- Преподавателю
- Другое
- Методическое сообщение Профессиональная этика в системе учитель-ученик
Методическое сообщение Профессиональная этика в системе учитель-ученик
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Озерова Е.Н. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профессиональная этика в системе учитель и ученик
В учебно-воспитательном процессе система отношений «учитель - ученик» по степени значимости играет роль и, в то же время, отличается большим многообразием возникающих в ней противоречий. Определим в названной системе отношений нравственный аспект.
Система отношений «учитель - ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых мимолетных, простых пространственно-временных психологических и социальных контактов, до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер. Нравственные отношения системы «учитель-ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса и важным методом воспитания. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его.
Естественно, что доброжелательные отношения порождают обстановку доверия учащихся к преподавателю.
Основное же направление деятельности педагога в его отношениях с учеником указывает принцип педагогической морали, который гласит: учитель несет моральную ответственность за всестороннее развитие учащегося. Из этого вытекает ряд нравственных норм:
-относиться к учащемуся как к личности, уважать и поддерживать наиболее ценные его личностные качества, способствовать их развитию;
-любить детей, быть внимательными к каждому ребенку;
-постоянно изучать внутренний мир своих учеников, а также условия их жизни с тем, чтобы иметь возможность понимать каждого учащегося и принимать правильные решения, предусматривая все педагогические и социальные последствия своих действий;
-быть требовательным к ученику, видеть в мере требовательности меру уважения к нему;
-стремиться, чтобы отношение к учащемуся носило не просто деловой, официальный, но и человеческий, товарищеский характер;
- подходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой: верить в возможности его развития, выявлять способности;
-не унижать человеческого достоинства ребенка.
Уважение учащихся - общее нравственное требование для учителя.
Требовательность к учащемуся как выражение уважения к нему и как мера этого уважения несет в себе педагогическую ценность. Требовательность - это умение учителя подходить к оценке личностных качеств, поступков и знаний учащихся, постоянно сознавать необходимость совершенствования личности учащегося, поднимать уровень его культуры. Мера требовательности учителя к учащемуся - своеобразная мера уважения к нему: чем больше требовательности выявляет учитель к учащемуся, тем больше он уважает его - и наоборот.
Требовательность как норма педагогической морали обладает рядом признаков, среди которых:
-объективность, целесообразность, продиктованная потребностями педагогического процесса;
- она не должна угнетать;
-доброжелательность, то есть требовательность человека, искренне заинтересованного в судьбе учащегося;
-она должна быть понятна ученику и восприниматься как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз учителя;
-реалистична и выполнима, соответствовать возможностям ребенка.
Трудности в осуществлении требовательности на практике часто связан ы с отступлениями от названных норм, с отсутствием у учителей единства в понимании требовательности. Последнее в какой-то мере снижает авторитет самого принципа требовательности. Именно поэтому иногда некоторые из требований воспринимаются как субъективизм или даже как его чудачество, оценивается учащимися не как уважение к ним, а как придирчивость, педантизм и даже деспотизм.
Быть нетребовательным учителем легче и проще, ибо при этом меньше затрачивается труда, времени и энергии. Более того, на какое-то время - пока учащиеся не разобрались - могут даже сложиться благоприятные отношения
учителя с учениками и их родителями, с администрацией школы.
У нетребовательного учителя выше оценка знаний и умений, и к нему меньше претензий. О нем может даже сложиться мнение, что он - добрый, чуткий, тогда как другие - требовательные учителя -«недобрые» и «злые».
Однако, рано или поздно обнаруживается конечный результат работы нетребовательного учителя, и все начинают понимать: он плохо учил, Работа такого учителя по существу _ обмани неуважение к учащимся.
Благоприятные условия для взаимоуважения учителя и ученика создает выполнение учителем нормы - уважения мнения учащегося как требовательность учителя к самому себе.
Требовательность учителя к себе - это отношение его к своим ошибкам и промахам, к своей работе и поступкам.
Литература:
Чернокозова И.И. Профессиональная этика учителя.- Киев.:Рад.шк.,1988