Доклад по теме Мастер класс

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Мастер-класс рассматривается как одна из форм эффективного профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

Мастер-класс - это вид деятельности по повышению квалификации и мастерства учителя, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников.

М.М.Поташник дает следующее определение: мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером «ученикам» опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей.

При проведении мастер-класса используются положения концепции личностно-ориентированного подхода, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.
При каких условиях можно прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса? Это следующие условия:


  • мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе матер-класса;

  • повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

  • готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

  • рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики;

  • Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своего профессионального мастерства. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

  • стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

  • осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно- познавательной деятельности каждого учителя.

При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, достигается активизация познавательной деятельности.

Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики - выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.

Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.

Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности.

Профессиональное мастерство всегда есть результат достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерство приходит с годами, либо, как утверждают злые языки, не приходит совсем. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их.

Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться "лица необщим выраженьем". Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого воспитательно-образовательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Идея состязательности как бы уходит на второй план, но вовсе не исчезает. Просто парадигма "инновационности" профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Профессиональный путь учителя-инноватора не всегда триумфален, Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из этого достойные уроки - значит стать мастером своего дела, педагогом-профессионалом. Высокий класс мастерства учителя, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату. Это весьма важная и ответственная процедура высоко ценимая в работе любого мастер-класса.

Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для полноценного использования технологии нужна предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научно-методической основе. Именно такая проработка опыта даст учителю-практику не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии.

Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые профессиональные успехи так или иначе "замешаны" на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере "педагогического воспроизводства". Но, как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной "шлифовки" и совершенствования.

Бесконечно прав В.А. Сухомлинский утверждая, что «становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.

В этой связи возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса. Перед учителем-мастером стоит целый ряд проблем:

  • Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса?

  • Каким способом лучше сделать это?

Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, области, региона и страны в целом. Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне.

Подготовка и проведение мастер-классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии мастер-класса:

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  • кратко характеризуются основные идеи технологии;

  • описываются достижения в работе;

  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.


  1. Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.


  1. Проведение имитационной игры:

  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

  • слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

  1. Моделирование:

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

  • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.


  1. Рефлексия:

  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.


© 2010-2022