным регламентом. Естественно, что в учебных условиях невозможно воспроизвести трудовые процессы, осуществляемые рабочими основных технологических профессий хими­ческих, металлургических и некоторых других производств. Производст­венная подготовка учащихся этих профессий на 85-90% может осущест­вляться только непосредственно на предприятии.

Вместе с тем целесообразно, чтобы до начала обучения на предприятии учащиеся в училище изучили некоторые работы, являющиеся в определен­ной степени введением к овладению основными профессиональными обязанностями. Например, лабораторно-практические работы по неоргани­ческой и органической химии, практикум по процессам и аппаратам химиков-аппаратчиков широкого профиля. Кроме того, учащихся таких профессий обучают в учебных мастерских училища некоторым слесарным и электромонтажным операциям, чтобы они могли принимать участие в мелком ремонте оборудования и устранять текущие неисправности в работе оборудования и коммуникаций.

3а последнее время значительное внимание уделяется предваритель­ному обучению учащихся приемам и способам управлении и наладки сложного оборудования с применением тренажеров, имитаторов, малога­баритных производственных установок и Т. п. учебных устройств. Возмож­ности применения таких дидактических средств значительно расширяются в связи с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники.

В целом учебно-воспитательные задачи производственного обучения учащихся в условиях производства можно сформулировать следующим образом:

закрепление, совершенствование и расширение полученных при обучении в учебных мастерских профессиональных знаний, умений и навыков ;

освоение приемов и способов выполнения производственных работ и

функций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации в производствен­ных условиях;

развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело;

приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллектива.

Формы организации производственного обучения

Производственное обучение учащихся в условиях производства может производиться в различных организационных формах: Урочная - обучение на учебно-производственном участке; в составе ученических бригад; в составе бригад квалифи­цированных рабочих; индивидуальное прик­репление учащихся к квалифицированным рабочим.

Применение той или иной формы зависит от специфики профессии учащихся группы, содержания производственной деятельности и организации труда рабочих соответствующей профессии на предприятии, где производится обучение учащихся. На выбор организационных форм обучения большое влияние оказывают традиционно сложившиеся взаимоотношения училища и предприятия.

При организации учащихся на производстве в реальных условиях может использоваться не одна из указанных форм, а сочетание их в раз­личных вариантах в зависимости от производственных условий и харак­тера выполняемых работ. Так, при подготовке ремонтников обучение на первых порах более целесообразно проводить в составе бригад квалифи­цированных рабочих, а затем после накопления учащимися определенного производственного опыта - в составе ученических бригад в процессе выполнения самостоятельных заданий. При обучении строителей, монтажников и ряда других профессий работы средней сложности учащиеся на первых порах осваивают на самостоятельных объектах, а более сложные работы отрабатывают после этого в составе бригад квалифицированных рабочих на сложных строительных объектах.

Руководство группой при обучении учащихся в составе ученических

бригад

Это наиболее эффективная форма организации производственного обучения учащихся в условиях производства. Главное ее преимущество втом, что работа на "самостоятельных, объектах" в значительной степени повышает ответственность учащихся, создает благоприятные условия для; занятости учащихся, учащиеся реально видят плоды своей работы, чувст­вуют доверие и веру в их возможности. Это повышает и эффективность ре­шения учебных задач и экономическую эффективность учебно-производ­ственного труда учащихся (что в свою очередь создает хорошие стимулы учащихся к производительному и качественному труду, благотворно ска­зывается на эффектном решении поставленных задач. Практически при обучении на "самостоятельных объектах" снимаются сами по себе воп­росы о дисциплине, о прогулах и другие неприятности, связанные с отчуж­дением учащегося от результатов его труда. Поэтому нужно использо­вать любую возможность для организации производственного обучения учащихся с применением именно этой формы.

Варианты организации обучения. Производственное обучение учащих­ся в составе ученических бригад имеет два варианта осуществления. Пер­вый - на специально организованном на предприятии учебно-производст­венном участке; второй - в производственном цехе (на участке).

При первом варианте организации обучения занятия проводятся с использованием основных положений урочной формы производственного обучения, имея в виду прежде всего, что мастер работает одновременно со всей группой. Естественно, что вопросы методики и организации произ­водственного обучения при этом в значительной степени аналогичны обучению в учебных мастерских при выполнении сложных работ компле­ксного характера. Особенности здесь в том, что обычно (и как правило) при такой организации обучения в помощь основному мастеру группы вы­деляются несколько других мастеров этой профессии или несколько рабочих предприятия, и мастеру важно умело разделить роли по руковод­ству обучением учащихся между собой и своими помощниками. К сожа­лению, следует отметить, что такая форма обучения в практике профтех­училищ применяется крайне редко.

Более сложно и в организационном, и методическом плане организо­вать производственное обучение ученическими бригадами, работающими на "самостоятельных рабочих местах" в производственном цехе. здесь ра­бота учащихся и по темпу, и по ритму, и по техническим требованиям уже органически вливается в общий ритм производственной жизни. Основная сложность для мастера при этом состоит в том, что он одновременно явля­ется и руководителем учебно-воспитательного процесса, и руководителем производственного процесса, ответственным за качество и своевремен­ность выполнения производственных заданий. Это в определенной степе­ни сдерживает широкое развитие этой формы обучения. В целях оказания помощи мастеру предприятия выделяют квалифицированных рабочих, которые обычно возглавляют ученические бригады, а также инженерно­- технических работников - руководителей практики, которые помогают мастеру решении многочисленных организационных вопросов. Кроме того, как и при организации производственного обучения на учебно-про­изводственном участке, в училище в помощь мастеру выделяют других мастеров производственного обучения, свободных от занятий. Особенно это реально при бригадной организации труда мастеров, о которой шла речь в главе3.

Ученические бригады. При организации производственного обучения в составе ученических бригад следует сохранять состав этих бригад, сфор­мировавшихся при бригадной организации производственного обучения в учебных мастерских. Необходимо также сохранить и состав учащихся-бри­гадиров, которые становятся помощниками бригадиров ученических бри­гад - квалифицированных рабочих предприятия. Следует так организо­вать совместную работу бригадиров и их помощников, чтобы со временем руководство бригадой все в большей степени переходило к бригадиру-учащемуся, а бригадир-рабочий был для него учителем-наставником.

Если есть необходимость переформировать состав ученических бригад с учетом потребностей производства, то это нужно сделать с учетом сработанности учащихся в учебных мастерских училища.

Обучение учащихся в составе ученических бригад, когда они выполняют производственные задания непосредственно в цехе, на участке, вно­сит значительную специфику в обучающую деятельность мастера. Он, как правило, не имеет возможности проводить коллективный вводный инст­руктаж учащихся в начале рабочего дня, не имеет также возможности не­посредственно руководить всеми учащимися в процессе выполнения работы. Инструктирование учащихся о технологической последователь­ности выполнения предстоящих работ, включая показ новых для учащих­ся приемов и способов их выполнения, применении инструментов и прис­пособлений, способах контроля - все это производится, как правило,

перед началом очередной работы, а это может быть и в начале смены, и в ее середин С. Такое вводное инструктирование может проводить и мастер, и квалифицированный рабочий - бригадир ученической бригады. В этой связи большое значение для успеха обучения имеют установившиеся контакты между мастером и квалифицированными рабочими-бригадирами. Главная задача мастера при этом - добиться, чтобы рабочие учили учащихся, а не только были для них работодателями и приемщиками. Для повышения обучающей роли квалифицированных рабочих-бригадиров мастер регулярно консультирует их по методическим вопросам, оказыва­я им необходимую организационно-методическую помощь, совместно ана­лизирует успехи и недостатки учащихся, намечает способы их устранения и предупреждения. В этом смысле целесообразно привлекать на роли наставников бригадиров бывших выпускников училища, которые знают по своему опыту, какие сложности и трудности обычно испытывают учащиеся

Особенности и инструктирования. Определенную особенность имеет показ новых для учащихся приемов и способов выполнения производст­венных работ. Такие приемы и способы нужно показывать в типичных про­изводственных условиях, с применением типичного оборудования, ос­настки, инструментов, приспособлений, характерных для нормальных производственных условий. Лично показывать трудовые приемы и спосо­бы выполнения производственных работ мастеру следует только тогда, когда они ими свободно владеют. Если приемы и способы показывает ква­лифицированный рабочий, то мастеру следует соответствующим образом подготовить его: помочь внешне организовать показ, подготовить доку­ментацию, указать на особенности трудового процесса, которые представ­ляют особую сложность для учащихся, помочь вычленить элементы, тре­бующие показа в замедленном темпе и подробных пояснений. Однако привлечение квалифицированного рабочего для показа приемов и спосо­бов выполнения производственных работ следует рассматривать как вы­нужденную меру.

Определенную специфику представляет и текущее инструктирование учащихся в процессе их работы. Такое инструктирование в основном про­водят квалифицированные рабочие-бригадиры. Задача мастера -следить, чтобы учащиеся никогда не были предоставлены сами себе, Не выполняли работу наобум, чтобы в процессе работы применяли правильные приемы и способы работы, чтобы за Этим следили рабочие-бригадиры. мастер и сам может проводить текущее инструктирование учащихся в процессе их ра­боты, особенно в тех случаях, когда учащиеся приступают к выполнению

новых, незнакомых для них заданий, при переводе учащихся на новое

оборудование. При этом учащемуся (или бригаде в целом) необходимо разъяснять правила управления машиной, станком, механизмом, рассмотреть последовательность выполнения работы,показать способы ее выпол­нения, разобрать основные технические требования, четко разъяснять, чему учащийся научится, выполняя предстоящие работы. В необходимых случаях можно и нужно организовать специальные тренировочные упраж­нения по управлению оборудованием, отработке специфических трудовых приемов и способов.

Особое внимание мастер должен уделять организации межоперационного и итогового контроля выполнения работы бригадой. Такой контроль должен быть многоступенчатый: самоконтроль, контроль со стороны бри­гадира-учащегося, бригадира-рабочего, затем работу контролирует мастер

производственного обучения, после чего выполненная работа представля

ется цеховому ОТК. Такая организация контроля-гарантия качества и средство обучения учащихся качественно выполнять порученные задания.

В целях обучения и воспитания следует широко использовать такие формы как производственные совещания группы и бригадные совещания.
На таких совещаниях, проводимых совместно с рабочими-бригадирами

ученических бригад, мастер имеет богатые возможности реализовать многие учебно-производственные и учебно-воспитательные задачи, сплачивать ученический коллектив; разбирать текущие и перспективные учебно-производственные вопросы: налаживать взаимоотношения учащихся и рабочих, подводить итоги, ставить и обсуждать новые задачи, приобщать учащихся к производственной обстановке, объективна и справедливо ре­шать финансовые проблемы.

Руководство группой при обучении учащихся в составе бригад

квалифицированных рабочих

Эта форма обучения учащихся наиболее распространена в практике благодаря сравнительной простоте ее организации, хотя объективно эф фективность ее гораздо ниже, чем обучение в составе ученических бригад

на "самостоятельных объектах". Одной из причин невысокой эффектив

ности является снижение руководящей роли мастера как учителя профес­сии. Такое понижение роли мастера объясняется в определенной степени объективными условиями: производственная специфика снижает возмож­ность решать учебные задачи; мешает разобщенность учащихся, разбросан

гость их по цехам, участкам, рабочим местам, объектам; за результаты

работы в основном отвечают рабочие, а не учащиеся и не мастер; неради­вые мастера и руководители училищ зачастую оправдывают низкий уро­вень производственного обучения учащихся в условиях производства при такой форме его организации низким педагогическим уровнем рабочих наставников.

Содержание обучающей деятельности мастера. В то же время опыт передовых училищ показывает, что при правильной организации, добросовестном выполнении мастером своих должностных обязанностей, при уста­новлении здоровых отношений между училищем и предприятием, руководителями цехов и участков, квалифицированными рабочими такая форма производственного обучения дает вполне удовлетворительн­ые результаты и ее можно успешно применять наряду с другими формами.

Можно выделить следующие основные вопросы деятельности мастера

к руководству производственным обучением учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих цеха, участка:

инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) о способах и средствах выполнения производственных работ;

контроль загрузки учащихся работами в соответствии с требования­ми учебных программ; обеспечение выполнения программных требова

ний участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка успевае­мости учащихся;

выдача и контроль выполнения учащимися задании по изучению сов­ременной техники и технологии;

работа с квалифицированными рабочими-наставниками учащихся;

перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участ­кам, цeхам в соответствии с графиком перемещения;

помощь учащимся в ведении дневников производственного обучения; контроль правильности веления дневников;

привлечение учащихся в общественную жизнь рабочих коллективов предприятия, в творческие бригады и реализацию мероприятий по НОТ на участке, в цехе, на рабочем месте; приобщение учащихся к рационализа­ции и изобретательству;

организация обучения учащихся передовым приемами способам вы­полнения производственных работ.

При организации производственного обучения учащихся в составе про­изводственных бригад большое значение имеют первоначальные контакты учащихся и коллектива бригады, где они будут обучаться. для установле­ния таких контактов мастер производственного обучения и бригадир производственной бригады в первые дни совместной работы проводят производственное совещание бригады совместно с учащимися. Подобное совещание играет роль своеобразного вводного инструктажа. Нa таком совещании мастер кратко характеризует производственную и теоретичес­кую подготовку учащихся, дает педагогические рекомендации членам бригады по обучению и воспитанию учащихся, определяет обязанности учащихся. Бригадир производственной бригады, в свою очередь, рассказы­вает о производственных планах бригады, организации труда, характере

предстоящих работ. На этом же совещании передовые рабочие закрепля­ются за учащимися как наставники.

Мастер и наставник. Большое значение для успешности обучения уча­щихся в составе производственной бригады имеет умелая работа мастера и взаимоотношения его с наставниками учащихся. Во многом эти взаимо­отношения влияют и на контакты наставников с учащимися. К слову следует отметить, что во многих училищах слишком переоценивают такое наставничество, некоторые не совсем добросовестные мастера передоверя­ют наставникам всю работу с учащимися. Результаты такого однобокого подхода к хорошему, в принципе, делу наставничества зачастую нисколь­ко не оправдывают возлагаемых надежд. Поэтому и здесь в полную меру характерно житейское правило: на "дядю" надейся, но сам не плошай.

В практике опытных мастеров производственного обучения выработались определенные правила работы с наставниками учащихся. Они включают:

ознакомление наставников с программой производственного обуче­?ния (применительно к соответствующему цеху, бригаде, рабочему месту, видам производственных работ);

ознакомление наставников с учащимися, которые включаются в производственную бригаду или прикрепляются к наставникам, их положите­льными качествами и недостатками, успехами и недоработками в теоре­тической и производственной подготовке;

совместный подбор учебно-производственных работ для выполнения

учащимися в период обучения в бригаде;

участие мастера производственного обучения в инструктировании наставниками учащихся по выполнению производственных заданий;

беседы мастера с наставниками по вопросам методики обучения и вос­питания учащихся;

совместное с наставниками обсуждение качества работ учащихся, производительности их труда, прилежания, добросовестности в работе, мер по повышению производственных успехов учащихся;

проведение совместно с наставниками бесед с учащимися по обсуждению хода и результатов их обучения.

Во многих училищах в целях повышения эффективности наставничества разрабатывают памятки наставникам. Приведем образец одной из таких памяток.

Памятка наставнику

Уважаемый товарищ! За Вами на определенный срок для обучения и воспитания закреплен молодой человек. Он впервые пришел в рабочий коллектив и делает первые шаги в своей трудовой биографии.

Теперь, как бы ведя его по жизни, Вы откроете ему тайну своего мас­терства, на конкретном примере покажете, что такое рабочая честь, передадите свою любовь к делу. Вы должны развить у него интерес к професси­и, настойчивость и волю в достижении цели, научить находить правиль­ные решения встающих перед ним задач.

Вам нужно знать о своем подшефном, где он живет, кто его родители, друзья, какие у него наклонности и увлечения, какие планы на будущее. Только с учетом индивидуальных, возрастных и физических особенностей ученика Вы сможете наиболее эффективно организовать процесс его обу­чения и воспитания.

Расскажите своему воспитаннику о людях и традициях своего коллек­тива, о возможности участия учащихся в общественной жизни, занятиях спортом, художественным и техническим творчеством.

Помните, что ученик во всем стремится подражать своему наставник­у. Ваши поступки, дела, работа, Ваша жизнь - лучший для него пример.

Вводное инструктирование учащихся. Его, как правило, проводит рабочий-наставник, с которым учащийся работает. Однако и мастер производственного обучения, используя создавшиеся благоприятные условия, также проводит инструктирование учащихся. Такое инструктирование проводится как правило, при перестановке учащихся на новые рабочие места или новое оборудование, новые виды работ. фактически при этом

проводится смешанное вводно-текущее инструктирование. Оно включает обычно следующие вопросы:

характеристика работ выполняемых на данном рабочем месте,

техни­ческие требования к ним;

особенности устройства и работы оборудования, приборов; способы применения инструментов; режимы работы: оборудова­ния, способы управления им, правила ухода;

разбор технической и технологической производственной документа­ции, характерной для данного рабочего места или вида работы;

разъяснение конкретных обязанностей учащихся на рабочем месте, особенностей работы, способов самоконтроля результатов работы;

рассмотрение особенностей организации труда, рабочего места, правил безопасности ,санитарно-гигиенических требований к процессу выполне­ния работы;

разбор способов обеспечения необходимой производительности труда; разъяснения, от кого и по каким вопросам учащиеся должны получать текущие указания и процессе работы, кто и по каким вопросам обслуживает данное рабочее место; поря док получения материалов, инструментов; информация о том, к кому обращаться в случае неполадок в работе обо­рудования.

Это, естественно, общая схема такого инструктирования. Ею следует пользоваться с учетом конкретных особенностей организации производственного процесса и производственного обучения учащихся в цехе, на участке.

В тех случаях, когда учащиеся впервые знакомятся с устройством оборудования и механизмов, с новыми формами организации труда, спо­собами и приемами работы, после вводного инструктирования целесооб­разно организовать для них специальные упражнения под руководством мастера училища совместно с рабочим-наставником, обслуживающим это оборудование. Обычно такие упражнения организуются не только с уча­щимися, которым предстоит работать на соответствующем оборудовании, но и для всей бригады, имея в виду, что данное оборудование будет осва­иваться и остальными членами ученической бригады.

Текущее индивидуальное инструктирование учащихся. При этом мастер следит за строгим выполнением учащимися требований техноло­гического процесса и правильным использованием оборудования, надле­жащим уходом за ним, соблюдением правил безопасности и трудовой дис­циплины, организацией рабочих мест.

Инструктирование учащихся преимущественно по вопросам техники выполнения производственных заданий и организации труда ни в коей мере не исключает необходимости исправлять их ошибки и неточности в применении рациональных трудовых приемов, использовании инструментов и приспособлений, в планировании последовательности работы и использовании рабочего времени. Инструктирование в данном случае, хотя и имеет по преимуществу сугубо производственно-технологический характер, обязательно содержит элементы обучения.

Чем меньше подготовлены учащиеся предварительно в учебных условиях, тем большее значение приобретает чисто учебная направленность содержания и методики их текущего инструктирования при выполнении производственных заданий.

Путем индивидуального инструктирования в процессе работы мастер помогает учащимся работать более самостоятельно, преодолевать затруд­нения, осваивать рациональные методы труда, способствует обогащению

производственного опыта важно так организовать текущее инструктирование (непосредственно самому мастеру или через рабочих-наставников), чтобы ни один учащихся ни в коем случае не был предоставлен самому себе. Отсюда и качество работы учащихся, и их учение, и дисциплина.

Когда учащиеся рассредоточены по территории цеха, участка, завода, стройки и т.п, мастеру необходимо обходить рабочие места, на которых трудятся его воспитанники. Обойдя в начале смены все рабочие места

учащихся и проверив, насколько организованно и своевременно начата

работа, мастер планирует следующий обход так, чтобы в первую очередь были проинструктированы учащиеся, приступающие к выполнению новых работ или сложной части текущего задания. Последующие маршруты выбираются мастером так, чтобы чаще проверять учащихся, выполняющих наиболее сложные и ответственные работы, а также тех, в качестве работы и дисциплинированности которых он недостаточно уверен. Кроме того, мастер эпизодически подходит к учащимся, которым, по его мнению, требуется срочная помощь в тот или иной момент выполнения работы.

Инструктирование в процессе работы учащихся методически нужно строить так, чтобы учить учащихся самостоятельно определять правиль­ность хода работы, выявлять допущенные или намечающиеся ошибки или отклонения от нормы, определять их причины, намечать способы устранения и предупреждения.

Содержание и время текущего инструктирования учащихся в процессе их работы диктуется ходом производственного процесса, характером ра­боты учащихся в тот или иной момент совместно с членами рабочей бри­гады, в которую он включен. Мастеру следует вмешиваться в работу учащегося и давать ему текущие указания в процессе его совместной ра­боты с квалифицированным рабочим. Лучше это сделать во время перерыва в работе. Вмешательство в текущую работу учащегося при этом оправдано только в случае нарушения технологии или правил безопаснос­ти. А любом случае текущие указания и замечания учащемуся в ходе его

производственной работы в бригаде квалифицированных рабочих уместны лишь тогда, когда мастер твердо убежден в их правильности и произ­водственной целесообразности.

индивидуальное текущее инструктирование не ограничивается только указанным. Мастер принимает участие в разборе производственного зада­ния учащимся в начале смены, при переходе от одной работы к другой,

обязательно при сдаче готовых работ. Особое внимание мастер должен

уделять учащимся заканчивающим выполнение очередного сложного задания. Он совместно с учащимся проверяет соответствие выполненных

работ установленным требованиям, разбирает с ним достоинства и упуще­ния в работе, совместно с учащимся предъявляет работу рабочему-настав­нику, а со временем - непосредственно цеховому ОТК.

Разбор и оценка Выполненных учащимися работ и на этой стадии учеб­ной работы остаются чрезвычайно важным звеном процесса производствен­ного обучения. При этом четко выявляются отношение учащегося к сво­ему труду, его ответственность и добросовестность, способность производить самоконтроль, пользоваться производственной технической и техно­логической документацией, видно продвижение его в овладении профессией.

Прием и оценка выполненных работ дают возможность мастеру более правильно определять общую успеваемость учащихся, выявлять типич­ные недочеты в их знаниях и умениях, определять степень самостоятель­ности и характер помощи, которую следует оказывать учащимся при выполнении последующих работ. Проверяя и оценивая работы учащихся, мастер тем самым определяет и эффективность своего руководства обуче­нием, намечает необходимые коррективы в этот процесс.

Производственный инструктаж. Руководя обучением учащихся, следу­ет кик можно более полно и эффективно использовать возможности произ­водственного инструктажа, проводимого в цехе, на участке, в производст­венной бригаде рабочих. Такой производственный инструктаж проводит­ся в основном мастерами предприятия, бригадирами, цеховыми техноло­гами и нормировщиками, а также инженерами и техниками, работающими в области научном организации труда и новой техники и технологии. Для рационального использования производственного инструктажа нужно, чтобы мастер совместно с инструкторами производственного цеха, участ­ка наметил тематику его и организовал коллективные занятия с учащи­мися под их руководством. Очень важно, чтобы учащиеся в процессе ра­боты применяли изученные на этих занятиях способы обслуживания но­вого оборудования, способы организации труда, изученные новые способы выполнения работы. В случае необходимости мастер дает учащимся до­полнительные разъяснения или организует специальные упражнения для их освоения.

Большую методическую помощь в производственном обучении уча

щихся в условиях производства может оказать также использование раз­рабатываемых предприятиями или другими организациями инструктив­но-технологических документов и материалов научно-технической информации.

Отделы главного технолога, организации труда и технического норми­рования, службы НОТ и НТИ составляют инструктивные документы для наладчиков, машинистов, аппаратчиков и других рабочих, обслуживаю­щих соответствующие рабочие места, участки, линии, агрегаты, аппараты, а также материалы, отражающие передовой производственный опыт. Такими документами являются, например, инструкции по наладке станков, нормировочные инструкционные карты на отдельные технологические операции, карты организации рабочего места, инструкции о производственных обязанностях на определенном рабочем месте, описания передо­вых приемов и способов обслуживания сложного производственного оборудования и т. п.

Мастеру необходимо организовать глубокое изучение и использование учащимися в процессе их производственной работы этих инструктивных информативных документов.

Заключительный инструктаж. При обучении в условиях производственного обучения в учебных мастерских училища заключительный инст­руктаж обычно проводится не в конце каждого урока, а после того, как учащиеся закончили определенный вид или цикл работ или когда требу­ется подвести итоги учебно-производственной деятельности всех учащихся группы за определенный период. Обычно это приурочивается к очередной перестановке учащихся на новые рабочие места или в другие цеха , участки) по графику перемещения.

Общая направленность заключительного инструктажа здесь та же, что ,и при обучении в учебных мастерских. В беседе с учащимися мастер раз­бирает особенности выполнявшихся ими работ, обращает внимание на то, к каким последствиям привели отступления от установленного техноло­гического режима и технических требований. Беседу следует вести таким образом, чтобы как можно более полно использовать знания и накоплен­ный учащимися опыт, подвести их к самостоятельным выводам, научить

анализировать результаты выполнения заданий и находить способы уст­ранения возникающих в процессе работы неполадок.

Особенности руководства обучением учащихся, прикрепленных
к квалифицированным рабочим.

Эта форма организации производственного обучения учащихся в условиях производства в основном характерна при подготовке квалифицированных рабочих по профессиям, содержание труда которых обуславливает индивидуальный характер их производственной деятельности: помощники машинистов локомотивов, плавсостав речного и морского флoтов, дежурные электрики разных профилей, механики по ремонту и техническому обслуживанию лифтов, радиомонтажники по техническому обслуживанию и ремонту телевизоров, рабочие буровых установок и т. п.

Особенности, с точки зрения производственного обучения, здесь в том,что в большинстве случаев учителями профессии учащихся в это время фактически являются квалифицированные рабочие, к которым прикреплены

учащиеся: мастер имеет весьма ограниченные возможности общаться с учащимися и их наставниками, так как объекты производственного обучения в большинстве случаев находятся на значительном расстоянии друг от друга, в разных местах предприятия, города, поселка, а часто и в разных городах и районах.

Все это определяет особенности работы мастера по руководству производственным обучением учащихся.

Особое, даже определяющее значение в смысле освоения учащимися профессии, имеет отношение квалифицированных рабочих к своим обязанностям наставника учащихся, Их добросовестность, внимательность, ответственность, педагогическое мастерство. Все это требует особо внимательного отношения мастера к подбору рабочих-наставников с учетом их профессиональных и моральных качеств, установление с ними хорошего взаимодействия и здоровых контактов по вопросам обучения и воспитания прикрепленных учащихся, оказание им методической помощи. Готовясь к организации производственного обучения, мастер должен определять перечень (или график) выполнения основных работ, характерных для профессии учащихся, прикрепляемых к квалифицированному рабочему,

Этот перечень (график) фактически является программой производственного обучения, документом, на который должны ориентироваться и рабо­чий-наставник, и учащийся, обучающийся под его руководством. С этим перечнем-программой мастер должен внимательно ознакомить рабочего- наставника и учащегося, с ним он сравнивает записи в дневнике учащегося и делает заключение о реализации программы обучения.

Как уже отмечено, специфика организации производственного обучения учащихся при этой форме в значительной степени снижает возможности систематического личного инструктирования учащихся мастером по выполнению учебно-производственных работ. В этой связи особое значение

имеет перспективное: планирование инструктирования учащихся как по времени, так и по содержанию. Обычно при очередных встречах-контактах и рабочими-наставниками мастер охватывает широкий круг вопросов учебно-производственной деятельности учащихся на рабочем месте: характер и содержание выполненных и выполняемых работ, соответствие их перечню (графику); практическая проверка владения учащимися приемами и способами работы, характерными для соответствующего рабочего места; беседа с рабочим-наставником о работе и поведении
учащегося; проверка дневников производственного обучения; обсуждение рабочим-наставником и учащимся задач на предстоящий период и т.д.

Особое внимание должно уделяться ведению учащимися дневников производственного обучения, которые в данных условиях являются новым документом учета производственного обучения и контроля вы­полнения учебной программы. Типовая форма дневника производственного обучения в условиях производства приведена в инструкции о планиро­вании и учете учебной работы в ПТУ. Однако в зависимости от специфики про- фессий в училищах разрабатываются свои оригинальные формы таких дневников, учитывающие особенности организации и содержания учеб­но-производственных работ, выполняемых учащимися.

Каждый учащийся ежедневно записывает в дневник, какие работы он выполнял, сколько времени затратил на каждую из них. Эти данные заверяются рабочим-наставником (при обучении в составе бригад квалифициро­ванных рабочих бригадиром производственной бригады) с указанием качества работы учащегося. В дневниках учащиеся делают также заметки о тех трудностях, которые имели место, о новых приемах и способах работы, которые они освоили при выполнении учебно-производственных заданий.

2. Производственная практика

Задачи и организации производственной практики

Производственная практика является заключительной составной час­ы) процесса профессиональной подготовки квалифицированного рабочего в училище. В соответствии с учебным планом производственная ­практика проводится на последнем этапе производственного обучения. Продолжительность производственной практики для различных групп профессий и групп училищ различна, она указана в программе производственного обучения.

К моменту начала производственной практики учебным планом предусмотрен режим учебной работы, когда учащиеся полную неделю проходят производственное обучение (36 или 41 час.). К этому времени весь

учебный материал производственного обучения (по основной профессии и по всем дополнительным профессиям, входящим в профессию широкого

профиля или в совмещенную профессию) в соответствии с квалификационной характеристикой уже изучен.

С учетом этих особенностей основные задачи производственной прак тики можно сформулировать следующим образом:

совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии - специализация;

совершенствование скоростных умений и навыков для овладения производительностью труда квалифицированного(кадрового)рабочего со- ответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации;

расширение и углубление производственного опыта выполнения ра

бот, соответствующих по содержанию и сложности квалификационным требованиям;

освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий);

приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.

Производственная практика, как правило, проводится на тех же предприятиях, где учащиеся проходили производственное обучение. Для уча­щихся, которые после окончания училища будут работать на данном пред­приятии, производственная практика проводится на их будущих (штатных) рабочих местах. Это определяется при персональном распределении

учащихся на предприятие перед началом практики и отражается в догово­ре между училищем и предприятием.

Специализация учащихся на период производственной практики определяется, как правило, совместно с руководством цеха, участка предприятия и руководством училища с учетом персонального распределения учащихся на данное предприятие, а также заявок (договоров) с другими

предприятиями, куда будут направлены учащиеся после окончания учи­лища.

Учащиеся во время производственной практики работают, как прави­ло, без перемещения, на одних и тех же рабочих местах. Перемещение по рабочим местам и участкам (цехам) производиться только в тех случаях,

когда специализация учащихся включает несколько профессий соответст­вующей группы.

Производственная практика учащихся на предприятиях сама по себе

является самостоятельной формой производственного обучения - на штатных рабочих местах. Вместе с тем практика может быть организована в тех же формах, что и производственное обучение в условиях производства,

т. е. на учебно-производственных участках, в составе ученических бригад, в составе бригад квалифицированных рабочих.

Программа производственной практики

Содержание производственной практики самым тесным образом связано и зависит от организации и содержания производственной деятель­ности того предприятия, где она проводится. В этой связи в программе производственного обучения раскрывается только основная направленность практики в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Рабочая (детальная) программа производственной практики

разрабатывается на местах - училищем совместно с предприятием, где она проводится. Это указано в программе производственного обучения. В раз­работке программы производственной практики принимают участие мас­тера производственного обучения по данной профессии, преподаватели спецпредмета (спецтехнологии), а также работники предприятия: инжене­ры отдела технического обучения, технологи (механики, электрики) цехов, мастера участков.

Проект программы согласовывается с руководителями предприятия

(главным инженером, начальником цеха, участка), где будет проводить

ся производственная практика, рассматривается на заседании соответст­вующей методической комиссии в училище и утверждается директором

училища.

Детальная программа производственной практики составляется по

следующей типовой схеме:

Общие положения: фонд времени на практику, сроки проведения,

нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ раз­ной сложности, указания о режиме труда учащихся, организация руководства практикой.

Учебно-воспитательные задачи практики.

Характер и содержание работ и функций, которые должны выпол

нить учащиеся в процессе практики: сложность, точность, материал, физи­олого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т. п.

4.Характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику: название и номера цехов и участков; оборудование, на

котором учащиеся будут работать: высокопроизводительные инструменты,

приспособления, приборы и др. прогрессивная оснастка рабочих мест и Т. п.

5.Примерные виды (перечень) работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики - основной раздел

программы.

6.Передовые приемы и методы труда новаторов производства, новая

техника и технология. Которые должны быть освоены учащимися в процессе практики.

7.Краткие методические рекомендации мастеру: документы, регламентирующие практику; рекомендации по организации занятий, связанных с изучением передового опыта; перечень основных заданий для учащихся, выполняемых в процессе практики.

До начала практики мастер знакомит с разработанной детальной программой производственной практики работников предприятия, которые будут принимать участие в организации и руководстве ее проведением. Это обеспечит создание необходимых условий для эффективного проведения практики учащихся на предприятии. Для оказания помощи практическим работникам училищ научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи по ряду массовых профессий разработаны примерные детальные программы производственной практики, ориентированные на типичное предприятие среднего по объему производства уровня. Для примера приводим выдержки из Примерной детальной программы производственной практики учащихся по профессии «слесарь-ремонтник»(1985г.)

Общие положения

Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по профессии «слесарь-ремонтник»определяются учебным планом и программой производственного обучения .Учащиеся проходят производственную практику в составе цеховых комплексных бригад ремонтников, прикрепленных к производственному участку, пролету или цеху (например, механическому, инструментальному специальному и др.) или в составе специализированных ремонтных бригад в ремонтных цехах или на цеховых ремонтных базах предприятия, где они будут работать после окончания училища. При необходимости мастер перемещает учащихся по рабочим местам или по бригадам в соответствии с заранее составленным графиком перемещения. Нормы выработки при выполнении работ третьего разряда в начале практики поднимаются до 20%(переводной коэффициент1,2)к концу практики учащиеся работают по нормам кадровых рабочих.

Цели и задачи практики

Целью производственной практики как заключительного этапа учебно-воспитательного процесса является завершение производственного обучения и подготовки будущего рабочего к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.

Основными задачами производственной практики являются:

-закрепление и совершенствование профессиональных знаний и умений по избранной профессии ,восполнение пробелов в подготовке учащихся;

-накопление опыта самостоятельного выполнения ремонтных работ определенной сложности;

-приобретение устойчивых навыков по разработке, ремонту, сборке ирегулировке производственного оборудования;

-изучение производственной технологии технической документации;

-адаптация учащихся в конкретных условиях на рабочем месте, участке, в цехе;

-воспитание у учащихся сознательной дисциплины труда, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их;

-формирование умений согласовывать свой труд с трудом товарищей по бригаде, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

-формирование профессионально ценных качеств: быстрота реакции, координированность и согласованность действий, наблюдательность, умение определять на сух неисправности в работе оборудования и различных инструментов и т.п.

Виды работ

1.Прием и подготовка рабочего места к работе. Проверка наличия и исправности инструмента, приспособлений(в том числе сигнальных и защитных),противопожарного инвентаря. Ведение записей в журнале (дневнике).

2.Выполнение основной работы на рабочих местах. Соблюдение рабочих (технологических )требований, норм, регламентов. Соблюдение мер по обеспечению безопасности при выполнении работ. Участие в обсуждении и оценке работы бригады, в решении организационных вопросов.

3.Изучение и применение передовых высокопроизводительных приемов и способов труда, а также инструментов, приспособлений, оснастки применяемых новаторами производства.

4.Самостоятельная разработка и осуществление мероприятий по наиболее эффективному использованию рабочего времени, предупреждению дефектов, экономному расходованию материала, инструментов.

5.Подготовка рабочего места к сдаче. Сдача отремонтированного оборудования. Выполнение обязательных работ по культурному содержанию рабочего места.

Сдача смены Заполнение дневников. Ведение записей в журнале.

Руководство производственной практикой учащихся Руководство производственной практикой - заключительным этапом

профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих

мастер осуществляет, применяя в целом те же методические приемы , спо­собы и организационные формы своей педагогической деятельности, что и в период обучения в условиях производства. В этой связи рассмотрим только специфические организационно-методические вопросы, характер­ные для производственной практики учащихся.

Договор о проведении практики. Для качественного проведения про­изводственной практики училище и предприятие обычно не позже, чем за месяц до начала производственной практики заключают договор о прак­тике учащихся, в котором указывается численность учащихся (по профес­сиям), направляемых на практику, сроки ее, условия и порядок проведе­ния; обеспечение соответствующих производственных, технологических, Санитарно-гигиенических требований и условий труда и другие взаимные о6язатепьства сторон.

Договоры заключаются училищем со всеми предприятиями, на кото­рые направляются учащиеся для прохождения практики, вне зависимости от количества учащихся-практикантов, направляемых на эти предприятия.

В соответствии с договором училище обязано прежде всего обеспечить изучение и Соблюдение учащимися действующих на соответствующем предприятии правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований, инструкций по технике безопасности и других норм и правил, установленных для соответствующих профессий и уровней квалификации рабочих предприя­тия.

Продолжительность рабочего дня учащегося на производственной практике определяется соответственно недельной учебной нагрузке по производственному обучению, предусмотренной учебным планом по про­фессии, но не свыше продолжительности рабочего дня, установленного за­конодательством.

С момента зачисления учащихся на рабочие места по профессии на них распространяется вьполнение требований стандартов и инструкций, правили норм охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка и другие нормы и правила, действующие на предприятии по соответствую­щей профессии и уровню квалификации рабочих, они подлежат социаль­ному страхованию наравне со всеми рабочими и служащими.Обязанности мастера производственного обучения. Учебно-методи­ческое руководство производственной практикой учащихся учебной груп­пы осуществляет мастер производственного обучения. Он несет ответст­венность за правильность распределения учащихся-практикантов по рабо­чим местам в соответст вии с за выполнение учебного плана их специализацией по профессии (группе профессий); Выполнение учебного плана и программы (детальной)производственной практики, за трудовую дисциплину учащихся и соблюдение ими требований безопасности труда, бережное отношение к оборудованию, инструменту, экономное расходование материалов и энергии.

Мастер производственного обучения в процессе практики следит за

своевременным обеспечением учащихся оборудованными рабочими местами, материалами, инструментами, необходимыми приборами и аппаратурой для выполнения производственных заданий в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, а также стандартами и техническими условиями, действующими на предприятии. В процессе руководства практикой мастер проверяет выполнение учащимися норм времени и выработки, производит учет выполненных учащимися производственных работ, организует совместно с работниками цехов и участков производственное инструктирование учащихся, изучение новой и новейшей техники

и технологии, применяемой на производстве, приемов и методов труда лучших рабочих по профессии.

Обязанности предприятия. Успешность производственной практики во многом зависит от предприятия, где она проводится, от создания учащимся-практикантам нормальных условий для прохождения практики.

В соответствии с нормативными документами при организации производственной практики предприятия, где она проводится, обязаны:

создавать необходимые безопасные условия труда учащихся в соответствии с правилами и нормами охраны труда на предприятии;

проводить перед началом практики и при выдаче производстве;

заданий вводный инструктаж учащихся по правилам поведения, требованиям безопасности труда, содержанию работы и обслуживанию рабочих мест в порядке, установленном для рабочих соответствующих профессий предприятия;

обеспечивать допуск учащихся к работам по обслуживанию и

ремонту электроустановок и других объектов, подконтрольных органам госу

дарственного надзора (после присвоения им соответствующей квалификационной группы по технике безопасности и выдачи разрешающего документа установленного образца, дающего право на производство работ в условиях повышенной вредности и опасности);

создавать условия для полной продуктивной загрузки каждого

учащегося производственными заданиями по выполнению работ, соответствующих требованиям квалификационной характеристики; обеспечивать широкое ознакомление учащихся с новой и новейшей техникой технологией производства, с передовыми методами труда;

не допускать использования учащихся на работах, не предусмотренных программам производственной практики, а также перевода учащихся на рабочие места, не обусловленные содержанием производственной практики, без согласования с руководством училища;

включать учащихся практикантов в производственные бригады, механизированные отряды, создавать ученические бригады(звенья) во главе главе с квалифицированным рабочим-наставником или предоставлять для них самостоятельно обслуживаемые рабочие места;

оплачивать в установленном порядке все работы ,выполненные учащимися в соответствии производственному заданию;

создавать условия труда, соответствующие санитарно -гигиеническим требованиям по полу и возрасту учащихся.Обеспечивать учащимся ,а в тех цехах и на участках, где это вызывается условиями производства, и мастеров производственного обучения училища на период практики наравне с рабочими предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а при тяжелых работах и работах во вредных условиях труда - спецпитанием, установленным для рабочих соответствующих профессий; предоставлять учащимся и мастерам производственного обучения производственно-бытовые помещения в соответствии с действующими нормами;

своевременно выдавать учащимся-практикантам задания на поручаемую работу; бесперебойно обеспечивать рабочие места учащихся технической документацией для выполнения заданий, материалами, инструментами, приборами, полуфабрикатами и т.п., оснащать их транспортными, грузоподъемными и другими средствами в соответствии с технологическим процессом работ на участке;

осуществлять технический контроль, прием и учет выполненных работ в порядке, установленном на данном предприятии;

обеспечивать техническое руководство работой учащихся; периодически проводить инструктаж и проверку знаний по правилам эксплуатации машин, установок, механизмов, норм и правил безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности.

Руководство практикой. При проведении производственной практики предприятия выделяют инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих для руководства учащимися при выполнении ими производственных заданий с оплатой их в установленном порядке.

Руководители производственной практики из числа инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих выделяются в следующих случаях:

Когда учащиеся одной учебной группы размещаются для похождения практики на разных предприятиях, в территориально разобщенных производствах, цехах, на нескольких участках и в бригадах одного предприятия; при работе учащихся одной учебной группы в разных сменах, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить постоянный контроль за работой учащихся, созданием условий и требований безопасности труда, оказанием необходимой помощи учащимся в работе; при специализации учащихся на работах, связанных обслуживанием

технически сложных установок и производственного оборудования

условиях производств повышенной опасности или вредности: у аппаратов и агрегатов, работающих под высоким давлением, в лавах и забоя, работе на высоте и в составе выездных бригад по ремонту и о6служиванию , машин, установок, линии электропередач и т. п., при монтаже, наладке и ремонте и эксплуатации всех видов электрооборудования и электроустановок, когда необходимы строгая регламентация и конкретизация заданий учащемуся-практиканту и детальное его инструктирование по содержанию работ, правилам и нормативам по охране труда в соответствии с нормативно-распорядительной документацией, действующей в отрасли

в цехах и на участках, где по производственным условиям исключается присутствие мастера производственного обучения училища;

при освоении учащимися-практикантами новых видов оборудования и

прогрессивных технологических процессов, когда необходимы постоянное наблюдение и помощь соответствующих специалистов или квалифицированных рабочих.

Вместе с тем, несмотря на то, что производственной практикой учащихся в этих случаях непосредственно руководят работники предприятия, с мастера не снимается ответственность за общее руководство произ водственной практикой, ведение итогового учета по выполнению учащимися производственных заданий и установленных норм, а также осуществление контроля за выполнением программы производственной практики и других обязанностей, возложенных на мастера производственного обучения.

В случаях, если предприятие не обеспечивает необходимые условия

для нормального проведения производственной практики учащихся (не

может представить всем учащимся рабочие места и производственные работы, отвечающие требованиям программ практики, правилами нормам, охраны труда, а также при длительных простоях учащихся по вине предприятия), училище ?расторгает договор и организует производственнуюпрактику на других предприятиях.

Освоение учащимися опыта передовиков и новаторов производства. Особое место в процессе производственной практики занимает организация освоения учащимися методов и спссобов труда передовиков и новаторов производства. Производственная практика для этого - самое подходящее время и место, т. к. учащиеся уже имеют определенный производственный опыт, работают в реальных производственных условиях, на современном производственном оборудовании, рядом и совместно с передовиками и новаторами.

Анализ работы лучших училищ страны показывает, что наиболее

эффективными способами организации освоения учащимися новаторски и передовых методов труда являются

- беседы новатора, передовика с учащимися об особенностях органи-

зации и оснащения их рабочих мест, организации труда, основных направлениях новаторства ,особенностях приемов и способов труда, дающих высокие результаты;

-самостоятельное наблюдение учащихся за работой передовиков

-личный показ мастером передовых приемов труда (это наилучший способ инструктирования)

-привлечение передовиков производства к показу приемов и способов труда учащихся в процессе их инструктирования;

-организация специальных упражнений учащихся по отработке пере- довых приемов и способов труда на своих рабочих мест

-изучение учащимися передовых приемов и способов труда непосредственно на рабочих местах квалифицированных рабочих в процессе совместной работы в производственной бригаде;

-организация взаимообучения путем прикрепления учащихся, осво­ивших передовые приемы, к тем, кто их еще не освоил;

-широкое привлечение учащихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых приемов и способов труда с коллективным обсуждением предложенных решений;

-использование материалов школ передового опыта (школ передовых методов труда),действующих в цехе, на участке, на предприятии в целом: технологических карт, информационных бюллетений, карт передовых методов, материалов научно-технической информации, должностных инструкций ит.п.,

-использование цехового производственного инструктажа по освоению нового оборудования и и новых технологий.

Основные направления совместной деятельности училища и базового предприятия по повышению качества обучения и воспитания учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики.

Производственное обучение в условиях производства и производственная практика в общем процессе профессиональной подготовки занимают не только важное место в смысле формирования и развития профессионального мастерства учащихся. Но и оказывает большое влияние на решение воспитательных задач, на становление личности будущих квалифицированных рабочих. Общение с трудовыми коллективами ,совместное участие в производственной деятельности и общественной жизни ,работа в условиях ответственности по «взрослым меркам»- все это оказывает большое воспитательное влияние на учащегося, на его становление как рабочего человека, на формирование мировоззрения. обобщая накопленный опыт, можно выделить следующие оправдав­шие себе на практике способы совместной работы училищ и их базовых предприятий по повышению качества обучения и воспитания учащихся, которые находят широкое применение в деятельности многих училищ профтехобразования:

шефство рабочих-наставников, передовиков и новаторов производ­ства, производственных бригад, молодежных бригад над отдельными уча­щимися, ученическими бригадами и учебной группой в целом;

активное включение учащихся в массовую общественную работу, проводимую цехе, на участке, в бригаде: рабочие собрания, лекции, бе­седы, встречи с интересными людьми, митинги ,субботники и т. п.;

заключение совместных договоров между производственными бри

гадами и учебными группами о содружестве в целях образцовой органи­зации производственного обучения и производственной практики;

Проведение совместных конкурсов профессионального мастерства молодых рабочих предприятия и учащихся;

Активное участие в деятельности общественных организаций предприятия; совместных собраний, спортивных соревнований, туристических походов и других массовых мероприятий;

Организация встреч и бесед руководителей предприятия, ветеранов труда, кадровых рабочих, выпускников училища - передовиков произ­водства с учащимися на темы о профессии, о роли рабочего класса в зко­номическом и социальном развитии страны, о традициях базового предприятия;

проведение торжественных традиционных церемоний: выдача уча­щимся пропусков на предприятие; посвящение учащихся в рабочие; присвоение разрядов и т. д.;

участие учащихся в производственных совещаниях бригады, цеха, участка, в торжественных и других общественных мероприятиях, прово­димых на предприятии;

отчеты группы перед шефской бригадой об овладении профессией; текущее и итоговое подведение договоров о сотрудничестве;

участие бригадиров ученических бригад в ежедневных планерных совещаниях в цехе, на участке;

участие учащихся в смотрах достижений рационализаторов и изобретателей цеха, участка, предприятия, в работе секций домов техники, дворцов культуры и спорта, клубов предприятия и т. д.

Все эти совместные формы работы дадут желаемый результат только

при условии тесных контактов между педагогическим коллективом учи

лища и трудовым коллективом предприятия, взаимовыгодного производ­ственного и педагогического сотрудничества училища и предприятия, при высокой степени заинтересованности базового предприятия в подготовке в училище квалифицированных рабочих, соответствующих, их современным требованиям социального и технического прогресса.

Памятка

мастеру по руководству производственным обучением и
практикой учащихся в условиях производства

Мастер должен хорошо знать условия производства, в котором прово­дится производственное обучение (практика) учащихся: структуру, орга­низацию, номенклатуру продукции (услуг, работы), систему руководства, оснащенность, технологию, систему материально-технического обеспече­ния, систему хозяйствования и т. д.

Наибольший учебно-воспитатательных эффект даст такая организация производственного обучения: (практика) в условиях производства, когда учащиеся выполняют самостоятельные учебно-производственные задания. Необходимо всегда стремиться организовывать обучение учащихся на самостоятельных объектах.

Не забывайте, что важнейший стимул качественного и производительного труда-материальный. Обеспечивайте обязательную справедливую оплату учебно-производственного труда учащихся.

Одна из важнейших задач и обязанностей мастера при обучении уча­щихся в условиях производства и проведения производственной практи­ки - обеспечение безопасных условий работы учащихся.

При планировании своей работы намечайте. в первую очередь инструктирование тех училищ (бригад), которые приступили к новой работе или выполняют трудные, сложные задачи.

При переводе учащегося для обучения на новое рабочее место ему ;но четко разъяснить, где он будет работать, что будет делать, что он должен освоить, чему научиться.

Перед переводом учащихся на новое, незнакомое им оборудование, на работу по новой производственной технологии с применением незнак­омых учащимся способов труда полезно организовать специальное их изучение и упражнения по отработке соответствующих трудовых приемов. мастер всегда должен точно знать, где в настоящее время работает каждый учащийся его группы, кто им (ею) руководит, что и как он (она) делает, насколько выполняемая работа соответствует требованиям учебной программы. Организуйте процесс обучения так, чтобы ни один учащийся не был предоставлен сам себе.

Недостаточная занятость, безделье - главные причины низкого уров­ня профессиональной подготовки и воспитанности учащихся, нарушений дисциплины. внимательно следите и принимайте своевременные меры для полной загрузки учащихся учебно-производственными работами.

Строго следите за правильностью загрузки учащихся работой. Не до­пускайте использования учащихся на подсобных вспомогательных рабо­тах, а также работах, не соответствующих требованиям учебных программ.

Мастер обязан обеспечить, чтобы каждый учащийся группы освоил все приемы и способы труда, поработал на всех видах оборудования, выпол­нил все типичные работы, характерные для его профессии, специализации и уровня квалификации.

Производственное обучение и практику на производстве нужно орга

низовать так, чтобы учащиеся в ходе работы активно использовали тео­ретические знания, расширяли и углубляли их.

Постоянно приучайте учащихся пользоваться в ходе работы производ­ственной, технической, технологической и инструктивной документацией.

Необходимо использовать все возможности для развития у учащихся

производственной самостоятельности, смекалки, сообразительности, способности свободно ориентироваться и принимать рациональные решения в производственных условиях, ответственности за результаты своего труда. Не опекайте учащихся по мелочам. Всегда поощряйте их разумную само­стоятельность.

Ученические бригады только тогда дадут производственный и воспи­тательный эффект, когда в них будет развит дух коллективизма.

Включение в ученические бригады взрослых рабочих оправдано толь­ко тогда, когда это вызвано производственной необходимостью. Больше доверяйте учащимся.

Организуя производственное обучение учащихся в составе бригад Ква­лифицированных рабочих, нужно направлять их в такие бригады, где есть цену научиться.

Привлекая в качестве наставника учащихся квалифицированных ра­бочих предприятия, необходимо обеспечить, чтобы они имели четкие представления о том, что знают и умеют учащиеся, чему нужно их обучить. Нужно постоянно следить и добиваться, чтобы учащийся учился у наставника, а не только выполнят, совместно с ним работу.

Не следует вмешиваться в работу учащегося и давать ему текущие указания в процессе совместной его работы с квалифицированным рабо­чим (в бригаде). Лучше это сделать во время перерыва в работе. Вмешате­льство в текущую работу учащегося оправдано только в случае наруше­ния им технологии или правил безопасности.

Текущие указания и замечания в ходе его производственной работы

следует делать, только будучи убежденным в их правильности и производственной целесообразности.

Старайтесь как можно больше и полнее использовать в учебных целях производственный (цеховой, бригадный) инструктаж, особенно по передовым приемам работы, способам обслуживания и управления новым

Оборудованием, вопросам безопасности груда.

Постоянно вовлекайте учащихся в производственную обстановку

предприятия, темп, ритм, "атмосферу" жизни рабочего коллектива, общественную работу.

Широко привлекайте учащихся к коллективному обсуждению хода, и результатов учебно-производственной деятельности ученических звеньев, бригад, группы в целом.

Подводя итоги занятий, стремитесь, чтобы учащиеся четко представляли, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овла­дении профессией.

Контрольные вопросы

Каковы основные дидактические цели и задачи производственно­го обучения учащихся профтехучилищ в условиях производства?

В чем основные преимущества и недостатки производственного обу­чения учащихся в условиях производства по сравнению с производствен­ным обучением в учебных мастерских?

Проанaлизируйте позитивные и негативные стороны основных форм организации производственного обучения учащихся в условиях производ­ства.

В чем состоят основные обязанности мастеров при проведении про­изводственного обучения учащихся на "самостоятельных объектах" в сос­таве ученических бригад?

5.В чем особенности организации и методики вводного инструктирования учащихся при бригадной организации обучения учащихся на произ­водстве по сравнению с обучением в учебных мастерских?

Какую работу с квалифицированными рабочими-наставниками,

включенными в состав ученических бригад, проводит мастер с целью более эффективного привлечения их к руководству производственным обучением учащихся?

В чем особенности организации и методики текущего инструктиро­вания учащихся при обучении их на производстве а составе ученических бригад по сравнению с обучением в учебных мастерских?

В чем основные особенности учебно-воспитательной деятельности мастера при обучении учащихся в составе бригад квалифицированных ра­бочих по сравнению с обучением их в составе ученических бригад?

При обучении учащихся в составе производственных бригад значи­тельную часть учебно-воспитательных функций выполняют квалифициро­ванные рабочие, с которыми работают учащиеся. В чем в этом случае зак­лючается руководящая роль мастера производственного обучения как ответственного за обучение и воспитание учащихся группы, как учителя профессии и воспитателя?

В чем особенности организации к методики текущего инструкти

рования учащихся мастером при организации производственного обуче­ния в составе бригад квалифицированных рабочих?

11. В чем особенности организации и методики руководства производ

ственным обучением учащихся при индивидуальном прикреплении их к квалифицированным рабочим предприятия?

12, В чем существенное отличие целей и содержания производственной практики от производственного обучения учащихся в условиях производства?

Почему программы (детальные) производственной практики раз­рабатываются училищами совместно с предприятиями, а не централизо­ванно?

В чем сущность руководящей роли мастера как учителя профессии в период производственной практики учащихся?

какие пути и способы использует мастер для организации освое­ния учащимися методов труда передовиков и новаторов производства? дайте их сравнительный анализ.



© 2010-2022