• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе на тему Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому (на конкурс Учитель Оренбуржья 2016

Эссе на тему Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому (на конкурс Учитель Оренбуржья 2016

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Трудовская СОШ

Участник Нургалиева В.А.

Эссе на тему:

« Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»

Учительство - это искусство, труд не менее

творческий, чем труд писателя или композитора,

но более тяжелый и ответственный.

учитель обращается к душе человеческой не

через музыку, как композитор, не с помощью

красок, как художник, а впрямую. Воспитывает

личностью своей, своими знаниями и любовью,

своим отношением к миру…

Дмитрий Лихачев

Сеятели разумного, доброго, вечного - говорят об учителях. От них - все лучшее в человеке. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: « У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка - « дерево и учитель познаются по плоду».

Первые выдающиеся педагоги - теоретики появляются в эпоху Возрождения: это Витторино да Фельтре в Италии, Франсуа Рабле во Франции, Эразм Роттердамский в Голландии. Дальнейшее развитие педагогической науки было связано с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского, идеи которого нашли позднее свое обоснование в трудах Иоганна Генриха Песталоцци (Швейцария), Адольфа Дистервега ( Германия), Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Гавриловича Чернышевского и многих других русских и зарубежных ученых.

Передовые учителя составляли наиболее прогрессивную часть интеллигенции, были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры.

Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал М.В. Ломоносов. Он придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям. Надо, указывал великий русский ученый, чтобы « учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно и своими поступками добрый пример показывали учащимся. Преподавать они должны так, чтобы не обременять учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий».

Школа усилиями учителей должна воспитывать истинного гражданина в обществе, основанном на самоуправлении, свободном труде, гласности. Учитель - человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за нее к самопожертвованию. Отсюда и требование возвышения личности педагога, оказания ему доверия со стороны общества. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. Учитель должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность, снисходительность к естественным увлечениям и слабостям, воспитывать откровенность. Так что учеба для педагога продолжается постоянно. От этого зависит вся дальнейшая деятельность. А если отмахнется, решит, что уже все знает, - не стать никогда хорошим педагогом. Так уж водится: для учителя самообразование - дело перманентное, постоянно продолжающееся всю сознательную жизнь.

Центром формирования личности детей и подростков является школа. Какие же проблемы здесь решаются? Три проблемы: первая - физическое здоровье детей; вторая - пробуждение и развитие в ученике искателя, чтобы он покидал школу « голодным» к знаниям мировой культуры; третья - нравственное и патриотическое здоровье ребенка, юноши.

Долгие годы в школах осуществлялся контроль за учителем, чтобы легче им было управлять. И он оказывался невольным исполнителем волевой методики. Молодому учителю внушалось: « Начинать надо с требования. И делать это с первых минут появления в классе: « Сели все как следует… Открыли домашние тетради… Поднимите руки, кто не справился с заданием..» Одна команда следует за другой. Простой подсчет, сделанный на разных уроках, говорит о том, что за 45 минут занятия педагог обращает к своим питомцам в среднем около 100 требований. Конечно, дети возненавидеть должны такого « обучателя».

Положение рядового педагога, который отваживается идти непроторенной дорогой, и в наши дни бывает часто слишком трудным. Но эти трудности не в состоянии парализовать порывы современного учителя к творчеству. Он стремится всеми силами выходить из казенного футляра, не хочет оставаться послушным исполнителем чужой воли, формальных методичек, существующих, чтобы стричь всех под одну гребенку.

Школа ныне как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Словно прорвалась запруда, и на простор вышла раскованная инициатива. Какой поток школьных проектов, идей, предложений мы узнаем сегодня! Ни учителя, ни ученики не хотят быть пассивными созерцателями.

Конечно, школьный учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, да и ошибки бывают разные. Допустил, например, неточность в объяснении и не поправился, понадеясь, что не заметят. В другой раз что - то пообещал, но не сделал, даже забыл; пригласил родителей в школу, а сам ушел.

Большинство ошибок связаны с несдержанностью, раздражением учителя. Неосторожно сказанное обидное слово, унизительные эпитеты («дуб», « пень», « тугодум»), перегрузка заданиями и поручениями, опрос с пристрастием, недоверие и многое подобное является источником болезни подростка. Поведи себя учитель иначе, и недуг можно предотвратить. Уважительность, доверие, милосердие играли и играют в воспитательной системе важную роль.

Не надо забывать, что каждый промах нарушает ту целостность, из которой складывается уважение к учителю. Он не может, не должен быть двуликим - хорошим преподавателем и плохим человеком. Если же это случается, расторгается духовная связь между воспитателем и воспитанником без возможности ее восстановления. Истинный профессионал не допустит этого.

Какая работа учителя хороша? Мне кажется, что этот один из спорных вопросов. Как определить, кто хороший учитель, а кто «плохой»? Если спросить ребят, какой у них любимый предмет, то ответ на этот вопрос уже до известной степени скажет, кто из учителей сумел заинтересовать, пробудить интерес, - это одно из необходимых достоинств хорошего учителя. Если учитель по всем правилам искусства даст образцовый урок , но не сумеет пробудить в ребятах интерес, найти, за что зацепиться, на что обратить особое внимание ребят, как их заинтересовать, то урок, может быть, будет квалифицирован как хороший. Но я бы сказала, что это не тот учитель, который нам нужен. Мы хотим, чтобы учитель сам был влюблен в свой предмет, чтобы он интересовался этим предметом и свой интерес умел передать ребятам. Они начинают ему подражать, обращаться за советами. Хорошо, когда учителю есть о чем поговорить с учеником не только на занятиях, но и после. Такое общение не заменят никакие пособия. Настоящий обучатель передает не одни только знания, но способствует воспитанию многих необходимых человеческих качеств - прежде всего кодекса чести, интеллигентности и таких добродетелей, как правдивость, честность, совестливость, милосердие.

Потом другой вопрос. Интерес - то можно пробудить, но надо суметь удовлетворить этот интерес, и тут чрезвычайно важно, чтобы пробужденный интерес как - то поддерживался. Надо давать ребятам списки книг, которые можно читать по этому предмету, указать, где можно поработать. В современном образовательном процессе активно применяются также информационно-коммуникационные технологии, с которыми обучающийся может работать самостоятельно, осуществлять поиск нужной информации и самоконтроль. Можно указать познавательный портал clow.ru, где можно найти интересный материал о России, познакомить с DVD - диском « Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», ответить на те вопросы, которые являются у ребенка, научить его самостоятельно работать в данной области знания. Учитель может дать целый ряд советов, как ребятам за это дело взяться, и таким образом пробужденный интерес у ребенка не будет затухать, а будет развиваться больше и больше. Ведь нам с самых младших классов все время приходится учить самостоятельно работать. Если учитель не научит ребенка самостоятельному чтению книги, умению работать в библиотеке, плохо вооружит его для самостоятельной работы в старших классах, а там ему придется разъяснять. Нужно научить ребят работать коллективно. Надо, например, выделить группу ребят, которая особенно плохо пишет, поставить перед ними определенную цель, научить преодолевать одну трудность за другой, проверять себя и друг друга, помогать друг другу. Надо, чтобы работа захватила, увлекла ребят. Важно, чтобы учитель пробужденный интерес как - то поддерживал…

Затем возникает вопрос о том, как перейти к самому главному - к умению передать ребятам свои знания. Прежде всего для этого необходимо, несомненно, чтобы он сам знал, что он рассказывает. Если он учит грамматике, необходимо, чтобы он сам знал эти грамматические правила. Если он разъясняет литературу - чтобы он сам ее читал. То же самое надо сказать и в отношении преподавания истории, обществознания и т. д. Учитель прежде всего должен знать свой предмет, а затем уметь передать его. Это большое искусство - передавать знания в популярной форме, с того конца, с которого надо, чтобы заинтересовать учеников, уметь остановиться на самом главном, уметь выделить самое существенное от второстепенного, все это конкретно сказать и проиллюстрировать примерами. И образцовый урок, и образцовый рассказ должны приковывать внимание ребят к тому, о чем идет речь. Это самое главное. Если учитель рассказывает интересно, тогда вопросы дисциплины отходят на задний план: ребятам интересно, они слушают. При этом важно, чтобы учитель знал своих учеников. Хороший учитель знает, какому ребенку какой вопрос надо предложить, потому что он знает слабые стороны каждого ребенка. Конечно, при большой группе это немножко трудновато. Хороший учитель должен знать индивидуальность каждого ребенка. Возьмем, например, русский язык. Один ребенок может прекрасно рассказывать, - рассказывать живо, точно, но писать не умеет; другой - напротив - не умеет говорить, но умеет писать. Так вот, каждый учитель знает, как надо спросить ребенка и кому какое задание дать.

Налаженность общей школьной жизни чрезвычайно важна. Необходимо внимание ко всем этим мелочам, ибо весь режим школы, вся ее налаженность необычайно влияет на дисциплину. Конечно, дисциплину мы понимаем не в том смысле, что ребята должны сидеть и не шелохнуться. Мы должны ее понимать в том смысле, что ребята должны уметь как - то коллективно работать, не мешая друг другу, помогая друг другу в работе.

Необходимо так наладить обучение ребят в школе, чтобы они не только воспринимали то, что им говорят, а чтобы они умели и самостоятельно учиться, проявляя инициативу в работе. Хороший учитель это умеет сделать.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Учитель не просто дает знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.


© 2010-2022