Сравнительная таблица на тему: Основные концепции обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительная таблица основных концепций обучения.

Критерии

Основные концепции обучения

Программное обучение

Проблемное обучение

Рефлексивное обучение

Развивающее обучение

Теория поэтапного формирования умственных действий

Гуманистическая теория

Методологическая основа

Программное обучение: 1) как процессе управления, 2) информационном процессе и 3) процессе индивидуализированном.

Программированное обучение учитывает законы научения: 1) закон эффекта (подкрепления) - если связь между S+R=удовольствие, то прочность связей нарастает, и наоборот. 2) закон упражнений - чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее

Как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. проблемные задачи -поиск нового способа решения.

Опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека.

Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Основная задача педагога- организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Формируемые в процессе обучения ЗУН не могут быть усвоены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения какого-либо действия человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего следует сосредоточить внимание

Каждый человек - неповторимая личность. Поведение личности определяется врожденным стремлением человека к актуализации.

Целью обучения и воспитания должно быть изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача - развития, саморазвития личности, поиск самоактуализации.

Авторы концепции

Скиннер

Краудер

Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.

И.М.Сеченова и И.П.Павлова С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин и Ю.К.Бабанский

И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др.

П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др

Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Основные идеи

В основе обучающая программа:1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его усвоению, 3) формы контроля усвоения.

Основные принципы: 1) дозированность учебного материала, 2) активная самостоятельная работа студента, 3) постоянный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования ИТ.

Функции преподавателя:

1. служит источником информации;

2. организует учебный процесс;

3. контролирует степень усвоения материала;

4. регулирует темп изучения предмета;

5. дает необходимые разъяснения;

6. предупреждает ошибки;

7. обеспечивает обратную связь: внутреннюю и внешнюю.

Задача- выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Суть состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, он ставит проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. Новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.

Цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений.

Процесс овладения ЗУН последовательно складывается из предъявления учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и последующего применения на практике, т.е. оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Предъявление-

Восприятие-

Осмысление-

Запоминание-

Применение)

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, педагог конструирует педагогические воздействия на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Первоначально формируются навыки и умения, а затем уже знания. Цикл усвоения состоит из нескольких этапов: На 1-м этапе в результате изучения последовательности выполнения необходимого действия формируется ориентировочная основа его выполнения.

На 2-м этапе материализованного действия -обучаемые выполняют описанные действия..

3-й этап- внешнеречевой. В его ходе обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются.

На 4-м этапе последовательность действия проговаривается без внешнеречевого сопровождения. 5-м (умственном) этапе в результате перехода действия во внутренний план вследствие понимания его смыслового значения и содержания.

Это учение, в котором происходит изменение ученика, его Я-концепции, Роджерс определял следующие условия:

1. Ученики решают проблемы, интересующие и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно.

3. Педагог принимает ученика таким, как он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. 5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся.

Учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

Воспитатель должен побудить учащихся к нравственному выбору.

Типы концепции (по классификации)

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

современные дидактические концепции

Гуманистическая концепция обучения

Сильные стороны

Мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Является наиболее перспективным. Т.к. (с развитием рыночных отношений) переход с режима функционирования на режим развития. Движущая сила -рефлексивные способности. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения, спланировать и осуществить деятельность по преодолению противоречий. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий.

Возможность усвоения обучаемыми большого объема теоретических знаний, которые должны стать основаниями для решения практических задач.

Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения.

Сокращение времени формирования навыков и умений за счет описания или показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их усовершенствования и оптимизации.

Внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком

ограничения данного подхода

Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

требует больших затрат времени;

применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых, препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

В меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков; требует больших затрат времени для усвоения нужного объема знаний.

Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся т.к. не творческой деятельности.

Специалист, образно говоря, много знает, но мало умеет. Дидактические возможности достаточно разработанной и отлаженной теории уже полностью реализованы.

Происходит существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, возникают сложности в разработке методического материала. У обучаемых формируются некоторые стереотипы мышления и моторных действий в ущерб развития их интеллектуального творчества.

Гипертрофия выше указанных черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

4. Познакомьтесь со структурой учебной деятельности, предложенной В.В. Давыдовым в теории развивающего обучения. Проанализируйте такой компонент учебной деятельности, как учебная задача. Результаты представьте в таблице.

Параметр анализа компонента УД

Характеристика компонента УД - учебная задача

Источник литературы

Определение

основная морфологическая единица учебной деятельности, основной целью которой является изменение самого субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» (Д.Б.Эльконин)

Булыгина Т.Б. Психология обучения. Арх-ск, 1999 с.60

Классификация

(с указанием основания)

Д.Г. Деллингерова:

5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам :

1) задачи на воспроизведение знаний;

2) задачи на простые мыслительные операции;

3) задачи на сложные мыслительные операции;

4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

5) задачи на продуктивное мышление.

Г.А. Балл - в зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделяется 5 видов:

1)перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.)

2)мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.);

3)имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющи­еся знания представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;

4)мнемические задачи (запомнить, вспомнить);

5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).

Гамезо М.В. Общая психология, М, 2002 С.220-222

Структура

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде";

построение системы частных задач, решаемых общим способом;

предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий решения той или иной учебной задачи (как известно, действие соотносится с целью задачи, а его операции - с ее условиями).

Фридман Л.М. Компоненты учебной задачи:

1.Предметная область- класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь.

2. Отношения, которые связывают эти объекты.

3. Требование задачи- указание о цели решения задачи, то, что необходимо установить в ходе решения.

4. Оператор задачи - совокупность тех действий (опера-ций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

Педагогическая психология[электронный ресурс] imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/ch5_3.html Доступ свободный. Проверено 03.11.2013



Булыгина Т.Б. Психология обучения. Арх-ск, 1999 с.60

Методы и методики диагностики

Методы: включенного наблюдения, тестирование, опрос, открытый ответ, сбор сведений (материалов ученика).

Методики: «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Методика «Выбор учебных заданий».

Автор Н.В. Пророк [1, с.155].

Методика выбора задачи - «способа».

Автор А.К. Дусавицкий [1,с. 156]

Экспертная оценка учителем уровня сформированности у учащихся компонентов учебно-познавательной деятельности.

Авторы: Г.И. Репкина и Е.В. Заика [5, с.120].

ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О. В. Белова- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

Большая Энциклопедия психологических тестов А.Карелин М.: Педагогическое общество России, 2001.

Баранова Э.А. «Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников» - СПб.: Речь, 2005

Возрастные особенности

- в мл. шк. возрасте

- в ср. шк. возрасте

- в ст. шк. возрасте

Мл.шк.возраст

Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.

[7,с. 355]

Ср.шк.возраст

Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.

Старш.шк.возр

Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. Решение учебных задач для старшеклассников становятся основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления [7,с.380]

Педагогическая психология [электронный ресурс]syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=14 Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону, 2006.

Педагоническая психология [электронный ресурс]library.tuit.uz/skanir_knigi/book/pedogogicheskaya_psihologiya/glava2.htm Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Методы и условия формирования в образовательной среде

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

[электронный ресурс]detzdrav.com Доступ свободный. Проверено 03.11.2013

Методы и условия формирования в семейном воспитании

Факторы влияния семьи:

1. состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов;

2. позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны - например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Либо: он является внуком бабушки и дедушки, которых посещает в деревне, сыном своей матери и пасынком приходящего отчима (сожителя матери), младшим братом по отношению к сестре и старшим братом по отношению к брату. Формирование в семье оказывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждения о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;

3. основные (реальные) воспитатели-социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

4. стиль воспитания в семье -- можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей), эмоциональных (теплота-холодность в отношениях между людьми), интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших), культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности), познавательных и творческих особенностей.

[электронный ресурс]detzdrav.com Доступ свободный. Проверено 03.11.2013



© 2010-2022